на главную страницу

27 Сентября 2006 года

Планета людей

Среда

НАСЛЕДНИК ИМПЕРАТОРА ОБРЕТАЕТ ИМЯ

Александр ДУГИН.



В Японии новорожденный наследник императорского престола недавно получил свое сакральное имя. Внука нынешнего императора Акихито от принца Акисино нарекли Хисахито (бесконечная добродетель). До этого у Акихито были только внучки, а престолонаследие по японской традиции синто передается по мужской линии. По всей Японии по этому случаю прошли грандиозные торжества.

     Традиция императорской власти в Японии уходит в глубокую древность. Религия синто утверждает, что японские императоры ведут свой род от богини Аматерасу и поэтому являются сами «богами во плоти». На этом было построено все японское общество.
     Правда, императорскую власть в Средние века узурпировали представители самурайской знати – сёгуны. Но императорский род сохранился, и почести ему оказывались, как и прежде. В эпоху революции Мэйдзи в 1868 году императорская власть в Японии была восстановлена, и от феодальной раздробленности японцы снова перешли к абсолютной монархии.
     Значение фигуры императора для японцев не сводится к чистой политике. Император – это центр японского космоса, солнечный принцип. От него не ждут ни мудрого правления, ни социальной политики, ни экономических реформ. Задача императора просто быть, находиться в центре вещей, распространяя на народ и общество благодать своего божественного присутствия. Верность императору является основой пути любого японца, то, что в Японии называется «до», кодексом жизненного поведения. Это касается не только традиционалистов, но и японской интеллигенции.
     Очень показательна история жизни и смерти одного из японских писателей ХХ века Юкио Мисимы. Всю свою жизнь Мисима испытывал глубочайший интерес и почтение к самурайскому мироощущению, стараясь осмыслить и прочувствовать его философию. По своим политическим взглядам Мисима был монархист, сторонник традиционных ценностей, противник «мирной» конституции, по которой Япония не имела права иметь свою армию. В 1968-м им была создана военизированная студенческая организация ультраправого толка Татэ-но кай – «Общество щита». Юкио Мисима был ее вождем и содержал на собственные средства. Под его руководством специальные инструкторы обучали молодых людей обращению с оружием, национальным видам борьбы, глубоко штудировали древнюю и новую самурайскую литературу.
     Феномен Мисимы невозможно рассматривать иначе, как через призму последнего дня его жизни, когда он фактически сам срежиссировал собственное самоубийство в духе близкой ему самурайской традиции. Утром 25 ноября 1970 года в день, когда Мисима закончил роман «Падение ангела», входивший в масштабную тетралогию «Море изобилия», он надел форму «Общества щита» и пристегнул к поясу старинный самурайский меч. Написал записку: «Человеческая жизнь не беспредельна, я же хочу жить вечно. Юкио Мисима».
     Около 11 утра Мисима с маленькой группой соратников подъехали к штабу восточного округа сил самообороны на токийской военной базе Итигая. Адъютант проводил писателя к командующему округом генералу Кэнри Масите.
     Вооруженный мечом Мисима захватил генерала в заложники и объявил о факте консервативного государственного переворота, потребовав возврата к имперским традициям и провозгласив начало освободительной борьбы против американской оккупации. Поняв, что призывы тщетны, Мисима трижды прокричал: «Да здравствует император!» В соответствии с самурайскими традициями он расстегнул мундир и заколол себя мечом…
     Эта история показывает, насколько глубокими остаются до сих пор древние традиции даже в тех странах, которые, казалось бы, неизлечимо испорчены современной цивилизацией. За внешним фасадом подражания Западу с его светской идеологией, двойным стандартом прав человека и гуманистической демагогией на Востоке прячется верность древним законам. Недавние грандиозные торжества в Японии – одно из тому подтверждений.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex