на главную страницу

12 Октября 2006 года

Армия и общество

Четверг

Прыжок в неизвестность

Андрей СТЕПАНОВ.



Когда советская оборонная промышленность делала первые шаги по созданию систем десантирования техники, когда во время испытаний рвались парашюты, не срабатывали многокупольные системы и бились выбрасываемые с парашютом боевые машины с собаками на борту, десантирование внутри БМД было сродни первому полету человека в космос. Ведь чем кончится подобный эксперимент, никто не знал. Недаром ведь легендарный командующий ВДВ Василий Филиппович Маргелов во время первого десантирования боевой машины с людьми на борту держал в кармане заряженный пистолет. «Вам-то что, - говорил он, напутствуя смельчаков, одним из которых был его сын майор Александр Маргелов, а вторым – подполковник Леонид Щербаков. - Разобьетесь – и все. Отвечать же придется мне… перед Богом».
Но они это сделали, положив начало существующему только в нашей армии десантированию боевых машин с экипажами на борту.


     Неуступчивый, дерзкий характер Леонида Ивановича Щербакова не раз проявлялся еще в детстве, когда, например, во время оккупации он раз за разом подговаривал сверстников то проколоть шины немецким автомобилям, то бросить патроны в бак, где немцы кипятили белье. Когда же пришла юность, выбором, кем быть, Щербаков не мучился. Только военным! Ведь и отец, и воевавшая в партизанах сестра отца, и трое маминых братьев сложили головы на фронтах Великой Отечественной. После школы Леонид Щербаков поступает в Киевское танко-техническое училище. Фронтовикам-преподавателям, каждый из которых ими, курсантами, воспринимался тогда живой легендой, не требовалось больших усилий, чтобы привить юношам любовь к грозному оружию и шершавой броне.
     После училища лейтенант Леонид Щербаков получает назначение в танковую дивизию Северо-Кавказского военного округа. Это было чертовски интересное, романтичное время: страна бурно развивалась после войны, армия получала новую технику, и их соединение как раз начало перевооружаться на танки Т-55. Офицеров же, которые знали эту машину, даже в полку можно было пересчитать по пальцам. Поэтому на плечи заместителя командира танковой роты по технической части лейтенанта Леонида Щербакова легла большая нагрузка по обучению сослуживцев. На ежедневных занятиях, выходах на полигоны и танкодромы, учениях и стрельбах, в преодолении водных преград ковалось мастерство молодого лейтенанта-танкиста.
     В 1963 году Щербаков поступает на инженерно-танковый факультет Военной академии бронетанковых войск. Пять лет напряженной учебы, заводская практика на танковых заводах в Харькове и Нижнем Тагиле сыграли решающую роль в подготовке будущего профессионала. Старание в службе и учебе, умение анализировать пройденный материал, неуемная тяга к изучению всех новшеств в танкостроении - такой характеристики удостоился Щербаков от преподавателей академии. Распределение на должность инженера-испытателя в находившийся в подмосковной Кубинке 38-й НИИИ бронетанковой техники определило всю дальнейшую судьбу офицера.
     Самостоятельно и в составе группы Щербаков испытывает более 15 советских и зарубежных, в том числе трофейных, образцов бронетанковой техники. Испытания проходят в различных климатических условиях – в Забайкалье, Средней Азии, пустыне Каракумы, на Черном море, в Белоруссии и Прибалтике, на Кавказе и Украине.
     Настоящей революцией в военном деле в те годы стало десантирование боевых машин сначала отдельно от экипажа, а затем и с экипажем внутри. Это были уникальные разработки оборонных заводов «Универсал» и «Звезда», за которыми охотились иностранные спецслужбы. Привлечение к этим работам Щербакова в корне изменило его дальнейшую жизнь и карьеру.
     Пройдя все этапы заводских, полигонных и войсковых испытаний боевой машины десанта БМД-1, танкист Леонид Щербаков не отступил и когда пришлось прыгать с парашютом. Бесстрашно шагнув в бездну вслед за боевой машиной, Щербаков первый раз в жизни испытал неземные ощущения свободного падения и полета под куполом парашюта. Первый прыжок завершился не очень удачно – при приземлении не имевший прыжковой практики танкист-испытатель получил двойной перелом ноги.
     Автографы десантников на гипсе, костыли и значок парашютиста - в таком виде он предстал перед легендарным командующим ВДВ генералом армии Маргеловым.
     - Ну что, допрыгался? – сурово спросил Василий Филиппович, - забираю в десант, такие смельчаки мне нужны.
     Так майор Щербаков стал десантником, пройдя в «крылатой пехоте» путь от офицера Научно-технического комитета ВДВ до начальника бронетанковой службы. Именно Щербакову вместе со своим сыном Александром генерал Маргелов доверил провести определившие дальнейшую судьбу десанта испытания - совершить первое в мире десантирование внутри боевой машины. Это был, без преувеличения, настоящий подвиг. И только спустя двадцать лет Леонид Щербаков и Александр Маргелов все же получили звание Герой России. Тогда же, в далеком январе 1976-го, о наградах, как и о возможных плачевных последствиях этого судьбоносного прыжка, никто из них не думал. Главное – выполнить боевую задачу, важность которой объяснять было не надо, – получив возможность десантирования внутри техники, ВДВ СССР автоматически получали весомое преимущество перед десантниками других армий.
     - Вытяжной парашют выдернул комплекс из самолета, - вспоминает Александр Маргелов. - Мгновения снижения на стабилизирующем парашюте, вот раскрылся основной купол, вышли телескопические щупы. В момент их касания с землей сработали двигатели мягкой посадки: взрыв, газы, дым! Комплекс так сильно приложило на укатанную ледяную дорогу, что мы ощутили солидную ударную перегрузку. В момент удара о землю заработала пропавшая связь и Леонид поздравил меня с благополучной посадкой.
     Этот вошедший в историю прыжок, ознаменовавший создание единого боевого комплекса «боевая машина – средства десантирования – экипаж», поднял ВДВ на ощутимо более высокий уровень боевой готовности. После этого внутри БМД десантировались сотни сокращенных, а в новейших образцах боевых машин и полных экипажей десантников.
     В 1981 году после окончания Академии Генерального штаба Щербаков был назначен на должность заместителя командующего войсками СКВО, а в 1983 году стал заместителем главнокомандующего ГСВГ по вооружению. Два высших военных образования, настоящая школа испытателя и многолетняя служба в войсках позволили ему успешно справиться со сложными задачами и проблемами технического обеспечения, перевооружения, ремонта и эксплуатации техники и вооружения самой мощной группировки войск Советской Армии. После ГСВГ Щербаков работал в Главной инспекции Министерства обороны, а после увольнения в запас из рядов Вооруженных Сил - в «Фонде развития России». С 1997 года и по настоящее время Леонид Иванович активно трудится в ОАО «НИИ Стали», является членом правления Российской ассоциации Героев, Клуба Героев Москвы и Московской области. Работает помощником депутата Государственной Думы Героя Советского Союза генерала армии Валентина Варенникова, является членом политсовета местного отделения партии «Единая Россия» СЗАО города Москвы.
     За время многолетней службы Герой России Леонид Иванович Щербаков награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды, а также двадцатью советскими, российскими и зарубежными медалями.
     - Являясь членом правления РАГ, – говорит о нем президент Российской ассоциации Героев советник министра обороны Герой России Владимир Шаманов, – Леонид Иванович проводит активную работу по патриотическому воспитанию молодежи, являясь для нее ярким примером несгибаемого мужества и патриотизма. Прослужив в десантных и танковых войсках, он сочетает в себе десантную дерзость и танковое упорство. И принесет еще немало пользы Отечеству. Вот уж действительно к кому на сто процентов относится выражение – «не уходят в запас ветераны».
     12 октября мужественному человеку Леониду Щербакову исполняется 70 лет. Президент РАГ Владимир Шаманов и боевые друзья от всей души желают Леониду Ивановичу крепкого десантного здоровья и успехов во всех его начинаниях.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex