на главную страницу

11 Октября 2006 года

Профессионал

Среда

TV и служба по контракту

По материалам Социологического центра Вооруженных Сил РФ.



Телевидение устойчиво вошло в культурную жизнь нашего общества. Современный россиянин не может себе представить жизнь без любимых телепередач. Даже на отдыхе мы пытаемся иметь при себе портативный телеприемник. Их устанавливают в рабочих кабинетах, залах ожидания, кабинах автомобилей, клубах и барах, выносят на городские площади. Военные социологи и психологи отмечают, что по своему значению и важности телевидение давно вышло за рамки простого средства массовой информации, имея в виду его колоссальные не только информационные, но и организующие и формирующие общественное мнение возможности. Не секрет: телевидение становится важнейшим средством информационной, идеологической и психологической борьбы, орудием пропаганды и контрпропаганды. В связи с этим в 2006 году Социологическим центром Вооруженных Сил Российской Федерации в рамках мониторинга по оценке эффективности информационно-пропагандистской работы в ходе реализации федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004–2007 годы (далее – Программа) был проведен опрос общественного мнения по вопросу отношения военнослужащих и граждан, пребывающих в запасе, к современному отечественному телевидению и транслируемой на его экранах рекламы военной службы по контракту. Всего были опрошены 867 человек, из них 446 – военнослужащие (от 18 до 50 лет) различных категорий, опрошенные по всеармейской выборке (во всех видах и родах войск, во всех военных округах, а также на Северном и Тихоокеанском флотах), и 421 – граждане, пребывающие в запасе, проживающие в 16 субъектах Российской Федерации, расположенных на территории всех федеральных округов России, в возрасте от 17 до 65 лет. Полученные данные сравнивались с результатами предыдущих исследований. Результаты проведенного опроса позволяют сделать ряд интересных выводов, с которыми мы и знакомим сегодня читателей.

     Большинство опрошенных (51%) достаточно часто смотрят телепередачи, причем граждане, пребывающие в запасе, просматривают их чаще и в большем объеме, чем военнослужащие. Причем военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, просматривают телепередачи примерно с такой же частотой, с какой и военнослужащие, проходящие военную службу по контракту.
     Среди телепередач наибольшей популярностью у опрошенных пользуются новости (80%) и кино- или телефильмы (62%). Далее по популярности следуют спортивные передачи (37%), документальные фильмы и передачи (29%), аналитические и общественно-политические (27%), научно-популярные (27%) и музыкальные передачи (26%).
     По данным мониторинга, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в частях постоянной готовности, в ходе рекламной акции по освещению Программы наибольшее доверие испытывают к таким источникам информации, как телевидение (38%) и свидетельства непосредственных участников событий (36%).
     Граждане, пребывающие в запасе, наибольшее доверие испытывают также к информации, получаемой из программ телевидения (49%), свидетельств участников событий (42%), рассказов и советов друзей (37%), сведений военкоматов (34%).
     Граждане, пребывающие в запасе, при оценке (по пятибалльной шкале) значимости различных форм доведения информации о военной службе по контракту выше всех других форм оценили телевидение (на 3,2 балла). Для сравнения, доведение информации по радио оценили на 2,9 балла, посредством Интернета – 2,8 балла, по информации на листовках – 2,2 балла.
     Наибольшее число респондентов с целью получения достоверных сведений чаще всего просматривают телепередачи и тематические телепрограммы (73%), интересуются позицией по этому вопросу внушающего доверие печатного издания (70%), обсуждают данный вопрос с товарищами (64%) или обращаются за разъяснениями к своим начальникам (51%).
     Поэтому объективная информация о частях постоянной готовности и реклама военной службы по контракту, транслируемые телевидением, имеют большое значение как для потенциальных военнослужащих контрактной службы, так и для их родных и близких, а также и для самих военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
     В целях информационного обеспечения мероприятий Программы на телевидении все чаще используются рекламные видеоролики о военной службе по контракту.
     В 2005 году по заказу Минобороны РФ были сняты 5 рекламных видеороликов о военной службе по контракту для дальнейшей их трансляции по каналам центрального телевидения.
     По данным фокус-группового исследования, проведенного в январе 2006 года в Москве и Московской области с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, и гражданскими лицами, эти видеоролики получили высокие оценки. Наиболее удачными были признаны видеоролики «Проводы» и «Новый год». Ролики «Учения» и «Служба» уверенно оценены на «хорошо», причем видеоролик «Служба» получил больше одобрения у военнослужащих, чем у гражданских лиц, которые оценили его на «удовлетворительно». Худшим был признан ролик «Отпуск», получив наименьшие оценки у военнослужащих.
     О качестве и профессионализме данной рекламной продукции говорит и тот факт, что серия данных рекламных роликов была признана лучшей на VIII Всероссийском региональном фестивале рекламы и PR-2006 среди продукции социальной рекламы, а исполнитель роли солдата в серии данных роликов В. Степанов был награжден дипломом за лучший рекламный образ года.
     Благодаря большой работе, проведенной в 2005 году и начале 2006 года по съемке и трансляции рекламных видеороликов военной службы по контракту для телевидения, большинство опрошенных признаются, что видели на телевидении рекламу военной службы по контракту в российских Вооруженных Силах. По сравнению с 2005 годом их число заметно возросло. Однако 61% опрошенных считают, что данная реклама транслируется в малом количестве.
     Опрос показал, что чаще на рекламу военной службы по контракту, а особенно на видеоролики, обращают внимание военнослужащие, которым эта тематика более близка, а не граждане, пребывающие в запасе. При этом среди военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, видели рекламу военной службы по контракту 80% опрошенных, а среди граждан, пребывающих в запасе, потенциально подходящих для военной службы по контракту (в возрасте от 17 до 35 лет), – 62% респондентов.
     Показательно, что в конце 2005 – начале 2006 года в рекламирование военной службы по контракту активно включилось центральное телевидение. Ранее этим занимались в основном военкоматы субъектов Федерации на местном телевидении.
     Рекламные видеоролики о прохождении военной службы по контракту в Вооруженных Силах РФ опрашиваемые видели в основном на Первом канале (32%) и телеканале «Россия» (32%), реже на НТВ (9%). Еще реже рекламные ролики респонденты встречали на телеканалах СТС, RENТВ и «Звезда». В некоторых регионах в информационном обеспечении Программы активно участвует местное телевидение, особенно в Алтайском, Краснодарском, Приморском, Ставропольском и Хабаровском краях, Астраханской, Калужской, Кемеровской, Липецкой, Мурманской, Рязанской, Смоленской, Тульской и Ульяновской областях.
     Рекламные видеоролики о военной службе по контракту участникам опроса в основном понравились, их средняя оценка составила 3,5 балла. При этом военнослужащие выше оценили качество и содержание данных видеороликов, чем граждане, пребывающие в запасе.
     Опрошенные отмечают, что в 2006 году число телепередач о военной службе по контракту по сравнению с 2005 годом резко снизилось. Исключение составляет лишь телеканал «Звезда», который постепенно расширяет зону своего действия и становится более популярным у населения страны. А потребность в объективной информации об армии, в частности о военной службе по контракту, в нашей стране возрастает.
     В этой связи военные социологи считают целесообразным:
     - усилить использование телевидения в информационном обеспечении Программы, особенно таких телеканалов, как Первый канал, «Россия», НТВ, «Звезда», ТВЦ, RENTV, СТС, МузТВ и «Спорт», а также местных каналов;
     - активизировать использование сетей кабельного телевидения в военных городках;
     - более активно использовать ресурсы телепередач военной тематики «Служу Отчизне» (Первый канал), «Армейский магазин» (Первый канал), «Спецназ» (Первый канал), «Военная программа» («Россия»), «Военное дело» (НТВ), «Марш-бросок» (ТВЦ), «Щит Родины» («Столица») и др.
     - включать материалы и в меру возможности освещать вопросы военной службы по контракту в телевизионных программах информационной, аналитической, спортивной, молодежной, музыкальной направленности;
     - активизировать взаимодействие военных комиссариатов субъектов Федерации с местными телеканалами;
     - увеличить насыщенность сетки телевизионного вещания рекламным материалом военной службы по контракту как фактор государственной поддержки мероприятий Программы;
     - повысить качество информационных материалов о военной службе по контракту, их объективности, глубины анализа, информативной насыщенности, новизны, оперативности информации;
     - отражать в программах телевидения актуальные и злободневные вопросы, связанные с выполнением Программы;
     - подробно разъяснять при помощи телевидения условия военной службы по контракту, а также имеющиеся права, социальные гарантии военнослужащих;
     - сообщать на телевидении о выявленных нарушениях и злоупотреблениях, связанных с осуществлением Программы, особенно по фактам, получившим огласку, и предпринятых по этому поводу мерах;
     - проработать вопрос о съемке нового художественного кино- или телефильма, в котором показывалась бы военная служба по контракту (например, продолжение художественного телефильма «Грозовые ворота»);
     - расширить зону вещания нового военно-патриотического телеканала «Звезда».



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex