на главную страницу

29 Сентября 2006 года

Планета людей

Пятница

«Черное золото» для Поднебесной

Игорь НОВИКОВ,
эксперт Института геополитической информации «Энергия».



В прошлом месяце стало известно, что одна из китайских нефтяных корпораций «ПетроЧайна» намерена израсходовать около 2,7 млрд. долларов на приобретение крупного пакета акций «ПетроКазахстана», что обеспечит ей контроль над этой казахстанской компанией. Впрочем, казахстанской она является только по географическому расположению, ибо реально ее активы уже принадлежат другой китайской структуре - Китайской национальной нефтегазовой корпорации. Она еще в прошлом году приобрела казахстанскую компанию за более чем 4 млрд. долларов и стала контролировать добычу нефти на месторождениях Кумкольской группы на юге республики и Шымкентский нефтеперерабатывающий завод (один из трех казахстанских НПЗ).


     СДЕЛКА по «ПетроКазахстану» - это одна из примет нашего нового времени, для которого характерна возросшая активность китайских компаний за пределами Поднебесной. Великая азиатская держава, которая по инерции продолжает рассматриваться массовым сознанием в России, особенно в ее европейской части, несколько свысока, с позиции «старшего брата», фактически превратилась в самостоятельный геополитический фактор первой величины, и именно ее внешняя политика будет во многом определять в наступившем столетии ход мировых процессов.
     Конечно, китайская активность на мировой арене вызвана не мессианскими устремлениями и геополитическими амбициями «а ля США», а чисто внутриэкономическими причинами. Стране с населением около 1,3 млрд. человек и быстро растущей экономикой (до 10 процентов в год) требуются во все большем объеме сырьевые ресурсы, прежде всего энергетические. Это побуждает Пекин к поиску углеводородного сырья по всем азимутам.
     Большинство западных аналитиков, внимательно следящих за новой мировой державой, сходится сегодня во мнении, что ситуация со снабжением китайской экономики нефтью остается весьма напряженной. По данным министерства энергетики США, годовое потребление нефти в Китае в 2006 году увеличится с 6,9 млн. до 7,4 млн. баррелей в день, а в 2007 году достигнет 7,9 млн. баррелей (для справки: при потреблении 1 млн. баррелей в день стране требуется в год около 50 млн. тонн «черного золота»).
     По объему потребления «черного золота» Поднебесная уступает ныне только США, а по импорту – США и Японии. По имеющимся оценкам, к 2011 году Китай будет нуждаться в 9,1 млн. баррелей в день. Из них 5,3 млн. придется импортировать, так как возможности для роста добычи внутри страны практически исчерпаны. В первом полугодии 2006 г. в КНР было добыто около 92 млн. тонн (на 2%больше показателя прошлого года) и импортировано 70 млн. тонн (рост – свыше 17%). Собственных нефтяных запасов Поднебесной хватит при нынешних темпах добычи всего на 13—15 лет.
     В целом же имеющихся на планете запасов (при современных темпах потребления) хватит, по одним оценкам, на 40 лет, а по другим - на 140 лет. Так что Пекину придется с 2020 года полагаться исключительно на импорт «черного золота», и найти дополнительно 3—4 млн. баррелей нефти в день китайцам на мировом рынке будет весьма не просто.
     В Поднебесной, судя по всему, прекрасно отдают себе отчет в том, что без скорейшего обретения новых источников энергоресурсов в стране начнутся экономические трудности. А обострение экономических проблем может быть чревато и внутриполитической дестабилизацией, чему только будут рады геополитические конкуренты великой державы Востока. Потому в китайской дипломатии нефть и природный газ начинают играть все большую роль. Растущая зависимость нашего восточного соседа от импорта энергоресурсов побуждает его к внешнеполитической активности и напористости, которая будет, естественно, возрастать по мере роста экономического, да и военного потенциала новой сверхдержавы. В политическом мышлении Пекина наблюдается тенденция осознания мощи своего государства, его новых возможностей на мировой арене.
     КИТАЙСКИЕ компании ведут поиск новых источников энергоресурсов буквально по всему миру. Например, Китайская национальная нефтяная корпорация присутствует в качестве инвестора в 23 странах. В первом полугодии 2006 года китайские компании заключили с зарубежными партнерами более десяти крупных контрактов в энергетической области, в том числе с Эквадором, Ираном и Нигерией. Китайцы при этом быстро овладевают самыми современными формами работы, используемыми на мировом рынке нефти. Так, в августе в Шанхае начала работу первая в КНР биржа, на которой будет осуществляться спотовая торговля нефтью, нефтепродуктами и сжиженным природным газом.
     С 90-х годов китайские компании постепенно наращивают свое присутствие в Африке. После распада СССР и свертывания российского присутствия в «третьем мире» Китай старается позиционировать себя в глазах элиты стран Южного полушария как державу, представляющую альтернативу США и Евросоюзу. В 2000 году для облегчения проникновения на Черный континент Пекин пошел на организацию китайско-африканского форума и отменил тарифы на 190 наименований товаров, импортируемых из большинства стран Африки. Им были прощены долги на 1,2 млрд. долларов долга, а богатая нефтью Ангола получила кредит на два миллиарда долларов.
     Анализ внешнеэкономической деятельности Китая показывает, что благодаря инвестициям и предоставлению кредитов на развитие инфраструктуры ему удалось закрепиться в Западной Африке (Габоне, Кот-д,Ивуаре, в Либерии и Экваториальной Гвинее), которую западные нефтяные компании еще совсем недавно рассматривали как свою вотчину. Китайцы не так давно получили разрешение на разработку прибрежных подводных месторождений нефти в Анголе.
     Прорыв совершен Пекином и на нигерийском направлении. С этим крупнейшим африканским экспортером нефти весной подписано соглашение, позволяющее КНР вести разработку четырех месторождений, а также контролировать один из местных нефтеперерабатывающих заводов. Разумеется, и в этом случае не обошлось без крупных китайских инвестиций в инфраструктуру (4 млрд. долларов). Впрочем, для Китая, чьи золотовалютные запасы составляют сотни миллиардов долларов, это особого труда не составляет. В отличие от России китайцы смело осуществляют крупные инвестиции в «третьем мире».
     У Китая довольно крепкие политические и экономические позиции на востоке Африки – в Судане, где он владеет экспортным трубопроводом, обеспечивающим около семи процентов общего нефтяного импорта Китая. В перспективе нельзя исключать того, что в орбиту КНР может попасть и имеющий немало нефти Чад, если верх возьмут поддерживаемые Суданом повстанцы.
     Другой регион, рассматриваемый Пекином как источник энергоресурсов, - это Средний Восток, прежде всего Иран, который роднит с Китаем неприятие амбиций США на мировое господство.
     Иран готов расширить поставки в Поднебесную нефти и сжиженного газа в обмен на дипломатическую поддержку и технологическое содействие, но перспективы его мирной жизни не совсем ясны. Затишье в американо-иранских отношениях может носить лишь временный характер, и не исключено, что Вашингтон, зная истинный уровень ядерных исследований Тегерана, использует имеющееся у него время, чтобы лучше подготовиться к «ядерной кастрации» непокорной исламской страны.
     ПЕКИН, судя по всему, очень рассчитывает на венесуэльскую нефть. И это вполне реально (по крайней мере, пока у власти в Каракасе находится Уго Чавес). Его недавний визит в Пекин (уже четвертый с 1999 года) способствовал интенсификации сотрудничества в области добычи нефти. Китай вложит, как ожидается, 5 млрд. долларов в венесуэльскую нефтегазовую отрасль до 2012 года. Во всяком случае так заявил министр энергетики Венесуэлы Рафаэль Рамирес. В планах Пекина и Каракаса – совместное освоение одного из крупных месторождений в бассейне реки Ориноко и исследование еще одной зоны залежей нефти в районе Сумано. Ожидается, что китайцы профинансируют строительство в Венесуэле нефтеперерабатывающих заводов и предприятий по производству сжиженного природного газа. Каракас получит также китайские буровые установки, часть которых планируется собирать непосредственно в Венесуэле на совместном предприятии.
     В свою очередь Венесуэла еще до конца этого года увеличит объем поставляемой в Поднебесную нефти со 150 тыс. до 200 тыс. баррелей в день, а к 2009 году - до 500 тыс. баррелей (т.е. около 25 млн. тонн в год). В последующие 10 лет сможет получать до миллиона баррелей в день.
     Одновременно принимаются меры для обеспечения перевозки растущих объемов нефти в Китай. Поднебесная готова строить на своих верфях крупнотоннажные танкеры для Венесуэлы. СМИ также сообщали, что китайцы уже продали Венесуэле 18 танкеров. Всего же в ближайшие годы венесуэльский флот увеличится более чем на 40 танкеров, один из основных маршрутов которых будет, видимо, проложен именно в Китай.
     Без лишнего шума китайцы участвуют в модернизации Панамского канала. Ожидается, что к 2011 году он будет углублен для прохождения крупнотоннажных танкеров (водоизмещением до 300 тыс. тонн). Решению этой задачи способствует то обстоятельство, что власти Панамы доверили управление инфраструктурой канала гонконгской, т.е. китайской, компании. Это позволит сократить путь нефти из Венесуэлы в китайские порты с 45 до 24 суток.
     ПОСТАВКИ нефти из Африки, Ирана и Венесуэлы осуществляются по морским маршрутам. В случае обострения отношений с США, например из-за тайваньской проблемы, они станут весьма уязвимы для американских ВМС. В связи с этим Пекин заинтересован в обретении континентальных маршрутов, прервать которые американцам будет затруднительно, и такие маршруты им сегодня настойчиво создаются. К счастью для Китая, он граничит с Казахстаном (7-е место в мире по запасам нефти) и Россией, превратившейся в мировую энергетическую державу.
     В 2005 году было закончено строительство первого трубопровода из казахстанского города Атасу в китайский Алашанькоу (10 млн. тонн нефти в год). Это лишь первый шаг в казахстанско-китайском сотрудничестве в энергетической сфере. Прошедший на прошлой неделе в Алма-Ате бизнес-форум Делового совета Шанхайской организации сотрудничества показал, что в ближайшие годы возможна реализация новых масштабных проектов. По словам китайских представителей, существующий нефтепровод уже не соответствует энергетическим потребностям Китая и в самое ближайшее время Поднебесной понадобится второй нефтепровод, строительство которого надо начинать сейчас, а не в 2011 году, как планировалось ранее. Это позволит удвоить экспорт казахстанской нефти в Китай. Ожидается также, что «труба» к 2011 году будет удлинена (до 3.000 км) и достигнет Душаньцзы, где китайцы строят крупный нефтеперерабатывающий комплекс.
     Китайские компании готовы к серьезным инвестициям и в азиатские регионы России, а также к участию в освоении новых месторождений. Тем более что нашим компаниям довольно непросто вводить новые нефтедобывающие мощности в труднодоступных северных районах.
     И неудивительно, что в прошлую пятницу, выступая в Российском информационном центре в Пекине, вице-президент Республики Саха (Якутия) Александр Акимов сообщил о намерении этого субъекта РФ привлекать китайские инвестиции в разработку природных ресурсов. По его словам, речь идет, в частности, о создании совместных предприятий. Китайские компании заинтересованы, например, в освоении железорудных и угольных месторождений, в развитии взаимодействия в области лесопромышленного комплекса. В Якутии сосредоточено 20% запасов нефти и 33% запасов газа северо-востока России, что позволяет добывать 40—50 млрд. кубометров природного газа и 10 млн. тонн нефти в год.
     К этому надо добавить, что поиск великим Китаем стабильных источников энергоресурсов происходит (на что обращают внимание независимые аналитики) на фоне тревожных демографических процессов в азиатской части РФ, где огромные пространства фактически обезлюдели. Известно, что восточнее Урала проживает менее 30 млн. человек, из них всего 7,5 млн. человек - на российском Дальнем Востоке. Для сравнения: население одной лишь приграничной китайской провинции Хэйлунцзян - 120 млн. человек. Поэтому естественно, что у нашего восточного соседа немало свободных трудовых ресурсов, как, впрочем, и финансовых.
     Из России Китай рассчитывает получать по строящемуся экспортному нефтепроводу до 30 млн. тонн в год. Для этого в Амурской области от города Сковородино до правого берега реки Амур будет построена почти 70-километровая ветка от нефтепровода к Тихоокеанскому побережью. Ее, возможно, введут в строй уже в 2008 году.
     Кроме того, государственная «Роснефть» намерена увеличить в этом году объем железнодорожных поставок нефти в Китай с 4 млн. тонн в прошлом году до 9 млн. Всего же по железной дороге из России в Китай может быть доставлено уже в этом году 15 млн. тонн «черного золота», а в перспективе, по прогнозам руководителей «Российских железных дорог», объем перевозок может возрасти до 30 млн. тонн в год.
     О ЗАВИСИМОСТИ китайской экономики от импорта хорошо известно на Западе, который в интересах ослабления новой мировой сверхдержавы использует экономическое оружие. И если в противоборстве с СССР ставка была сделана на максимальное снижение цен на нефть, то в отношении Китая американцам на руку их рост. Вопреки расхожему мнению он незначительно сказывается на экономике США. По расчетам доктора экономических наук Владислава Иноземцева, стоимость нефти и газа, потребляемых в США, не превышает 8 процентов их валового внутреннего продукта. И если учесть, что половину нефти американцы добывают в своей стране, то даже при подорожании нефти на мировом рынке вдвое их ВВП потеряет всего 3—4 процента, а экономический рост вместо нынешних 4 процентов составит 0,5—1. Это, в общем-то, «не смертельно» для США, чего не скажешь о китайской экономике, которая по уровню энергосбережения существенно уступает западной.
     В этих условиях попытки США затруднить «восточному дракону» доступ к источникам импорта нефти и вообще относиться к нему не как к равному партнеру, имеющему свои собственные жизненно важные интересы, простирающиеся за пределы национальных границ, чреваты ростом политико-военной напряженности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Американо-китайские отношения, заметим, и без того достаточно сложны из-за проблемы Тайваня и торговых разногласий. К чему это приведет, покажут, видимо, уже ближайшие два-три года.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex