на главную страницу

27 Сентября 2006 года

Армия и общество

Среда

ВОЕННЫМ НУЖНА НАДЕЖНАЯ СВЯЗЬ

Подготовил Андрей ГАРАВСКИЙ.



В России, по данным Мининформсвязи, сейчас ощущается нехватка радиочастот для цифрового наземного и спутникового радиовещания. Не хватает также частот для осуществления широкополосного доступа к сети Интернет и для развития мобильных средств связи. В связи с необходимостью конверсии радиочастотного спектра минувшим летом Правительство РФ утвердило таблицу распределения полос радиочастот между радиослужбами РФ. Предварительная работа велась три года - с того момента, как был принят Закон «О связи» в 2003 году.
  Еще одна важная проблема в этой сфере – строительство отдельной сети связи специального назначения для обеспечения нужд силовых структур в России. Как сообщил заместитель министра информационных технологий и связи Борис Антонюк, никакой специальной сети связи для спецпользователей строиться не будет. Спецпотребителям предложена другая концепция, они покупают не всю сеть, а услугу, а операторы должны построить сеть, которая отвечает критериям информационной безопасности. Речь идет о сетях нового поколения, когда идет не коммутация каналов, а пакетная коммутация.
  «Красная звезда» попросила прокомментировать вопросы строительства отдельной сети связи специального назначения для обеспечения нужд силовых структур и конверсии радиочастотного спектра начальника связи Вооруженных Сил РФ – заместителя начальника Генерального штаба ВС РФ генерал-полковника Евгения КАРПОВА.

     
О создании сети связи специального назначения

     Минобороны России принимало самое активное участие в выработке предложений по построению цифровой выделенной сети связи (ЦВСС) для государственного управления обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. При этом инициаторами по созданию такой сети выступили «силовые» федеральные министерства и ведомства.
     Предложения по ее созданию были обоснованы прежде всего несоответствием существующей сети связи общего пользования РФ, построенной с использованием цифрового телекоммуникационного оборудования (исключительно зарубежного производства), основным требованиям по обеспечению информационной безопасности на сети и противодействием несанкционированного воздействия на нее.
     При Мининформсвязи России была создана группа высокопрофессиональных экспертов от министерств и ведомств под руководством заместителя министра. Рабочей группой были сформированы основные принципы и специальные требования по ее построению и представлены на решение Государственной комиссии по электросвязи, которое было утверждено в декабре 2003 года. И работы по ее созданию были организованы в соответствии с утвержденными планами.
     В настоящее время с учетом внесения изменений в Федеральный закон «О связи» и создания новых информационных технологий по передаче информации нами было принято межведомственное решение отказаться от построения выделенной сети, финансовые затраты на создание которой с учетом размаха территории России, по оценкам экспертов, достаточно внушительны.
     В сложившейся ситуации мы были вынуждены опять же совместно подготовить альтернативные предложения по устойчивому и безопасному обеспечению услугами связи сил и средств государственного управления обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.
     Эта работа пока окончательно не завершена.
     По мнению Минобороны России, особое внимание при создании опытных зон необходимо уделить информационной безопасности, противодействию от несанкционированного воздействия, а также созданию защищенных систем управления и синхронизации на сети.
     Принципы построения, требования к сети, сроки развертывания опытных зон и сети в целом мы будем предлагать в обязательном порядке согласовать и утвердить на заседании Правительственной комиссии по федеральной связи, так как в этом случае затрагиваются в целом важнейшие интересы государственного управления Российской Федерации.
     
Об утвержденной Таблице распределения полос радиочастот между радиослужбами РФ

     России в наследство от распавшегося СССР, помимо всего прочего, достались и определенные проблемы, связанные с «милитаризацией» радиочастотного спектра. Отмечу сразу, что различные данные о занятости спектра военными радиосредствами, которые часто приводятся, несколько преувеличены. Даже если просто посчитать процент полос частот, имеющих категорию ПР (правительственного применения) в Таблице распределения частот 1996 года, то в освоенном участке спектра он составит порядка 12,6%. В таблице, утвержденной правительством в 2006 году, эта цифра еще уменьшилась.
     Что касается конверсии радиочастотного спектра, то этот термин нередко понимают как смену категории полосы частот. Но понятие «конверсия спектра» намного шире. Конверсия, как определено Федеральным законом «О связи», – это «расширение возможности работы радиоэлектронных средств гражданского назначения» без снижения обороноспособности страны.
     На наш взгляд, конверсия радиочастотного спектра сегодня - это три больших направления работ.
     Первое- исследование возможности вывода военных средств из тех полос частот, которые представляют интерес для гражданских операторов. Эти задачи связаны с внедрением в силовых ведомствах новейших радиотехнологий, использующих спектр более эффективно или работающих в других полосах частот. То есть речь идет, скорее, о переоснащении армии и силовых ведомств, чем о простой «оптимизации» используемого ими частотного ресурса. И каждый, кто заинтересован в такой конверсии, должен полностью отдавать себе отчет в том, что дело это не простое, не быстрое и совсем не дешевое.
     Второе - это продолжение работ, позволяющих определить условия совместного «мирного» сосуществования в одних и тех же диапазонах как военных, так и гражданских радиоэлектронных средств. Это требует меньше времени, однако необходимо сразу предупредить, что ошеломляющих результатов здесь ждать не приходится. Тех темпов конверсии, которые были в середине 1990-х, сегодня не будет. Причина в том, что, во-первых, объем доступного спектра не бесконечен и ограничен техническими возможностями нашей эпохи. А во-вторых, не стоит забывать, что, кроме коммерческих выгод, существуют еще и задачи безопасности страны, которые никто не отменял.
     Третье направление конверсионных работ - это выполнение расчетов электромагнитной совместимости военных и гражданских радиосредств для каждого конкретного случая. То есть для определенной технологии, точно названного региона страны и известных параметров излучения и приема.
     Дело в том, что, несмотря на то, что некоторые участки спектра и в новой Таблице распределения полос частот сохранили за собой категорию «ПР», в них сегодня работают и, по всей вероятности, будут продолжать работать гражданские системы связи, как коммерческие, так и производственно-технологические. Условие их успешного и стабильного существования заложено в четком выполнении требований, указанных в решениях Государственной комиссии по радиочастотам, проведении расчетов электромагнитной совместимости с радиоэлектронными средствами военного назначения.
     Данный подход позволяет использовать такой уникальный природный ресурс, как радиочастоты, намного более эффективно, чем если бы полосы были четко поделены между гражданскими и военными средствами.
     Таким образом, конверсия радиочастотного спектра в таком понимании – это крупномасштабная программа, для реализации которой требуется принятие важных государственных решений.
     Отрадно отметить, что первые шаги на этом пути уже делаются. В начале августа с.г. Мининформсвязи России объявило о проведении конкурса на право выполнения научно-исследовательских работ по конверсии радиочастотного спектра. Несомненно, научно-исследовательские институты Минобороны России примут в них самое непосредственное участие. Ведь выполнение таких работ требует владения информацией, которой нет у наших гражданских коллег. В результате будут разработаны программа и концепция конверсии, которые составят основу дальнейших шагов на нелегком пути конверсии радиочастотного спектра.
     Что касается вопроса оплаты за использование радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами, то официальная позиция Министерства обороны Российской Федерации заключается в том, что взимать плату за использование радиочастотного спектра радиоэлектронными средствами, эксплуатируемыми федеральными органами исполнительной власти, в том числе Минобороны России, нецелесообразно. Кстати сказать, это соответствует и мировой практике решения этого вопроса.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex