на главную страницу

21 Сентября 2006 года

Армия и общество

Четверг

Не хватает денег? Умейте экономить!

Юрий АПАЛЬКОВ, «Красная звезда».



     ГлавФЭУ информирует

     В 2006 году Министерство обороны установило своеобразный рекорд среди всех силовых ведомств, приняв участие в реализации 13 федеральных целевых программ с объемом финансирования более 30 млрд. рублей. При этом налицо явная тенденция роста числа подобных программ с участием Минобороны, ведь если в 2005 году их было 10 с объемом финансирования порядка 20 млрд. рублей, то на 2007 год Министерством обороны предполагается участие уже в 15 федеральных целевых программах на сумму около 40 млрд. рублей.
     По каждой из данных программ определено, сколько ассигнований необходимо на реализацию программы, определены конкретные мероприятия, подлежащие финансированию, количественные показатели и сроки их реализации. И все это сопровождается постоянным мониторингом достижения результатов и представлением соответствующей отчетности, что в свою очередь определяет масштабы экономической деятельности в Министерстве обороны.
     На заседании Коллегии Министерства обороны Российской Федерации 27 июля 2006 г., одним из основных вопросов которой были проблемы финансового обеспечения Вооруженных Сил в 2006 году, а также расходы Министерства обороны в составе перспективного финансового плана Российской Федерации на 2007 - 2009 годы, особое внимание было уделено порядку распределения ответственности за реализацию федеральных целевых программ между органами военного управления, а также регламентации их деятельности. Рассмотрение этих проблем не было случайным. Как показало первое полугодие 2006 года, наибольшей эффективности программных расходов удалось добиться в случаях четкого определения ответственности на всех уровнях реализации программ с изданием соответствующих нормативных документов (приказов, директив).
     Внедрение ряда программных методов позволило военному ведомству повысить контроль над производимыми расходами, что значительно сократило количество нарушений при распределении и использовании выделяемых ресурсов. Так, за последние три года в использовании средств федеральных целевых программ практически не выявлено случаев грубых финансовых нарушений (хищение, незаконный расход).
     Одной из самых злободневных проблем Российской армии по-прежнему остается вопрос экономии топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Отчетные данные, а также материалы ревизий и проверок свидетельствуют о снижении активности в области эффективного использования и оплаты потребляемых ТЭР, о наличии в войсках (силах) множества недостатков и нарушений.
     Прорывом для оптимизации расходования средств на оплату электроэнергии может стать участие Министерства обороны в формируемом в Российской Федерации оптовом рынке электроэнергии, что в свою очередь дает Минобороны возможность выбора оптимального варианта закупок электроэнергии. По крайней мере, уже сегодня всерьез прорабатываются варианты возможного сотрудничества с отдельными компаниями. А поводов для оптимизма в этой ситуации вполне достаточно, ведь только по скромным подсчетам ежегодный экономический эффект от внедрения инструментов оптового рынка электроэнергии для Министерства обороны может составить порядка 12—17 процентов.
     А сколько головной боли доставляют командирам находящиеся в зоне ответственности частей и подразделений не связанные с Вооруженными Силами потребители энергии. Перевод сторонних потребителей на прямые договоры с энергоснабжающими организациями, проведение постоянной инвентаризации действующих договоров с целью исключения пунктов, ущемляющих интересы Министерства обороны, в том числе по применению завышенных тарифов, уточнение физической потребности в ТЭР исходя из фактически используемого фонда, и его оптимизации – все это должно быть мощным инструментом в руках рачительного командира.
     Кстати, вопросы устранения и предупреждения нарушений в использовании средств на оплату ТЭР довольно подробно рассматривались на сборе руководящего состава финансово-экономической службы Вооруженных Сил в мае 2006 года. По результатам сбора были выработаны рекомендации и поставлены задачи финансовым органам по проведению совместно с квартирно-эксплуатационными органами в третьем квартале текущего года проверок вопросов планирования и использования ТЭР и средств на их оплату. Причем в целях более качественной и активной деятельности в области экономии ТЭР контроль за состоянием работы по сбережению и экономному расходованию средств на оплату ТЭР возложен в том числе и на экономические подразделения финансово-экономических управлений (служб) видов Вооруженных Сил, военных округов (флотов), родов войск Вооруженных Сил.
     Помимо экономии топливно-энергетических ресурсов не менее актуальным продолжает оставаться и вопрос снятия с баланса Министерства обороны объектов жилого фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Увы, несмотря на принимаемые меры, проблема упрощения порядка передачи объектов в муниципальную собственность и сокращения сроков подготовки необходимых документов на государственном уровне остается нерешенной. Это оказывает влияние на сроки реализации недвижимого военного имущества и приводит к значительным дополнительным затратам на содержание данных объектов, не связанных с обеспечением обороны.
     С 2005 года наблюдается устойчивый рост экономии выделяемых военному ведомству средств и в ходе проверки обоснованности трудоустройства и содержания гражданского персонала Вооруженных Сил исходя из фактически выполняемого объема работ. Это стало возможным благодаря повышению качества предварительного контроля за регистрацией в установленном порядке штатных расписаний. Ведь, чего греха таить, бывает порой, что в каком-нибудь гарнизонном детском саду на пятнадцать ребятишек чуть ли не столько же воспитателей и нянечек, хотя фактический объем работ предполагает, например, одного или двух сотрудников.
     Вот и считайте, сколько средств неоправданно утекает из бюджета, в то время как они могли бы пойти на более нуждающиеся в финансировании статьи и проекты.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex