на главную страницу

3 Октября 2006 года

Планета людей

Вторник

КАЗАХСТАН: МЕЖДУ ОРЛОМ И ДРАКОНОМ

Андрей ДИЕВ,эксперт Института геополитической информации «Энергия».



На прошлой неделе президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев совершил визит в США. Это был его первый визит за океан с осени 2001 года. Судя по официальным сообщениям обеих сторон, визит прошел успешно, подтверждением чему стала совместная пресс-конференция по итогам переговоров. Глава Белого дома заявил журналистам, что для него «большая честь принимать президента Казахстана», ведь «Назарбаев приезжал сюда еще в те годы, когда страну возглавлял мой отец». Президент США выразил благодарность Казахстану за поддержку, которая была оказана в установлении демократии в Афганистане и Ираке. В свою очередь глава казахстанского государства поблагодарил за оказанный прием и подчеркнул важность дальнейшего расширения сотрудничества между двумя странами в сфере экономики и борьбы с международным терроризмом и другими вызовами современности.

     РАЗУМЕЕТСЯ, президент Казахстана совершил многочасовой перелет в США не ради обмена любезностями и тем более не за памятным подарком – банкой знаменитого кленового сиропа, которую ему вручили по прибытии на североамериканский континент в аэропорту Портсмута гостеприимные представители властей штата Нью-Гемпшир. В ходе американо-казахстанских переговоров обсуждались ключевые политические и экономические вопросы, касающиеся не только двусторонних отношений, но и ситуации в Центральной Азии.
     Надо отметить, что отношения с Казахстаном для США важны по нескольким обстоятельствам, в том числе по экономическим. Эта бывшая советская республика – одно из самых динамично развивающихся новых независимых государств на постсоветском пространстве. Среднегодовой реальный рост валового внутреннего продукта в Казахстане в 2007-2009 годы составит 8,8%, что позволит удвоить ВВП в 2008 году по отношению к 2000 году. ВВП на душу населения планируется довести к 2009 году до уровня 6,5 тыс. долларов (это более чем в 1,7 раза больше уровня 2005 года). Планируется, что темп прироста промышленного производства составит в 2007-2009 годы в среднем 6,1%, в том числе в обрабатывающей промышленности 6,7%.
     Казахстан успешно осуществляет индустриальную модернизацию и имеет большой шанс достичь своей стратегической цели – войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Его новая столица Астана за короткий срок превратилась в один из самых красивых городов в Центральной Азии. За несколько лет население города увеличилось до 600 тыс. человек, из которых люди моложе 29 лет составляют половину.
     С США с начала 1990-х годов сразу же взяли курс на обретение прочных экономических позиций в Казахстане и, следует признать, преуспели в этом. Сегодня США – самый крупный иностранный инвестор в республике. Каждый третий доллар иностранных инвестиций – из США (12 млрд.). Объем товарооборота между Казахстаном и США в 2005 году возрос по сравнению с 2004 годом почти вдвое и достиг 1,8 миллиарда. В Казахстане насчитывается 374 предприятия с участием американского капитала и 91 представительство американских компаний.
     В ходе визита Н. Назарбаева были подписаны новые важные соглашения экономического характера, в частности о сотрудничестве между министерствами транспорта Казахстана и США, об использовании города Алма-Ата как транспортного центра в Центральной Азии, а также крупный контракт между корпорацией «Дженерал электрик» и казахской железнодорожной компанией «В Вашингтоне речь шла и по вопросу использования Алма-Аты как регионального финансового центра. Казахские власти ведут переговоры по привлечению бывшего президента Всемирного банка Джеймса Вулфенсона в качестве руководителя этого проекта.
     ОДНОЙ из основных тем экономического блока вопросов на переговорах была, конечно, тема энергетического сотрудничества. Неслучайно, Нурсултан Назарбаев в рамках визита встречался с министром энергетики США Сэмюелем Бодманом.
     Казахстан занимает шестое или седьмое место в мире по запасам углеводородного сырья и, как ожидается, начиная с 2015 года выйдет на стабильный уровень добычи нефти в 100 млн. тонн на протяжении 25 лет. Существуют и более масштабные оценки. Говорится и о 170 млн. тонн к 2015 году, из которых 150 млн. пойдет на экспорт. Так или иначе это центральноазиатское государство в обозримом будущем будет одним из основных игроков на мировом рынке нефти, и американской администрации, естественно, хотелось бы, чтобы казахское «черное золото» обеспечивало бесперебойное функционирование экономики западного мира.
     Кроме того, для США Казахстан крайне важен как страна, которая занимает второе место в мире по запасам урана (25% мировых запасов). Республика к 2012 году может стать крупнейшим производителем этого стратегического сырья и уже к 2010 году намерена увеличить его добычу в пять раз – до 17,5 тыс. тонн.
     В принятом по итогам переговоров в Вашингтоне совместном заявлении эта тема обозначена дипломатически сдержанными фразами о том, что США и Казахстан объединят усилия «по расширению глобальных поставок энергии» и будут «искать новые способы доставки этих ресурсов на международные рынки».
     

     
Наша справка

     В настоящее время «черное золото» Казахстана поступает на мировой рынок по нескольким трубопроводным маршрутам. Действуют нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума Тенгиз - Новороссийск, соединяющий месторождения Западного Казахстана с российским побережьем Черного моря (32 млн. тонн в год, а в случае расширения - 58 млн. тонн в 2011 году), трубопровод советской постройки Атырау - Самара, дающий доступ в российскую магистральную сеть (15 млн. тонн с планами модернизации до 25 млн.), трубопровод Атасу - Алашанькоу (Китай), по которому в Поднебесную поставляется 10 млн. тонн нефти (с планируемым удвоением мощности). Для экспорта нефти используется также путь из Актау через Каспий в Баку и оттуда железнодорожным транспортом в Батуми (Грузия), нефтяной терминал которого отгрузит в этом году 12 млн. тонн «черного золота» (максимальная мощность - 15 млн. тонн).
     Кроме того, в связи с перенацеливанием азербайджанского экспорта на трубопровод Баку - Тбилиси - Джейхан Казахстан мог бы использовать высвобождаемые мощности нефтепроводов Баку - Новороссийск и Баку - Супса (Грузия). По первому в прошлом году было прокачано 4 млн. тонн, по второму - 6,5 млн. Астана ведет переговоры и по новым маршрутам: Баку - Тбилиси - Джейхан (конкретных договоренностей не достигнуто) и в направлении Ирана (чему противится Вашингтон).

     

     Энергетическая тема важна для американцев не только с экономической, но и с геополитической точки зрения. Заокеанские аналитики и политики в общем-то и не скрывают своей заинтересованности в том, чтобы нефть и природный газ Казахстана поступали на мировой рынок в соответствии с их сценарием «большой игры». Конкретное содержание переговоров казахстанского лидера по этому блоку «деликатных вопросов» не стало, вполне понятно, достоянием гласности…
     НЕЗАДОЛГО до визита Н. Назарбаева в США в Вашингтоне был распространен доклад председателя сенатского комитета по иностранным делам, сенатора-республиканца Ричарда Лугара, подготовленный им по итогам поездки в Казахстан, Азербайджан и Грузию. В нем откровенно говорится о том, что экспорт нефти и природного газа из Казахстана в обход России и Ирана является «стратегическим приоритетом» для США.
     «Даже если идет поиск вариантов расширения существующих путей экспорта через Россию, для США стратегическим приоритетом является работа с правительством и частной индустрией Казахстана для открытия идущих на Запад экспортных путей через Каспийское море и по земле через Азербайджан, Грузию и Турцию в обход территорий, подверженных контролю со стороны России или Ирана», – так формулирует задачу американской политики влиятельный сенатор.
     В докладе Лугара утверждается, что «Казахстан имеет потенциал стать крупным источником энергетического экспорта на мировые рынки и обеспечить новые важные поставки энергии для Европы и США». Во время пребывания в Астане сенатор, как сообщали СМИ, обсуждал с представителями правительства и бизнеса возможности увеличения добычи нефти и газа, а также «создания новых экспортных коридоров через партнерство между Казахстаном и Азербайджаном».
     Обнародование доклада Лугара – далеко не первая попытка оказать давление на энергетическую политику Казахстана. В таком же духе высказался в сентябре и представитель госдепартамента США Эван Файгенбом. По его словам, экономический рост региона будет зависеть отчасти от эффективной разработки и распределения энергетических ресурсов. Поэтому США поощряют строительство разветвленной сети трубопроводов, чтобы у центральноазиатских стран был выбор в экспорте нефти и газа.
     Американцы лоббируют сейчас проект строительства транскаспийского газопровода в обход России, но этот вопрос остается пока нерешенным, хотя администрация США готова профинансировать работы по составлению технико-экономического обоснования для стран региона, в первую очередь Казахстана. Тем не менее в ходе пребывания Н. Назарбаева в Вашингтоне американской стороне не удалось «продавить» это вопрос. По утверждению представителя Казахстана, «пока никакого окончательного решения не принято».
     СОТРУДНИЧЕСТВО между Казахстаном и Россией в энергетической сфере хотя и вызывает неудовольствие США, но не затрагивает их жизненные интересы (даже в их понимании официальным Вашингтоном), ведь казахская нефть в конечном счете все равно попадает на Запад. Другое дело – развитие торговых связей между Казахстаном и Китаем, которое вызывает растущее раздражение в США. Американское стратегическое мышление рассматривает Китай – после поражения СССР в сорокалетней «холодной войне» и его распада – как основного геополитического соперника, способного оспорить пальму первенства США на планете через каких-то 10 – 15 лет. Поэтому вся мощь государственной машины сверхдержавы № 1, усилия ее дипломатии и спецслужб, военное планирование переориентируются на Азиатско-Тихоокеанский регион – на нейтрализацию «китайского дракона».
     Но американцы не смогли предотвратить постройку экспортного нефтепровода Атасу – Алашанькоу. Новым ударом по планам «энергетической изоляции» Китая станет строительство газопровода из Туркмении. Туркменский природный газ будет доставляться с месторождений правобережья Амударьи на южное тихоокеанское побережье Китая в провинцию Гуандун. Скорее всего, трубопровод протяженностью около 7 тыс. километров построят в обход Узбекистана через Казахстан и введут в строй в 2009 году. По нему Китай будет получать 30 млрд. кубометров природного газа в год в течение 30 лет.
     Китайский бизнес, по оценкам экспертов, все более активен в Казахстане. Так, Китайский банк развития финансирует проект по строительству Мойнакской ГЭС. Он же намерен участвовать в постройке электростанции в Экибастузе и линии электропередачи до Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, в возведении металлургического завода в Павлодаре.
     Совместные проекты неизбежно сопровождаются миграцией работоспособных китайцев на территорию своего западного соседа. По различным данным, в Казахстане, собственное население которого составляет около 14 млн. человек, живет ныне от 100 до 300 тыс. граждан КНР. Собственно говоря, казахстанские власти сталкиваются с той же трудноразрешимой проблемой, что и российские на своем Дальнем Востоке.
     ВАШИНГТОН, стремясь сохранить свое влияние на события в Центральной Азии, по-прежнему делает ставку на продвижение своей идеи дальнейших «демократических политических реформ» на постсоветском пространстве. Уже упомянутый Эван Файгенбом утверждает, что создание демократических институтов – это залог стабильности и упорядоченной передачи власти по истечении президентского срока Н. Назарбаева в 2013 году. Между тем, как представляется, американские эксперты недостаточно учитывают специфику Востока и значение там фактора преемственности власти. Судя по всему, Ирак мало чему их научил.
     Если к этому добавить потенциальную угрозу дестабилизации ряда бывших советских республик Средней Азии под давлением экстремистских организаций исламистского толка, то становится понятна геостратегическая ситуация, в которой происходит развитие Казахстана, и те вызовы, с которыми приходится сталкиваться его руководству.
     В этом сложном геополитическом положении Казахстан находит все же возможность проведения сбалансированной внешней политики, чему во многом способствуют его успешно развивающиеся экономические и политические связи с Россией. Эта центральноазиатская республика наряду с Белоруссией сумела в значительной степени восстановить разрушенные распадом СССР торговые связи с российскими регионами.
     Многие независимые аналитики считают, что в сложившейся геополитической обстановке Казахстану удастся сохранить свою национальную социо-культурную самобытность прежде всего на путях совместной с Россией, Белоруссией и Узбекистаном ускоренной реинтеграции единого экономического и оборонного пространства. Видимо, это и стало бы первым шагом к реализации важной для всех бывших советских народов идеи Нурсултана Назарбаева о создании Евразийского союза на постсоветском пространстве.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex