на главную страницу

10 Октября 2006 года

Планета людей

Вторник

Сахалинское достояние России

Андрей ДИЕВ,
эксперт Института геополитической
информации «Энергия».



Осенью этого года внимание общественности привлекли сообщения об отмене российским Минприроды заключения экологической экспертизы по проекту «Сахалин-2» и последующие многочисленные комментарии российских и иностранных СМИ. Эта в общем-то заурядная конфликтная ситуация, возникшая в связи с давно назревшими претензиями природоохранительного характера к нескольким иностранным компаниям (англо-голландской «Роял Датч Шелл» и японским «Мицуи» и «Mицубиси»), неожиданно для многих вышла на уровень межгосударственных отношений. Посол Японии в РФ Ясуо Сайто встретился с руководителем Минприроды Юрием Трутневым, а посол России в Японии Александр Лосюков был приглашен на беседу с японским министром торговли Тосихиро Никаи.


     КОММЕНТИРОВАТЬ сложившуюся ситуацию относительно проекта «Сахалин-2» пришлось и главе российского МИД Сергею Лаврову. Чтобы успокоить иностранных партнеров, он заверил, что Россия готова выполнять все обязательства перед ними, но и партнеры должны выполнять свои обязательства (речь идет об уменьшении выбросов с добывающих платформ и трубопроводов). По словам Лаврова, «японские компании сами признали, что из 60 рекомендаций, которые были сделаны по результатам экспертизы 2003 года, половина пока не выполнена». «Мы всегда подчеркиваем, что все соглашения, какими бы несправедливыми они сейчас ни казались, будут выполнены при условии, что и другая сторона будет строго выполнять свои обязательства», - заявил руководитель МИД РФ.
     Болезненная реакция японских и западных СМИ, судя по всему, инспирированная соответствующими политическими и экономическими кругами, является в какой-то мере знаковой и отражает растущее напряжение на мировом рынке энергоресурсов, обострение борьбы за все перспективные месторождения. Не секрет, что после распада СССР ведущие государства мира стали рассматривать постсоветское пространство как новый сказочно богатый источник сырьевых ресурсов для экономик «цивилизованного мира», вывоз которых должен происходить по правилам сильных мира сего. И если в 1990-е годы так во многом и происходило, то в середине нового десятилетия финансово окрепшая Россия стала проводить новую внешнеэкономическую политику исходя из своих собственных национальных интересов. Это, разумеется, пришлось не по вкусу некоторым крупным корпорациям, уже ставшим привыкать видеть в бывших советских республиках новые подконтрольные «банановые государства».
     ОДНИМ из вожделенных для мировой бизнес-элиты районов России, богатых нефтью и природным газом, стал остров Сахалин. В 1990-е годы тогдашнее российское руководство пошло на допуск ряда крупных иностранных компаний к освоению его морских недр, что требовало больших инвестиций и современного бурового оборудования, на основании соглашений о разделе продукции (СРП). Условия соглашений были, надо подчеркнуть, не очень уж выгодными для России. Если быть до конца откровенными, то такие соглашения западные компании практикуют в отношении слаборазвитых стран, а таковой Россия не являлась даже после распада СССР.
     Соглашение о разделе продукции предполагает, что иностранные инвесторы вкладывают свои деньги в проект. Затем начавшаяся добыча нефти или природного газа окупает все их затраты по разработке месторождений, и лишь затем доходы от продажи углеводородного сырья делятся в определенной пропорции между иностранными компаниями и Россией. Так и поступила РФ во времена правительства Черномырдина на Сахалине по проектам «Сахалин-1» (1996 г.) и «Сахалин-2» (1994 г.). Иностранные фирмы, конечно, использовали сахалинские СРП в своих целях, воспользовавшись возможностью раздуть стоимость работ и обеспечить выгодными заказами своих иностранных подрядчиков.
     Сахалинские СРП уже нанесли российскому государству большой экономический ущерб и фактически лишили его возможности на многие годы распоряжаться национальными природными ресурсами. Это признают сегодня многие российские эксперты и предлагают принять срочно меры по выправлению ситуации.
     Еще в мае этого года президиум Российской академии естественных наук предложил добиться доли российских компаний в проектах «Сахалин-2» и «Сахалин-1» не менее 51%, чтобы ускорить разработку месторождений и повысить экономическую эффективность данных проектов. Напомним, что в «Сахалине-1» американская «Эксон Мобил» (оператор проекта) и японская «Содеко» имеют по 30% акций, российская «Роснефть» и индийская государственная компания ONGC - по 20%; в «Сахалине-2» доля японских «Мицубиси» и «Мицуи» - соответственно 20 и 25%, а англо-голландской «Шелл» - 55%. Оператор проекта «Сахалин-2» - некая компания «Сахалин Энерджи», зарегистрированная, как уже сообщалось в СМИ, на Бермудских островах.
     Эксперты РАЕН указали и на то, что работы по проекту «Сахалин-2» значительно отстают от намеченных сроков. Задержка добычи углеводородного сырья на этом месторождении составляет более года. В результате срок начала получения «прибыльной нефти», подлежащей разделу с российским государством, отодвигается на 3—5 лет. Экспертиза РАЕН по сути показала игнорирование иностранными операторами сахалинских проектов интересов России, экономическую неэффективность для нашего государства действующих соглашений о разделе продукции и их несоответствие мировым стандартам в части распределения доходов.
     Симптоматично, что еще в прошлом месяце помощник Президента РФ Игорь Шувалов высказался за то, чтобы предложить участникам СРП перейти в национальный режим налогообложения и для этого выйти из ранее подписанных соглашений. Руководитель Минэкономразвития Герман Греф также заявлял, что «механизм СРП не имеет большого будущего». Предъявляя обоснованные претензии к иностранным компаниям, российские власти вправе, наверное, ставить перед операторами СРП вопрос о более справедливых для нашего государства условиях.
     Буквально на днях Счетная палата РФ обнародовала результаты проверки реализации СРП по проекту «Сахалин-2». Выявлено значительное превышение фактических затрат иностранных инвесторов над утвержденными сметами, что не позволит России получить более 10% прибыльного углеводородного сырья при разделе продукции. Оператор проекта заявил об увеличении расходов до 2010 года с 12 до 22,2 млрд. долларов.
     НАВЕДЕНИЕ порядка в работе иностранных компаний на Сахалине тем более необходимо, что Азиатско-Тихоокеанский регион становится все более важным для России с точки зрения тенденций мирового развития. Наша страна намерена довести долю стран Азиатско-Тихоокеанского региона в экспорте своей нефти (с учетом восточных проектов и сахалинского шельфа) с нынешних 3 до 30%, а газа - с 5 до 25% к 2020 году.
     Об этом же подробно говорил 9 сентября на встрече с участниками третьего заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» Президент РФ Владимир Путин. Уместно будет привести в связи с этим его подробный ответ на вопрос одного из участников встречи о роли России в Азиатско-Тихоокеанском регионе: «Экономическая активность в мире, как много раз об этом мы слышали и сами много раз говорили, постепенно перемещается из Атлантического океана, из акватории Атлантического океана в акваторию Тихого океана. Судя по темпам роста, по перспективам, по оценкам экспертов, это реальный процесс, который вряд ли будет остановлен. Он будет развиваться, наращиваться.
     В этом смысле у России есть определенные естественные преимущества, потому что она выходит в том числе и на Тихий океан. Это наши соседи, партнеры…
     Что касается газа, то мы будем развивать его добычу и в Восточной Сибири, и на Сахалине, то есть на Дальнем Востоке. Вы знаете, мы объявили о строительстве двух газопроводов: из Западной Сибири и из Восточной Сибири. Мы намерены осуществлять этот проект. Я сейчас не готов совсем точно и ясно сказать конкретные сроки, но работа уже идет. Начались изыскательские работы, специалисты прорабатывают трассы маршрутов и в Западной Сибири, и в Восточной Сибири. Так что я полагаю, что здесь у нас хорошая и вполне реализуемая перспектива.
     …Во-первых, вы знаете, мы уже начали строительство нефтепровода к берегу Тихого океана. И это будет где-то от 50 до 80 миллионов прокачки по году. Это уже не планы – работа идет. За два месяца прошли 250 километров. И Байкал обойдем, за водозаборную зону Байкала трасса будет проложена, мы решим экологические проблемы, мы выйдем к пункту Сковородино. Это километров, по-моему, 100–150 от российско-китайской границы.
     Параллельно уже идет работа с нашими китайскими партнерами над тем, как, какими силами, на каких условиях мы будем прокладывать трубопровод от пункта Сковородино до китайской границы и дальше. От этого места до берега Тихого океана мы пока будем возить нефть, как у нас нефтяники говорят, «вертушками», то есть железнодорожными составами.
     Но параллельно уже сейчас начата работа по окончательному принятию решения о том, где должны быть труба и нефтеналивной терминал на берегу Тихого океана. Мы будем делать это как вторую очередь, но мы обязательно это сделаем. Почему не делаем сразу? Только потому, что мы хотим, чтобы эта вторая часть была так же экономически обоснованна и выгодна, как и первая. А это значит, мы должны провести дополнительные исследования в Восточной Сибири и подключать к этой трубопроводной системе новые месторождения. Они в принципе есть, уже даже сейчас они понятны, но мы хотим еще провести дополнительные исследования. Ряд наших компаний этим занимается: это «Сургутнефтегаз», «Роснефть», некоторые другие компании, они работают в этом направлении, и это будет реализовано так же, как, повторяю, и газовые системы из Восточной и Западной Сибири.
     И, кроме всего прочего, давайте не будем забывать, что у нас на Дальнем Востоке работают азиатские компании, у нас работает наш индийский партнер на Сахалине. А то, что будет добываться нашими западными, американскими, европейскими партнерами, тоже предполагается в значительной степени для реализации на азиатских рынках, в том числе и сжиженный газ».
     НЕСМОТРЯ на проблемы с поведением некоторых иностранных компаний (проект «Сахалин-2»), остров Сахалин - этот далекий субъект Российской Федерации - все же стремительно преображается благодаря растущему в мире спросу на углеводородное сырье. На острове в поселке Пригородное (недалеко от города Корсакова) ведется строительство первого в России завода по производству сжиженного природного газа (СПГ), который рассчитан на выпуск 9,6 млн. тонн «голубого топлива» в год и вступит в строй в конце 2007 года. Уже завершено строительство причала для отгрузки СПГ в заливе Анива. К причалу могут швартоваться гигантские танкеры длиной свыше 250 метров и вместимостью до 145 тыс. кубометров.
     По проекту «Сахалин-1» (извлекаемые запасы месторождений составляют 2,3 млрд. баррелей нефти и 485 млрд. кубометров природного газа) на севере острова уже началась промышленная фаза освоения месторождений. Объем отгрузки нефти будет доведен к концу 2006 года до проектного уровня - 250 тысяч баррелей в сутки. Консорциум приступил также к поставкам природного газа в Хабаровский край (более 70 млн. кубометров в месяц с возможностью увеличения до 118 млн. кубометров к концу этого года).
     По проекту «Сахалин-1» построен 220-километровый нефтепровод от месторождения Чайво (морские платформы «Ястреб» и «Орлан») до не замерзающего круглый год порта Де-Кастри Хабаровского края. Испытания трубопровода, по которому в течение 40 лет ежегодно будет перекачиваться 12,5 млн. тонн нефти, уже завершены. Ожидается, что в ближайшие октябрьские дни в порту Де-Кастри будет загружен 100 тысячами тонн сахалинской нефти первый танкер-гигант «Виктор Титов» Приморского морского пароходства.
     Значение Де-Кастри в реализации энергетической стратегии России будет возрастать и в связи с планами «Роснефти» модернизировать к 2010 году Комсомольский нефтеперерабатывающий завод, мощность которого достигнет 12 млн. тонн. От НПЗ до Де-Кастри будет построен нефтепродуктопровод, по которому на мировой рынок будут поставляться высокооктановый бензин и дизельное топливо.
     В рамках проекта «Сахалин-2» (более 1 млрд. баррелей нефти и 435 млрд. кубометров природного газа) с севера на юг Сахалина прокладываются две нити нефтегазопровода. 300 километров труб будет уложено по дну Охотского моря от нефтедобывающих платформ «Моликпак», «ЛУН-А» и «ПА-Б». Завершение строительства нефтегазопровода, общая длина которого составляет 800 км, запланировано на конец 2007 года.
     Близок к началу промышленной реализации проект «Сахалин-5» (51% акций у российской «Роснефти», 49% - у английской «Бритиш петролеум»). Общие прогнозные извлекаемые запасы нефти - 1.172 млн. тонн. По проекту «Сахалин-3» разведочное бурение ведут со своей платформы «Кантан-3» китайские нефтяники.
     Ресурсная база сахалинского шельфа позволяет, по оценкам экспертов, выйти на годовой уровень до 90 млн. тонн по добыче нефти и более 20 млрд. кубометров добычи природного газа. При этом одно из достоинств сахалинских проектов - территориальная близость к потребителям. Ожидается, что основными иностранными потребителями сахалинской нефти и сжиженного газа станут расположенные в бассейне Тихого океана мировые промышленные гиганты США, Япония и, конечно, Китай. С Ближнего и Среднего Востока нефть плывет до Японии не менее 20 дней, а ее транспортировка из экспортного терминала Де-Кастри займет не более 5 дней.
     Таким образом, российский остров Сахалин, который в прошлом веке удалось сохранить в составе нашей страны, становится новым крупным нефтегазодобывающим центром, способным заметно влиять в ближайшие два десятилетия на состояние мирового рынка энергоресурсов. Освоение сахалинского шельфа, если оно будет вестись в национальных интересах РФ, позволяет еще более укрепить вес российского государства в обеспечении международной энергетической безопасности.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex