на главную страницу

10 Октября 2006 года

Техника и люди

Вторник

Сделано в Прикамье

«Мотовилихинским заводам» — 270 лет

Андрей ГАРАВСКИЙ.



Каким должно быть современное предприятие оборонно-промышленного комплекса? Конечно, критериев можно назвать много, но есть основные, критические параметры. Очевидно, что в современном стремительно меняющемся мире оборонный завод обязан иметь не только мощную военную составляющую, очень важен и развитый гражданский сектор. При этом оба производства не должны быть оторваны друг от друга, наоборот, желательно, чтобы они переплетались между собой. Принцип прост: оборонное производство передает свои передовые разработки и технологии в гражданский сектор, прибыли которого в свою очередь идут на модернизацию производства. Эта модель не нова, она уже достаточно давно и успешно применяется в западных оборонных концернах. В России же такая организация оборонного предприятия только внедряется. Впрочем, некоторые субъекты отечественного ОПК, несмотря на не всегда благоприятную экономическую конъюктуру, сумели реализовать эту схему. Среди них одно из крупнейших и старейших машиностроительных предприятий страны - ОАО «Мотовилихинские заводы», которому 6 октября с.г. исполнилось 270 лет. В настоящее время это мощный холдинг, который производит как оборонную продукцию, так и нефтепромысловое оборудование, строительно-дорожную технику, а также развивает металлургическое производство.

     
Первые во всем


     ОАО «Мотовилихинские заводы» ведет свое начало от медеплавильного завода, заложенного в 1736 году на берегу реки Большая Мотовилиха. Известный государственный деятель и исследователь русской земли В. Татищев отводил Мотовилихе особую роль – здесь должна была осуществляться очистка от примесей «черновой» меди других уральских заводов. Здесь выплавляли лучшую по своему качеству так называемую «штыковую» медь, годную для монет и церковных колоколов.
     Сто двадцать пять лет выдавали мотовилихинские мастеровые медь, которая, по свидетельству современников, «была весьма мягкая и превосходного качества». За мотовилихинскими пушками стояли канониры на Бородинских редутах, на бастионах Севастополя…
     В середине XIX века на месте медеплавильных фабрик выросли современные цеха, в которых плавили сталь и отливали чугунные пушки. Первые же орудия, отлитые в 1866 году, были официально признаны «лучшими из всех чугунных пушек, до сих пор поступавших на службу в артиллерию». Мотовилиха может гордиться одним из самых больших орудий, когда-либо отливавшихся в России. По крайней мере московскую Царь-пушку 20-дюймовое орудие из Прикамья превосходит по всем показателям. К тому же оно выдержало 314 боевых выстрелов! В последней четверти XIX века Пермские пушечные заводы занимали первое место в Европе по производству крупнокалиберных орудий.
     На «Мотовилихинских заводах» был сооружен и крупнейшей в Европе 50-тонный паровой молот с силой удара до 160 тонн, изображению которого суждено было долгие годы украшать герб Перми.
     Мотовилихинские умельцы пустили первый на Урале мартеновский цех и первую электростанцию, первыми в России ввели в производство малые локомотивы. Впервые в стране здесь было осуществлено освещение завода электричеством, заменившим керосиновые фонари. Проектированием и строительством первых мартеновских печей на Мотовилихе занимался известнейший русский инженер А. Износков.
     Горным начальником завода был великий русский изобретатель, один из отцов электросварки Николай Гаврилович Славянов. Здесь был спущен на воду первый пароход, при строительстве которого была использована электрическая сварка.
     В Первую мировую войну «Мотовилихинские заводы» поставили Русской армии пятую часть артиллерийского вооружения. Три боковые пушки, произведенные в Перми, и сегодня могут увидеть те, кто побывает на крейсере «Аврора».
     В 1930-х годах «Мотовилихинские заводы» стали одним из ведущих производителей в Советском Союзе сложной машиностроительной техники, оборудования для гидроэлектростанций, плотин и шлюзов, нефтепромыслового и бурового оборудования, строительной техники. На предприятии строились цельносварные суда и понтоны, изготовлялись гребные винты и якоря для судостроительных заводов, коленчатые валы для Омской железной дороги.
     Мотовилихинцы помогали налаживать производство на многих уральских металлургических и машиностроительных предприятиях. Сотни пермяков работали на Уралмаше: металлурги, механики, токари, ремонтники. Многие инженеры Уралмаша стажировались на «Мотовилихинских заводах».
     
Вклад в Победу

     Трудно переоценить роль предприятия в годы Великой Отечественной войны. На заводе в сжатые сроки осваивалось производство орудий разных систем и калибров - противотанковых орудий, легких полковых пушек, самоходных установок. За конструкторскую разработку и запуск в производство полковой противотанковой пушки - знаменитой сорокапятки - уже в первые месяцы войны «Мотовилихинские заводы» были награждены орденом Трудового Красного Знамени.
     В первый год войны Мотовилиха была практически единственным поставщиком артиллерийских пружин, орудийных щитов, тонкой брони, листа для станин, авиационных штамповок, авиационного конструкторского листа, проката для производства танков, артиллерийских поковок, штамповок и фасонных отливок для других оборонных предприятий страны.
     Урал принимал и размещал заводы, эвакуированные с запада России. Совместно с ними пермяки «с колес» налаживали выпуск пушек. К сентябрю 1942 года «Мотовилихинские заводы» увеличили объем производства артиллерийских систем в 8 раз!
     Мотовилиха изготавливала пушки в количестве, составлявшем план пяти артиллерийских заводов. Всего за годы войны завод выпустил 48.600 мощных орудий - четверть всех артсистем Советской Армии. В массовое производство были внедрены пять из тридцати опытных образцов артиллерийских систем.
     Большой вклад внесла Мотовилиха в создание и оснащение прославленного Уральского добровольческого танкового корпуса. В сражениях Орловско-Курской дуги прошли первые боевые испытания уральские самоходки, вооруженные мотовилихинскими пушками. Перед ними не устояла хваленая крупповская броня «тигров», «пантер» и «фердинандов».
     Вот еще один знаменательный факт - первый выстрел по территории фашистской Германии 2 августа 1944 года был произведен из пушки-гаубицы МЛ-20 № 3922, сделанной руками оружейников Мотовилихи. Теперь это орудие в ряду других экспонатов стоит в Центральном музее Вооруженных Сил страны. 122-мм корпусная пушка № 501 20 апреля 1945 года первой стреляла по Берлину. Три государственных ордена – награды завода за героический труд в годы войны. Лауреатами Сталинской (Государственной) премии стали многие конструкторы и руководители предприятия.
     
Лучший поставщик, или Венский вальс

     После войны на Мотовилихе продолжили разрабатывать все более совершенные артиллерийские системы. Так, одним из самых массовых орудий в мире стала пушка М46, долгое время стоявшая на вооружении армий десятков стран. Конструкторами-артиллеристами предприятия были созданы: самоходное орудие «Гиацинт» и его буксируемая модификация, самоходный миномет «Тюльпан», семейство 120-мм гладкоствольных орудий «Нона». Однако особое место в линейке грозных систем занимают реактивные установки «Град», «Ураган», «Смерч». «Все сказочные огнедышащие драконы могут быть только пуговицей на мундире системы залпового огня «Смерч», – сказано об одном из самых известных детищ пермских оружейников. Сегодня пермские оружейники вновь производят этот мощнейший комплекс, обеспечивающий поражение врага на расстояниях до 90 км, в рамках долгосрочных экспортных контрактов.
     В 2005 году отправлено на государственные испытания наиболее приспособленное к современным условиям ведения боя 120-мм самоходное артиллерийское орудие 2С31 «Вена» (на снимке), которому специалисты уверенно прочат громкое будущее. Перспективное орудие было разработано и изготовлено в ОАО «Мотовилихинские заводы» под научным руководством ФГУП «ЦНИИТОЧМАШ» в 1996 году. Первый экземпляр был показан на Международной выставке вооружения IDEX-97 в Арабских Эмиратах.
     Сегодня «Вена» представляет собой плавающую полностью бронированную самоходную артиллерийскую установку с полноповоротной башней на гусеничном шасси, созданном с использованием узлов и агрегатов боевой машины пехоты БМП-3.
     Современный приборный комплекс САО 2С31 позволяет ему занимать рассредоточенный боевой порядок орудий, вести огонь с коротких остановок, оперативно совершать противоогневые маневры, самостоятельно вести разведку целей в дневных и ночных условиях, автоматически выполнять корректировку огня по результатам засечки разрывов, оперативно обмениваться информацией, в том числе и получать команды по проводному или радиоканалу телекодовой связи. А также выполнять каждым орудием индивидуальные огневые задачи, вести огонь высокоточными боеприпасами, использовать большую номенклатуру боеприпасов, использовать боеприпасы без предварительной подборки по весовому знаку и партии зарядов, самостоятельно производить замер гребня укрытий в районе огневой позиции и получать целеуказание для проведения разведки.
     В отличие от предшественников САО 2С31 имеет орудийный вычислительный комплекс. Он обеспечивает управление работой систем орудия в полностью автоматизированном цикле.
     Специально для «Вены» были созданы новые артиллерийские выстрелы, обеспечивающие большую дальность и точность стрельбы и увеличенное поражающее действие. Кроме этого, из орудия возможна стрельба всеми типами старых боеприпасов для «Ноны» и всеми типами 120-мм мин производства различных стран. Для стрельбы из САО «Вена» можно использовать высокоточный управляемый артиллерийский снаряд (УАС) «Китолов-2» с полуактивной лазерной системой наведения.
     Высокие подвижность и проходимость САО, практически равноценные БМП-3, обеспечивают ему быстрое перемещение на марше и на поле боя, при совершении противоогневого маневра и при смене огневых позиций. Бронированный корпус САО защищает от огня крупнокалиберного стрелкового вооружения.
     Как видим, отнюдь не случайно начиная с 2003 года Министерство обороны регулярно признает «Мотовилихинские заводы» одним из лучших и надежных поставщиков военной техники. Пермяки, как и прежде, прочно сохраняют позиции активного участника мирового рынка вооружений, крупнейшего российского производителя артиллерийской техники и реактивных систем залпового огня.
     
Гражданский сектор

     Во второй половине XX века на «Мотовилихинских заводах» производили не только военную технику, но и широкую гамму сложных и трудоемких изделий: экскаваторы, породопогрузочные машины, торфопрессы, бурильные долота и турбобуры, гидротурбины, узлы и механизмы для плотин и гидросооружений, гарпунные пушки, драги глубокого черпания.
     В 1971 году предприятие Указом Президиума Верховного Совета СССР получило свою пятую награду - орден Октябрьской Революции.
     Ну а сегодня ОАО «Мотовилихинские заводы» – современное машиностроительное предприятие с развитой металлургической базой, развивающее свою деятельность в нескольких направлениях. Это производство специальных марок сталей (до 300—350 тыс. тонн стали в год), литье деталей для гидротехнических сооружений, драг, сменного оборудования для мартеновских цехов и других изделий, работающих в различных климатических условиях, в абразивных и агрессивных средах. А также изготовление оборудования для нефтегазодобывающей промышленности, производство дорожно-строительной техники, оборудования для угледобывающей промышленности, комплектующих и узлов для подвижного состава на железных дорогах.
     Продукцию металлургов Мотовилихи покупают в Голландии, Франции, Германии, Финляндии, а качество работы подтверждается международными сертификатами.
     «Мотовилихинские заводы» стали первыми в постсоветской России производителями насосных штанг, оборудования для бурения глубоких скважин с контролем их пространственного положения, немагнитных и утяжеленных бурильных труб. Сегодня Мотовилиха поставляет оборудование всем российским нефтяным компаниям.
     В конце 1990-х годов началась модернизация сталелитейного производства. Были закрыты мартены и установлен сталелитейный комплекс «ковш-печь» на базе оборудования немецкой фирмы FUCHS Systemtechnik, что позволяет сегодня стабильно плавить металл с заданными характеристиками и высоким качеством.
     Одной из важнейших задач 2003—2004 годов стал вывод нового сталеплавильного комплекса на базе электропечи на проектный режим эксплуатации. В этот период проводились дополнительные работы по модернизации оборудования. В итоге к концу 2005 года удалось выйти на стабильное производство 25 тыс. тонн жидкой стали в месяц (в 2003 году – в среднем 10—12 тыс. тонн в месяц).
     Опираясь на конкурентные преимущества предприятия, руководство холдинга переориентирует сбытовую политику на переход от продаж продуктов металлургии (сортовой и листовой прокат, поковки, штамповки, литье) к сложным машиностроительным изделиям с высокой добавленной стоимостью. Это утяжеленные и немагнитные бурильные трубы, турбобуры, наклонные бурильные установки, строительно-дорожная техника, узлы и компоненты для железнодорожной техники, а также предоставление инжиниринговых услуг по разработке узлов, навеске механизмов на колесные, гусеничные и железнодорожные шасси.
     Отметим, что более 2,5 млрд. рублей – такова выручка производственных подразделений ОАО «МЗ» за первую половину 2006 года, а 5,3 млрд. рублей – это итоги работы за 2005 год. В обоих случаях холдинг продемонстрировал рост как по сравнению с первым полугодием 2005 года, так и по сравнению с 2004 годом в целом.
     
Будущее Мотовилихи

     Генеральный директор предприятия Иван Костин поставил перед командой топ-менеджеров Мотовилихи и всем трудовым коллективом задачи не только сохранить важнейшие производственные мощности и технологии, но и увеличить производство и предлагать потребителю новые модели изделий. Уже сегодня на Мотовилихе формируется сбалансированная структура производства и продаж продукции, позволяющая минимизировать последствия возможного снижении цен по любому из основных направлений деятельности. Для этого холдинг ориентируется на производство системных продуктов в рамках долгосрочного сотрудничества с потребителями.
     Итогом масштабной и продуманной работы команды Мотовилихи должен стать рост объемов производства к 2010 году более чем в 2,5 раза – до более чем 14 млрд. рублей. Для этого «Мотовилихинские заводы» будут активно завоевывать новые рынки сбыта, оставаясь при этом одним из лидеров промышленного комплекса Прикамья.
     
От редакции

     Примечательно, что 7 октября, на следующий день после юбилея «Мотовилихинских заводов», свое шестидесятилетие отметил и их генеральный директор Иван Михайлович Костин.
     Вся жизнь Ивана Михайловича связана с машиностроением. После окончания Пермского политехнического института в 1969 году он пришел на Пермский завод горношахтного машиностроения, где работал механиком, начальником механосборочного цеха. В 1974 году он был приглашен на КамАЗ, где и проработал до 2002 года. Отметим, что с 1 февраля 1997 года И.М. Костин был генеральным директором ОАО «КамАЗ» и сумел вывести предприятие из затяжного экономического кризиса.
     В 2002 году он был приглашен возглавить ОАО «Мотовилихинские заводы», которое тогда тоже находилось в предбанкротной ситуации. Убытки от производственной деятельности за 2002 год превысили 500 млн. рублей.
     Пришлось вновь разрабатывать антикризисную программу управления. В итоге ее реализации объемы продаж за 2003 и 2004 годы возросли на 30 процентов в год (в абсолютных цифрах). В 2004 году холдинг впервые за последние 5 лет получил итоговую прибыль (до налогообложения) в размере 229 млн. рублей. Существенно улучшилось общее финансовое состояние предприятия.
     Коллеги и партнеры оценивают Ивана Михайловича как топ-менеджера высокого класса, харизматичного лидера, умеющего вдохновлять подчиненных. Неудивительно, что Костин с конца 1990-х входит в число 100 лучших топ-менеджеров современной России по версии Ассоциации менеджеров.
     И.М. Костин - кандидат технических наук, академик Российской академии транспорта. Награжден в 1981 году орденом «Знак Почета». Имеет звания «Заслуженного машиностроителя Российской Федерации» (1994 г.) и «Почетного работника промышленности вооружений» (5 марта 2004 года). Лауреат Государственной премии за 2000 год и Премии Правительства РФ за 2002 год.
     Краснозвездовцы желают Ивану Михайловичу Костину здоровья, благополучия и дальнейших успехов в его столь важной для России деятельности.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex