От слова «управлять»
Идея провести важный по теме семинар на борту теплохода принадлежит главе управы Хорошевского района Юрию Михайловичу Козлову. Конечно, было бы проще и, заметим, дешевле собраться, например, на базе одного из учебных заведений района, как водится, заслушать отчет «о проделанной работе», принять очередную резолюцию... Только на этот раз попробовали уйти от набившей оскомину схемы, решив, что от общения в неформальной обстановке отдача будет гораздо выше.
Как и у любого руководителя такого уровня, дел у главы управы в эти осенние дни более чем достаточно: подготовка к отопительному сезону, закладка в хранилища на зиму овощей, жгучие вопросы ЖКХ, решение других больших и малых проблем, где без участия первого лица зачастую просто не обойтись. Вспомнить хотя бы недавнее столичное ЧП на Ленинградском проспекте, территориально входящем в Хорошевский район, - провал величиной с многоэтажный дом. Так вот, Козлов провел там всю ночь, участвуя в ликвидации последствий буйства техногенной стихии.
Тем не менее Юрий Михайлович не переложил на своих заместителей проведение семинара – этого на первый взгляд рядового мероприятия. Да и не рядовое оно вовсе, когда в повестке – патриотическое и гражданское воспитание подрастающего поколения родного района. А обсуждали его директора школ, преподаватели основ безопасности жизнедеятельности учебных заведений, председатели первичных ветеранских организаций, общественные активисты, словом, те, кто ежедневно работает с молодежью и не понаслышке знает их настроения и запросы.
Сбор был назначен прямо на причале Северного речного вокзала. Глава управы приехал одним из первых и лично приветствовал участников семинара. Видно было, что он знаком с каждым из приглашенных, приветствовал их по имени-отчеству. И в этом нет ничего удивительного: Козлов частый гость и в школе, и в ветеранской организации. Причем гость не из разряда «свадебных генералов». Каждый его визит – решение конкретной проблемы коллектива: ремонт классов или столовой, оснащение компьютерным оборудованием или мебелью, реальная помощь фронтовикам. В скупых цифрах отчетов – улучшение жилищных условий участников Великой Отечественной войны, оказание помощи в ремонте квартир, обеспечение продуктовыми наборами и т.д. Этой осенью, например, каждому фронтовику выделяется бесплатно капуста на засолку, а в довесок еще и морковь.
При чем здесь патриотическое воспитание, спросите вы. Отвечу: забота о старшем поколении, вынесшем на себе тяжесть самой страшной войны, - категория в первую очередь нравственная. Без этого призывы любить Родину останутся пустым звуком.
…Протяжный гудок теплохода известил о начале нашего путешествия.
По волнам памяти
Что ни говори, а думается под журчание речной воды гораздо лучше, чем, скажем, под шелест страниц записного докладчика. Да и не было вовсе на этом мероприятии официальных выступающих. Разве можно к этой категории причислить эмоциональный рассказ директора школы № 148 Екатерины Александровны Елесиной, который она закончила проникновенными симоновскими стихами «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» А воспоминания фронтовой санитарки, председателя ветеранской первички Нижегородовой Елизаветы Васильевны, которая 17-летней оказалась в сталинградских жерновах, где спасла жизни десяткам наших бойцов, вытащив их с поля боя… Да, хорошие, добрые эмоции порой захлестывали в тот день, зачастую на глаза собравшихся наворачивались слезы – еще одно подтверждение тому, что равнодушных в импровизированной кают-компании не было. И сообща пытались ответить на волнующий вопрос: каким образом поднять патриотическое воспитание молодежи на качественно новый уровень?
Ответ на первый взгляд легко найти при реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 гг.». В Хорошевском районе в этом направлении делается немало. В подавляющем большинстве учебных заведений, например, созданы и успешно действуют музеи боевой славы. Так, в средней школе № 1288 музей называется «Соколы Отчизны» и посвящен военным летчикам (кстати, здесь хранятся личные вещи легендарного Алексея Маресьева, которые он лично передал ребятам). В школе № 1287 без малого 30 лет действует музей боевой славы морских бригад, защищавших Москву в 1941-м. В школе № 643 и школе-интернате № 42 музеи посвящены землякам-Героям Советского Союза. Уникальный даже по меркам страны музей-мемориал Рихарда Зорге размещен в стенах школы № 141…
К сожалению, газетная площадь не позволяет рассказать о каждом коллективе, но о школе № 148 все же хочется сказать особо. Именно здесь в годы Великой Отечественной войны был сформирован 72-й минометный полк «катюш», о чем свидетельствует мемориальная доска. В школе регулярно проводятся уроки мужества, Дни памяти и скорби, чествование фронтовиков, а 9 Мая и 23 Февраля – митинги-реквиемы. Нестандартно проходит конкурс инсценированной военной песни, когда каждый класс готовит литературно-музыкальную программу. В школьном активе – военно-спортивный праздник «А ну-ка, парни!», участие в международной акции «Мы – наследники Победы!», общественно-патриотической акции «Память без границ». Тесные отношения налажены с шефами со 147-й автомобильной базы Минобороны РФ. В канун Дня защитника Отечества к школьникам приходят 200—300 солдат и сержантов. Общение идет за чаем, с номерами художественной самодеятельности выступают не только школьники, но и воины. В рамках месячника оборонно-массовой работы проводятся соревнования на лучшего снайпера, а таких здесь немало, ведь от желающих заниматься в школьном кружке «Меткий стрелок» отбоя нет.
А еще преподаватель-организатор ОБЖ школы № 148 Хусточка Николай Прокопьевич поведал о том, как к ним на вечер чествования фронтовиков из Центрального музея Вооруженных Сил РФ почетный караул доставил боевые знамена 177-го истребительного авиационного полка, в котором воевал Виктор Талалихин, 1-й гвардейской танковой бригады и 8-й гвардейской стрелковой дивизии имени Героя Советского Союза генерала И. Панфилова. Ветераны войны и школьники стоя приветствовали боевые святыни.
…Песни фронтовой поры прекрасно дополняли рассказы выступающих. В какой-то момент над водной гладью раздалась другая музыка: наш теплоходик, словно старенький «жигуленок», на трассе круто обошла двухпалубная белоснежная яхта, на борту которой кипела праздная жизнь. Взгляд невольно скользнул по прибрежным коттеджным поселкам. И впору было ахнуть: многоэтажные виллы подступили к самой воде, у одного на участке – персональный маяк и причал, у другого – личная часовня (!) с золотым куполом и крестом (видать, нагрешил, бедолага, зарабатывая свои миллионы, вот и отмаливает грехи). Новая русская действительность лезла в глаза и тревожила мыслями.
Новое поколение выбирает…
Было бы наивно не замечать новые реалии, когда и рыночная экономика, и новый общественный уклад накладывают свой отпечаток на сознание людей. Работать в этих условиях по старинке – значит отставать от жизни и проигрывать тем, кто очень хочет, чтобы «поколение пепси» не знало героическую историю своего народа. Действительно высокохудожественные фильмы о войне («Летят журавли», «Судьба человека», «Они сражались за Родину», «Баллада о солдате» и десятки других) потеснены с голубых экранов разного рода «Штрафбатами» и «Московскими сагами». Разного пошиба пустобрехи возносятся до уровня правдоведов Великой Отечественной. И об этом шла речь на семинаре. Что можно противопоставить фальсификаторам от истории? Ежедневную кропотливую работу с молодежью, борьбу за их сердца. И ветераны Хорошевского района, как и шесть с половиной десятилетий назад, вновь идут в бой – посещают школы, выступают в музеях боевой славы, на митингах и вечерах. И подает в этом пример председатель ветеранской организации района, которая охватывает несколько тысяч «штыков», участник войны генерал-майор в отставке Елагин Алексей Илларионович.
Только вот сил у фронтовиков все меньше – годы неумолимо берут свое. Им на смену приходят новые молодежные лидеры, такие, например, как руководитель военно-патриотического клуба «Курсант» Андрей Цыплаков. За семь лет существования клуба здесь прошли подготовку к защите Отечества сотни ребят. Курс «молодого бойца», основы огневой, строевой и тактической подготовки, многочисленные полевые выезды и в летнюю жару, и в зимнюю стужу, строгая дисциплина - так закаляются мальчишеские характеры. Сам Андрей прошел школу Афганистана, поэтому убежден, что каждый парень должен уметь не только за себя постоять, но и, если потребуется, грудью прикрыть страну.
И вот что вызывает восхищение: работа военно-патриотического клуба «Курсант» строится только на энтузиазме Цыплакова – за свою работу с мальчишками он не получает ни копейки. При этом сам разрабатывает учебные планы, проводит занятия в классе, организует полевые выезды, формирует учебно-материальную базу и конечно же отвечает за каждого из мальчишек. Спасибо, конечно, управе Хорошевского района – выделили помещение, помогают в приобретении снаряжения. Особые слова благодарности командованию Московского военного института, разведбата гвардейской Таманской дивизии и другим офицерам, которые поддерживают «Курсанта». Конечно, не все его воспитанники свяжут судьбу с армией или другими силовыми структурами, но настоящими мужчинами и гражданами своей страны вырастут точно.
Вместе мы — сила!
Горькая и тревожная примета нашего времени – идеология и практика терроризма, проявления межнациональной розни, разъедающей общество и человеческие души. Не противостоять этой угрозе – значит, обречь себя на поражение. Оказывается, что и школьники здесь могут многое сделать. Ребята из средней школы № 148 стали инициаторами движения «Дети России против терроризма». Его цель – сохранить память о недавней бесланской трагедии и мужестве бойцов спецназа, объединить молодежь разных национальностей и вероисповеданий в борьбе с «чумой ХХI века». Девиз движения - «Вместе мы сильнее!», символ – колокольчики, которые звонят 1 сентября, в День знаний и в День памяти об осетинской трагедии. Кстати, первые колокольчики ученики школы № 148 уже торжественно вручили представителям подразделений «Альфа» и «Вымпел». Такие колокольчики, по замыслу ребят, должны звонить во всех учебных заведениях страны в начале каждого учебного года.
Мальчишки и девчонки из Хорошевского района также предложили установить в Москве памятник всем погибшим в школе № 1 г. Беслана. Идея мемориала проста и символична: на фоне разрушенной школьной стены взлетают в небо два аиста, держащие 11 колокольчиков по числу классов. Этот звон не позволит забыть о боли людей, которые потеряли родных и близких в бесланской школе.
Следует отметить, что движение «Дети России против терроризма» нашло широкую поддержку не только в нашей стране, но и за рубежом. Теракты в США, Англии, Испании - от этой страшной беды не оградишься многомиллиардным военным бюджетом, здесь нужны совместные духовные усилия. Колокола мира, по замыслу ребят из 148-й школы, будут вручены руководителям стран – участниц антитеррористической коалиции как символ доверия и призыв к противодействию экстремизму, национальной и религиозной нетерпимости.
…Наш теплоход, не торопясь, подходит к бетонному причалу. За кормой километры пройденного пути. Свой путь прошли и участники семинара, обсудив многие проблемы патриотического воспитания молодежи, обобщив опыт лучших, наметив очередные шаги в своей работе.
Я прощался с коллегами с одним чувством: их многотрудная работа по воспитанию подрастающего поколения – для страны словно чистый воздух над речной волной, которым дышится особенно легко и свободно. Очень важно, чтобы и Москва, и страна в целом могли легко дышать и развиваться, в большом и малом опираясь на свою молодежь.
На снимках: напутствие главы управы Ю. КОЗЛОВА; открытие в школе-интернате № 42 Хорошевского района г. Москвы мемориала Памяти; воспитанники военно-патриотического клуба «Курсант» на полевых занятиях.