на главную страницу

7 Октября 2006 года

Планета людей

Суббота

Борис МОРОЗОВ:
«ставить спектакль для «галочки»
мы не имеем права»

Беседовал Виталий СКРИЖАЛИН.



Сегодня музыкальным спектаклем «Давным-давно» Центральный академический театр Российской армии открывает очередной, 77-й сезон. Завтра большую сцену занимает шекспировский «Гамлет». Оба спектакля поставил главный режиссер театра народный артист России Борис Морозов. В канун открытия сезона он делится мыслями о сегодняшнем и завтрашнем дне своего театра, одного из ведущих в России.


     - Борис Афанасьевич, что заставило театр и вас, как постановщика, вновь обратиться к «преданьям старины глубокой» - спектаклю «Давным-давно»?

     - Это третье обращение театра к замечательной пьесе Александра Гладкова с блестящей музыкальной иллюстрацией Тихона Николаевича Хренникова. Нынешняя постановка – оригинальная, это совершенно новая редакция. Не повторяя двух предыдущих, она твердо следует традициям нашего театра. Первую постановку, как известно, осуществил Алексей Дмитриевич Попов в 1942 году, когда театр находился в эвакуации в Свердловске. Потом спектакль своего отца восстановил Андрей Алексеевич Попов с Ларисой Голубкиной в главной роли после ее головокружительного успеха в рязановской «Гусарской балладе».
     Какое-то время «Давным-давно» не шел у нас, и вот – третья его редакция. Кстати, Кутузова сейчас играет патриарх нашего театра Владимир Михайлович Зельдин. Для нас этот спектакль - не просто обращение к российской военной истории. Он особенный. Им мы отметили две знаменательные даты – 60-летие Великой Победы и 75-летие театра. В нем как бы сомкнулся идейно-художественный смысл этих событий.
     «Давным-давно» - при всей своей лирико-комедийной легкости – глубоко патриотический спектакль. Большой художник и провидец Алексей Дмитриевич Попов благодаря своему гениальному предощущению поставил пронизанный оптимизмом спектакль в самое трудное для страны время - когда мы отступали и до победы было очень-очень далеко. Своим спектаклем театр вселял людям веру в победу: смотрите, даже занявшего Москву Наполеона русские солдаты вынудили позорно бежать из России и победителями вошли в Париж; так что и нам, их потомкам, предначертано судьбой войти в поверженную вражескую столицу. Что и произошло в мае 1945-го.

     - Следующий вопрос может показаться неуместным: почему армейский театр обратился к «Гамлету»? Задаю его в расчете, что вы своим ответом предвосхитите возможные вопросы тех, кто отслеживает репертуарную политику.

     - Вы правильно отнесли заданный вопрос к числу неуместных. Классика потому и называется классикой, поскольку отвечает на жизненно важные вопросы вне зависимости от времени, пространства и профессиональной принадлежности. Почему «Гамлет»? Да потому, что он вечен. Каждый режиссер, каждый артист мечтает прикоснуться к Шекспиру и в данном случае к вершине его драматургии – «Гамлету»…

     - Правда, «прикосновения» бывают и курьезные: «к Вильяму, сами понимаете, Шекспиру» «прикасался» и небезызвестный герой Евгения Евстигнеева из «Берегись автомобиля»…

     - Вот именно. Для обращения к Шекспиру надо созреть. Хотя идею постановки «Гамлета» я вынашивал давно, однако, скажу совершенно искренне, сегодня я, может, и не решился бы прикоснуться к нему, если бы не предложение Федерального агентства по культуре и кинематографии этим спектаклем - с музыкой Шостаковича - откликнуться на 100-летие со дня рождения великого композитора. Ведь Дмитрий Дмитриевич не раз приходил в драматический театр со своей музыкой, в том числе дважды обращался к «Гамлету».Так что нынешняя постановка – это наш совместный с федеральным агентством юбилейный проект, в осуществление которого оно внесло к тому же и материальный вклад.

     - В вашем спектакле музыка будет звучать, как принято сегодня говорить, «вживую» или же в записи?

     - Первые несколько премьер мы сыграем с Симфоническим оркестром Министерства обороны. А так как совмещение дальнейших планов театра и оркестра весьма проблематично, то в будущем, конечно, придется пользоваться фонограммой.
     
     


     

     Из досье «Красной звезды»: Морозов Б.А. родился в 1944 году в семье военного летчика. По окончании режиссерского факультета ГИТИСа шесть лет работал режиссером в Центральном академическом театре Советской Армии, затем в московских театрах - им. К.С. Станиславского, им. В.В. Маяковского, им. А.С. Пушкина, на Центральном телевидении, в Малом театре. В 1995 году был приглашен главным режиссером, по выражению самого Бориса Афанасьевича, «в свой родной дом - в армейский театр». Народный артист России. Профессор РАТИ - ГИТИСа.
     

     


     

     - И еще вопрос, который нельзя не задать главному режиссеру армейского театра: как в репертуаре наступающего сезона будет отражена военно-патриотическая тема?

     - Во-первых, я хочу сказать, как отражена она в театре сейчас. У нас есть еще один спектакль – очень значительный. Это «Севастопольский марш» по «Севастопольским рассказам» Льва Толстого в инсценировке петербургского драматурга Натальи Скороход и с музыкой Андрея Павловича Петрова. Он ее специально написал к нашему спектаклю.
     В не столь отдаленных планах – постановка инсценировки романа Шукшина «Я пришел дать вам волю». Это будет эпический спектакль и, думаю, соразмерный двум таким глыбам, как Степан Разин и Василий Шукшин.

     - А другие работы?

     - Ближайшая премьера – на малой сцене народный артист России Александр Бурдонский ставит пьесу Генрика Ибсена «Серебряные колокольчики». Интересен своими спектаклями и Андрей Бадулин. Приглашаем режиссеров и из других театров. Юлий Гусман поставил у нас «Человека из Ламанчи» с Владимиром Михайловичем Зельдиным, Андрей Житинкин - «Школу любви» Коллина Хиггинса, где в главной роли занята Людмила Ивановна Касаткина. Думаем о создании спектакля на большой сцене с народным артистом России Федором Чеханковым в главной роли и уже ведем переговоры с Марком Розовским.

     - Говоря о спектакле «Давным-давно», вы упомянули о его созвучности сегодняшнему дню. Сейчас некоторые режиссеры, особенно молодые, которым свойственна экстравагантность, берясь за классику, кажется, злоупотребляют ее «современным прочтением». Однажды в теленовостях показали сюжет о новой постановке «Волшебной флейты», где актеры были одеты… в милицейскую форму…

     - Каждый вправе искать свой путь. Но нельзя, считаю, классику превращать в средство «самовыражения» в худшем его проявлении или подчинять ее некоему совершенно ошибочному, на мой взгляд, ощущению, будто современное прочтение классического произведения невозможно без перенесения действия в наши дни, без переодевания героинь из кринолина в миниюбки. Вычурность, оригинальничанье зачастую обедняют классику, а то и опошляют. Особенно, если такой, с позволения сказать, «интерпретатор» лишен таланта и вкуса. Мое же отношение к классике трепетное, и в этом смысле я традиционист.

     - А что ждет ваш театр в ближайшем будущем?

     - В этом месяце везем спектакль «Человек из Ламанчи» на фестиваль Фонда Иннокентия Смоктуновского в Минск. В конце октября – начале ноября на обеих сценах нашего театра будет проходить Международный театральный фестиваль «Золотой витязь» - художественный руководитель народный артист России Николай Бурляев. В прошлом году «Золотой витязь» проходил в Минске, где наш Николай Исаакович Пастухов получил Золотую премию.
     Большое место в жизни театра занимает шефская работа. Следующий год объявлен Годом солдата, и мы уже сейчас думаем о том, как нам откликнуться на него. В частности, планируем выехать в один из военных округов. И не с концертами, как обычно, а со спектаклями, чтобы жители гарнизонов увидели театр во всей его полноте, а не просто побывали на встречах с популярными актерами.

     - И, конечно, вы испытываете голод в драматургическом материале о современной армии…

     - Мы все время ищем пьесу. Но достойную пьесу. Ставить же спектакль для «галочки», чтобы «обозначить тему» - сейчас такое неприемлемо. Мы просто не имеем права так поступать. При нынешнем дефиците драматургического материала о современной армии выполнять миссию военного театра, говорить о патриотизме, о любви к Родине, о понятии долга лучше всего, обращаясь к историческому прошлому, впитывая оттуда энергию и силу философского обобщения и размышлений о жизни, чтобы найти свое место в ней.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex