на главную страницу

6 Октября 2006 года

Армия и общество

Пятница

КОМФОРТ С АДРЕНАЛИНОМ

Наиль ГАФУТУЛИН, «Красная звезда».



Сегодня в рамках «правительственного часа» члены Совета Федерации заслушают информацию о состоянии воздушного транспорта, мерах по обеспечению безопасности полетов и повышению конкурентоспособности отечественной авиации.

     Столь пристальное внимание (в понедельник безопасность полетов обсуждалась на совещании у заместителя председателя Правительства РФ – министра обороны России Сергея Иванова) не случайно. С одной стороны, объем воздушных перевозок растет ежегодно на 8-10 процентов. Так, за последние пять лет количество ежегодно перевозимых пассажиров увеличилось с 21,83 млн. до 35,1. Да и по данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО) у нас уровень безопасности полетов даже чуть выше, чем в среднем в других странах. С другой, - как признал в понедельник в своем докладе министр транспорта РФ Игорь Левитин, с 2002 года уровень безопасности полетов все-таки снижается. В России за этот период в коммерческой гражданской авиации произошло 89 авиационных происшествий, в том числе 35 авиакатастроф, в которых погибли 778 человек (654 пассажира и 124 члена экипажей) и были травмированы 305 человек. Катастрофы в 2006 году самолетов А-310 и
     Ту-154 авиакомпаний «Сибирь» и «Пулково» еще ярче обнажили проблемы в обеспечении безопасности полетов.
     Согласно официальным данным, чаще всего причиной авиапроисшествий является «человеческий фактор».
     По данным Министерства транспорта, в 2006 году образовательные учреждения гражданской авиации выпустили 220 пилотов, из которых 80 с высшим образованием, а потребности для восполнения убыли составляют 750-800 пилотов. Налет у выпускников около 60 часов, а для получения свидетельства пилота коммерческой авиации, дающего право выполнения полетов вторым пилотом на многодвигательных самолетах, необходим минимальный налет 150 часов (из них 40 часов — на двухдвигательном учебном самолете).
     Состояние наших воздушных судов также оставляет желать лучшего. Более 60 процентов перевозок осуществляется на самолетах разработки 1960-1970-х годов, которые не соответствуют современным требованиям по топливной эффективности, точности навигации, экологическим требованиям и выработали значительную часть технического ресурса. Средний возраст магистральных пассажирских самолетов составляет 17 лет, а для региональных он приближается к 30 годам. Так, например, средний возраст пассажирских Ил-86 – 17 лет, Ил-62 и Ту-154 – по 19 лет,
     Ту-134 – 28 лет, грузового Ил-76 – 18 лет. Есть, конечно, самолеты и помоложе. За последние 15 лет в эксплуатацию поступило 61 новое воздушное судно.
     Пути решения этих проблем уже намечены. Речь об укрупнении авиакомпаний, введении уголовной ответственности за использование контрафактных деталей самолетов, о повышении объема страхования авиаперевозок до международного уровня и многом другом.
     С инициативой о подобной теме «правительственного часа» выступил глава Совета Федерации Сергей Миронов. Ранее он заявил, что обойти вниманием эту тему сенаторы не могут, так как только за последнее время в России случился ряд крупных авиакатастроф с большим количеством человеческих жертв. И в том, что должен быть разработан целый комплекс мер по противодействию, никто не сомневается. В оборонном комитете верхней палаты российского парламента, например, уже разработан проект федерального закона «О государственном контроле (надзоре) в сфере обеспечения безопасности полетов авиации в РФ». По мнению первого заместителя председателя Комитета по обороне и безопасности Василия Ключенка, только расчетный экономический эффект от реализации законопроекта составит около 2 миллиардов рублей в год.
     Кстати, согласно недавним исследованиям ВЦИОМа, именно авиационный транспорт россияне считают самым комфортным. При этом 84 процента из числа опрошенных авиационные перелеты называют недоступными и слишком дорогими для себя. А те, кто летает, все чаще успешную посадку самолета приветствуют аплодисментами. Новая традиция приживается с трудом, но не случайно. Согласно тем же исследованиям ВЦИОМа, 84 процента россиян полагают, что авиапутешествия в нашей стране опасны (в их числе 33 процента считают, что «очень опасны»).
     

     Почему падают самолеты?
     Факторы, обусловившие авиапроисшествия в 2001-2006 годах:
     72 процента - «человеческий фактор»;
     17 процентов - отказы авиационной техники;
     11 процентов - столкновения с птицами, причина не установлена и пр.
     Данные Минтранса РФ.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex