Перейти на главную страницу

20 Сентября 2006 года

Спорт

Среда




2000 дней в тени "Коней".

    В наше время футбольный матч – это не только сражение двух команд на поле. Футбольный матч, помимо всего, это соревнование на смекалку, находчивость, ловкость и выдержку между болельщиками встречающихся команд. А когда встречаются такие команды, как ЦСКА и «Спартак», противостояние становится просто принципиальным, получающим ко всему прочему определение «дерби». И выяснить, кто достойнее, можно не только «на кулаках». Хотя не обходится и без этого. Вспомнить, к примеру, 11 марта, когда армейский клуб встречался со «Спартаком» в матче за «Парламент – Суперкубок». Тогда возле станции метро «Улица 1905 года» произошла массовая драка, участие в которой, по подсчетам милиции, приняли около пятисот человек. Так поклонники двух популярнейших российских клубов выясняли, чьи болельщики сильней. Только вот такая «поддержка» часто для кого-нибудь заканчивается плачевно, проще говоря, больничной койкой. Те же люди, кто в силу либо своих физических возможностей, либо просто не приемлющие данный способ поддержки своего клуба, в потасовсках не участвуют, болеют за своих кумиров на стадионе.
    Поддержка команды на стадионе – вот то, что все больше ценится в футбольном мире. Поддерживать команду можно по-разному: приходить на стадион и срывать голос. Можно до потери сознания дуть в дудку или бить в барабан. А можно не спать ночами, рисуя всевозможные баннеры или сшивая ткань в длинные, тридцатиметровые полосы. Чтобы потом, придя на стадион за 6 часов до стартового свистка судьи, успеть разложить их на трибуне по определенным секторам для получения итогового рисунка. Все это между собой болельщики называют одним словом «суппорт» (от англ. support – поддерживать).
    
Мы на пути к победе, нас не остановить

    Подготовка к дерби началась не менее чем за месяц до игры. На интернет-сайтах фанатов ЦСКА появились объявления о поиске новых идей для матча ЦСКА – «Спартак». Какие должны быть идеи? Масштабные, грандиозные, яркие, но и одновременно реальные к исполнению. Все соображения по уже сложившейся традиции сыплются в одну «копилочку» – к хрупкой девушке (на снимке), несущей на своих плечах всю организацию визуального оформления трибун. И уже потом, выбрав из всех предложений самые оригинальные, несколько авторитетных среди армейских болельщиков людей собираются и выносят свой вердикт. Что воплотить в жизнь, а что отложить в долгий ящик. Несомненно, все идеи согласовываются с ПФК ЦСКА. Для справки: уже давно действует официальный Клуб любителей спорта (КЛС) ЦСКА, и любой болельщик армейцев может стать его официальным членом. Взаимодействие это двустороннее – болельщики становятся официальной группой поддержки, а КЛС, в свою очередь, защищает и отстаивает интересы поклонников ЦСКА на различных спортивных мероприятиях. Причем не обязательно футбольных. Помощь КЛС видна и на баскетболе, и на хоккее. Иногда КЛС помогает воплощению в жизнь различных проектов. Например, в финальном матче на Кубок России (кстати, против все того же «Спартака») клуб помог с заказом огромного печатного герба армейцев. А вот на игре против питерского «Зенита», состоявшейся в июле в северной столице, болельщикам разрешалось пользоваться пиротехникой, пронесенной на трибуны благодаря КЛС. Главное, чтобы та пиротехника не оказалась на беговой дорожке или – хуже того – на футбольном поле.
    Когда идеи выбраны, встает самый острый вопрос – финансовый. Вряд ли это будет большой тайной, если сказать, что для воплощения креативных идей во что-то реальное нужны деньги. Причем немаленькие. Откуда же берутся средства? Некоторые клубы сами выделяют деньги на развитие собственной поддержки. Иногда болельщики ищут спонсоров в лице каких–нибудь компаний. Размещая за это на своих баннерах либо футболках название или слоган той или иной фирмы. Что лучше, а что хуже, решать не журналистам, но армейские болельщики выбрали совсем другой, но не менее распространенный способ – деньги собираются как пожертвования – «кто сколько сможет». На каждом матче все та же девушка и ее помощники принимают бумажки достоинством от 10 рублей и выше.
    Непосредственное воплощение идей начинается с магазинов и складов. Множество людей принимают участие в закупке ткани, десятков баллончиков с краской, огромного количества катушек с нитками и, оставляя за собой пустые полки, отправляются готовить основу для будущих цветных баннеров.
    Баннеры – большие по размеру полотна, на которые наносится текст или рисунок. Главное их предназначение – это обращение либо к команде или тренеру, либо к сопернику. Баннеры могут быть разные. Как большого размера, так и не очень. Чтобы получить баннер большого размера, необходимо в течение нескольких дней сшивать ткань, так как стандартные рулоны имеют ширину всего полтора метра. Но тут сразу возникает еще одна проблема – проблема рабочего места. Обычно ткань сшивается дома у кого-то из болельщиков. Человек пять, заранее выбрав день и место, ставят посреди комнаты две-три швейные машинки и попеременно прошивают бесконечные метры шелка или обычной хлопчатобумажной ткани. Представить это сложно, но… Непрофессиональные портные совершенно безвозмездно сидят по пять-шесть часов за швейными машинками, расходуя за это время километры ниток. Когда готов, так сказать, мольберт, на плечи той самой девушки, о которой упоминалось выше, ложится задача, с которой она справляется вот уже несколько лет. Помимо принятия важных решений, сбора денег или выбора рисунков, она еще и сама подает пример, как надо работать на благо армейского фанатского движения. Что конкретно будет рисоваться, знают ограниченное количество человек, точнее, только организаторы и художники. Так же, как и место, где будет создаваться баннер, – не дома же рисовать на полотнище размером 20 на 30 метров! Почему о том, что и где рисуется, знает только ограниченное количество людей? Так ведь чем меньше знает людей, тем меньше лазеек для утечки информации. Так что конфиденциальность превыше всего. Хотя бы ради собственной безопасности. История знает немало случаев, когда болельщики одной команды рисуют спокойно баннер, а тут непонятно откуда подъезжает автобус с поклонниками команды соперников, причем явно не для того, чтобы краски подавать. Главная задача «гостей» – испортить баннер и по возможности продемонстрировать художникам свои мускулы.
    Но вот баннеры нарисованы, флаги сделаны, шары надуты…
    
Мы должны сегодня победить

    Наступает долгожданный «Derby day». Даже пасмурное небо и накрапывающий дождик не могут испугать болельщиков. Время «Ч», и у одной из трибун стадиона «Динамо» начинают собираться болельщики ЦСКА. Сбор назначен аж за 6 часов до начала матча! В списке на преждевременный проход на трибуну заявлены около ста человек. Возникает вопрос: «Зачем?» Но при взгляде на тот «багаж», который предстоит пронести, все вопросы у милиции отпадают. 700 флагов, 12 ярко-желтых букв, сделанных из шариков и посаженных на каркас, около тысячи красно-синих шаров, сотни метров яркой ткани и примерно 5.000 красных и синих картонных листов, которые, к слову, резались до 3 часов утра предыдущей ночи теми, кто был в дружных рядах той самой сотни армейских болельщиков. Все это «богатство» наша доблестная милиция осматривает так, будто зайти нужно в Кремлевский дворец. Ну что ж, это их работа. Проверяют все: от содержимого сумок до содержания баннеров. Некоторые плакаты своеобразный «фэйс-конроль» не проходят. Их приходится оставлять вне игры. При проходе на стадион каждый уже знает, за какой сектор отвечает и что ему надо будет сделать. Кстати, только при проходе на стадион люди узнают, по какому сценарию и когда поднимаются те или иные баннеры.
    Хотите понять все величие стадиона? Многие из вас подумают, что вся красота открывается, когда он забит под завязку, гудит в напряжении. Уверяем, что почувствовать великолепие спортивного сооружения можно только тогда, когда видите его абсолютно тихим и пустым. Когда в сектор заходят организаторы, все резко меняется. Начинается работа. Основная цель – сделать все быстро, аккуратно, чтобы все не пришлось переделывать после случайного порыва ветра. Поскольку делается все это не впервые, да и помощников достаточно, с поставленными задачами все справляются, и за 3 часа до матча милиция предлагает всем покинуть стадион. Чтобы потом, спустя сорок минут, опять запустить, еще раз досмотрев.
    За два часа до начала матча вся «бравая сотня» расставлена по местам, откуда уже не должна отлучаться. С момента, когда на стадион пускают и «простых смертных», задача каждого из пришедших заранее – следить за тем, чтобы все подготовленное «дожило» до начала матча. Почему так? Картонки и шары, выложенные в определенном порядке, могут взять и поменять местами – рисунок будет нарушен. А еще, например, шарики могут просто-напросто растащить по сектору, вместо того чтобы оставить их в одном ряду, как задумывалось, а на картонку предпочтут сесть, вместо того чтобы поднять на вытянутых руках. Да к тому же из-за ажиотажа вокруг предстоящего матча появились слухи, что болельщики «Спартака» из-за нехватки билетов могут прийти в тыл армейцев – на их собственную трибуну. Факт, конечно, малоприятный, но помимо всего грозящий стычками между противоположными сторонами. А на фанатской трибуне это было бы сродни урагану.
    Необычные ощущения возникают, когда наблюдаешь за наполняющимся стадионом. За два часа до матча приходят единицы, за час – десятки, а за полчаса до начала игры люди, идущие на трибуны, превращаются в бурлящие потоки и совсем недавно пустой стадион превращается в один большой энергетический шар. Такая напряженность витает в воздухе, что кажется, сейчас его прорежет молния.
    Принципиальнейший матч российского первенства и не может вызывать других эмоций. Но кто-то все же не выдерживает такого накала страстей! На центральных трибунах, именно на центральных, начинаются словесные перепалки между болельщиками разных команд. Милиционеры на время остаются в стороне, но когда слова переходят в дело и на секторе начинается самая настоящая драка, не могут не вмешаться. Рассаживая перемешенных и неугомонных болельщиков, словно детей, по разным «углам».
    За 10 минут до матча стадион забит под завязку. На «Динамо» редко увидишь, чтобы сразу 3 яруса были заполнены. Но болельщики все идут и идут на стадион…
    
Пока мы едины, мы непобедимы

    И вот начинается долгожданное! Команды выходят на поле. Тут начинается то, к чему все готовились несколько недель. На сленге фанатов это называется «перфоманс» (от англ. performance – представление). Сектор за воротами по команде старших первым приходит в движение. На трибуне начинает подниматься большой красно-синий баннер с огромной звездой. На полотнище гордая надпись: «ЦСКА НАВСЕГДА». Это служит знаком для других секторов – один за одним поклонники ЦСКА начинают поднимать большие красно-синие полотнища, картонки и шары. И только тогда, когда огромное количество людей скрывается под цветами этих полотнищ, становится заметна вся масштабность задумки. Впервые в истории задействованы не только болельщики, купившие билеты на места за воротами, но и центральные сектора. Тем самым под полотнищами красно-синего цвета оказалось чуть меньше половины стадиона – для армейский болельщиков размах невиданный! И все это за несколько минут до стартового свистка. Ведь только в эти мгновения команда кумиров может осмотреться по сторонам и оценить все то, что для нее приготовили. Жаль, что в очередной раз телевидение игнорирует представление. Оно и понятно, их больше интересует «жареное», что-нибудь типа драки между болельщиками возле метро или стадиона. А тут шарики, флажки…
    Со стартовым свистком над стадионом разносится уже традиционное: «Звучит наш гимн! ЦСКА непобедим!», а сразу после заводящий человек на одном из фанатских секторов начинает во весь голос: «Утро красит ярким светом…» – и вся трибуна продолжает за ним: «…стены древнего Кремля. Просыпается с рассветом вся армейская братва!» Красно-синие поют очень громко, но все-таки пока уступают в этом секторам болельщиков «Спартака». И от этого злоба сильнее.
    Весь перфоманс, что разворачивается во время игры, больше относится к болельщикам противника. На этом матче ЦСКА – «Спартак» первый раз в России армейские фанаты развернули полотнище на трибуне противников. Никакой силы не потребовалось. Честно говоря, не понятно, каким образом болельщики ЦСКА незамеченными проникли на трибуну «Спартака», где совершенно спокойно и без уговоров на 10-й минуте матча попросили развернуть баннер. Болельщики «Спартака», видя, что ткань красно-белая, совершенно не задумываясь, взяли и развернули ее. Каково же было их удивление, когда они заметили, что текст на баннере был обращен против них. Когда спохватились, изобретательных армейцев и след простыл.
    На 25-й минуте болельщиками ЦСКА было развернуто старое полотно, которое уже было показано на финале Кубка России: с гладиатором, стоящим на коленях и «громкой» надписью: «Рожденный рабом первым быть не может!» Но повторение было не случайно. Пока был развернут старый баннер, размером, к слову, тридцать на тридцать метров, под ним развернули еще один, такой же по размеру. Он служил как бы продолжением сюжетной линии. Через 2 минуты старый баннер свернули, и показались уже три гладиатора в балетных пачках с недвусмысленным намеком: «Занимайтесь своим делом!»
    Во втором тайме на фанатской трибуне не менее красочно. В тот момент, как команды вышли на поле, появилась огромная надпись высотой 6 метров, а в длину – 75: «МЫ – ЦСКА! МЫ ПОБЕДИМ!» Из-за огромного размера и поднявшегося ветра баннер так и не удалось развернуть полностью – в какой-то момент он поднялся как парус. В течение второго тайма на секторах ЦСКА появлялись текстовые полотна относительно маленького размера, 10-15 метров в длину. «ТРУС НЕ ИГРАЕТ В ХОККЕЙ» – намек на кончину хоккейной команды «Спартак». «ВЫ ВСЕ ЕЩЕ ВЕРИТЕ В СКАЗКИ?» – напоминание о многолетней неудачной серии амбициозных красно-белых в играх с армейцами Москвы. Ну и, конечно же, не обошлось без восхваления стадиона ЦСКА на историческом месте, который недавно начали сносить для постройки нового, современного: «СПАСИБО, ПЕСЧАНКА! ВИВАТ ПЕСЧАНКЕ!» Уже ближе к концу матча на одной из центральных трибун развернули полотно, которое в принципе запретили проносить. Причина проста – затрагивались честь и достоинство одного из игроков «Спартака». Не понятно, каким образом оно все-таки оказалось на стадионе, но «из песни слов не выкинешь». И уж если развернули, то почему бы не восхититься мастерской работой художников и чувством юмора того, кто это придумал?
    Матч закончился со всем известным счетом. Ничья, 2:2. Игроки красно-белых довольны тем, что не проиграли снова, армейцы расстроены тем, что не выиграли. И та, и другая команда благодарят за поддержку болельщиков. После долгого ожидания болельщиков армейцев выпускают самыми последними.
    Но для организаторов матч на этом не закончился. Предстояла еще долгая работа: надо было сложить огромные куски материи так, чтобы они были транспортабельными, посчитать количество флагов, оставшихся после матча, да и вообще собрать все...
    Уже потом станет ясно, насколько много люди потратили эмоций и сил за эти 90 минут, как много из них заболело за время, проведенное на ветру. Только потом станет ясно, что от 700 флагов осталось всего 350, а некоторые древки, на которых держатся флаги, сломаны… Но никому не будет понятно, откуда у людей после всего этого возьмутся силы на новые подвиги во имя поддержки Центрального спортивного клуба армии…
    И еще. Сыграв в 19-м туре со «Спартаком» вничью – 2:2 армейцы продлили свою беспроигрышную серию в матчах против красно-белых, начавшуюся в далеком 2001 году. Кстати, 20 сентября будет ровно 2.000 дней с того момента, как «Спартак» в последний раз уходил с поля после матча с ЦСКА с поднятой головой. Отметим?
 ||  Екатерина ЛОКТЕВА, Роман БИРЮЛИН . Фото авторов и Александра ЗЕМЛЯНИЧЕНКО.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex