на главную страницу

16 Сентября 2006 года

Планета людей

Суббота

Люди гибнут и металл

Вадим МАРКУШИН.



     На Северном Кавказе упал очередной вертолет. Как утверждают, причиной падения, вероятнее всего, стали «ошибки экипажа в пилотировании воздушного судна, сопряженные с неблагоприятными метеоусловиями в горной местности». Вполне похоже на правду. Летчики устают физически и психологически. Нервы напряжены до предела. Начинает подводить реакция, снижается надежность связи между мозгом и зрением, слухом, конечностями. Ошибки тут как тут.
     Есть такой каверзный предмет – сопромат. То есть сопротивление материалов. Студенты его не очень жалуют. Зато те, кто посвятил ему жизнь, могут рассказать много удивительного в этой области. В том смысле, что мертвая материя – понятие относительное, что она тоже живет своей жизнью, по-разному чувствует себя в различной среде, сопротивляется давлению, агрессии.
     Слушаешь этих влюбленных в свой предмет чудаков, и тебе начинает казаться, что неодушевленная материя имеет свойства материи живой. И что сделанная человеком машина как бы наследует человеческие слабости и в силу этой причины в какой-то критический момент может не выдержать перенапряжения и рухнуть замертво. Не зря же говорят о физическом и моральном износе всего произведенного людьми.
     Что же тогда говорить о самом человеческом организме! Конечно же он изнашивается быстрее металлов и машин. Ибо состоит не из кристаллических решеток, а из живых клеток. На человека давят не только профессиональные обязанности на порученном участке работы, не только моральная ответственность перед коллективом, начальством, семьей, но и та общая социально-экономическая атмосфера, в которой он живет. К сожалению, заметных положительных сдвигов в ней пока не наблюдается. Принимаемые меры часто носят косметический характер, внедряемые плюсы мгновенно нейтрализуются подкарауливающими их минусами.
     Одолевают сомнения о верности целых направлений социально-экономического развития. Едешь, к примеру, по нынешней Москве, превращенной в одну сплошную пробку, и думаешь: вот она, изнанка автомобильного прогресса. На рабочее место человек является нервным, домой – издерганным. В провинциальных городах столичных пробок нет, зато дымят и скрипят приватизированные частниками советские автобусы. Народ в них толкается злой, недовольный тем, что его бесконечно «проверяют на прочность».
     Да уж, от этих проверок человеческого материала на прочность порой становится тошно. Вот, скажем, цены на бензин, возбуждающие всеобщее недовольство. Главный из министерских аргументов заключается в том, что у нас, мол, «цивилизованный рынок», поэтому владельцы нефтяных компаний сообразуют свои действия не с пожеланиями высокопоставленных правительственных чиновников, а с законами коммерции. Последние же формируются в «ледяной воде эгоистического расчета», а не под воздействием чувств сострадания к соотечественникам.
     Между тем цены на бензин подчиняют себе все прочее. Любое повышение, даже еще не произведенное, а лишь обещанное, дает оправдательный сигнал для очередного взвинчивания тарифов повсюду. То есть там, где хоть что-нибудь предлагается в обмен на деньги. Даже владелец парикмахерской показывает большим пальцем в сторону бензоколонки. Он, дескать, приезжает сюда не на своих двоих, а на «тачке», которую в отличие от лошади кнутом не проймешь.
     Можно ли остановить рост цен на нефтепродукты в стране, которая этими продуктами богата настолько, что в больших количествах продает их на сторону? 99 россиян из 100 полагают, что можно. Но так не считают эксперты, нанятые нефтяными магнатами на работу для аргументированного разъяснения широким слоям всей глубины их заблуждений в данном вопросе. За ходом специализированной мысли уследить нелегко, тем не менее в знаменателе высвечивается резюме: раз Россия сосуществует во взаимодействии с главными мировыми потребителями углеводородного сырья, она не должна вводить льготы на внутреннем бензиновом рынке. Если же она будет это делать, у нее обязательно возникнут проблемы.
     Однако наш обыватель из широких слоев не лыком шит. Он читает газеты и смотрит телевизор, по которому выступают не только вышеназванные эксперты, но и другие знающие люди. Выражаются последние как-то проще и яснее, по ходу приводя наглядные примеры сосуществования с богатой мировой клиентурой некоторых других нефтедобывающих стран. И в этих странах цены для соотечественников стабильно низки.
     Мяч, таким образом, опять оказывается на стороне подкованных экспертов и тех, у кого они получают зарплату. У них есть что ответить и неугомонному обывателю, и тем знающим людям, которые морочат обывательские головы своими «популистскими» доводами. Эксперты пускаются в такие трудно проходимые политэкономические джунгли, что среднестатистическому россиянину остается только махнуть на все рукой и не лезть со своими дурацкими вопросами туда, где мостят магистральную дорогу к светлому и сытому будущему.
     Мы же махать рукой не станем и спросим: в чем же, собственно, заключается регулирующая функция государства? И что за полномочия оно дало членам правительства, если с ними не хотят считаться монополисты?
     На одном из последних заседаний правительства премьер-министр Михаил Фрадков дал поручение подчиненным выработать комплекс мер по обеспечению диверсификации российской экономики. Он подчеркнул, что перед правительством «стоит задача изменить структуру экономики, чтобы перелить капитал из сырьевых отраслей в перерабатывающие». Премьер призвал членов правительства и всех чиновников «прекратить болтать» о модернизации национальной экономики и начать работать. Среди отраслей, определяющих рост экономики, на первое место Фрадков поставил энергетику. Он сказал, что «надо строить электростанции» и что «правительство должно помочь в решении этого вопроса Чубайсу», которого «беспокоит, что электроэнергетика становится узким местом развития российской экономики».
     Все верно. Когда-то Россию начинали поднимать именно с выполнения плана ГОЭЛРО. Может быть, кое-кому стоит собраться да еще раз посмотреть кинофильм «Коммунист». Вспомнить, как неистовый партиец Губанов ездил по инстанциям и добивался гвоздей для строящейся электростанции. И как он пилил дрова для паровоза, чтобы доставить необходимый груз к стройке. Понятно, что на подобные трудовые подвиги нынешние менеджеры не способны. Так ведь нынче и не требуется. Требуется лишь честно отрабатывать зарплату, которая у них, судя по внешнему блеску, не маленькая.
     Но вернемся к вопросу о всеобщей усталости. Народ явно переутомился. Он с надеждой глядит на государство. А оно, государство, порой напоминает ему образ того алчущего человека, который был нарисован классиком. Утроба человека ограниченна, однако воспаленное воображение рисует впереди грозные перспективы. Человеку все время кажется, что «черный день» вот-вот нагрянет и тогда разверзнется таинственная прорва, в которую придется валить, валить и валить.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex