на главную страницу

18 Октября 2006 года

Без камуфляжа

Среда

1.500 евро для курсанта

Андрей ГАВРИЛЕНКО.
Фото автора.



Есть такая примета – в том месте, куда хочется вернуться вновь, надо оставить монетку. В 1991 году во время похода на учебном корабле «Перекоп» вокруг Европы свою монетку я бросил в проливе Ла-Манш. За минувшие пятнадцать лет в этом проливе мне довелось побывать уже пять раз. Как, спрашивается, не верить после этого в приметы?


     Помню, тогда курсантом с борта корабля смотрел я на французские берега и думал о том, что, пожалуй, нет в моем представлении другой страны, так овеянной духом романтики. На память приходили отрывки из книг французских писателей и музыкальных произведений в исполнении Джо Дассена, Шарля Азнавура и оркестра Поля Мориа.
     Признаюсь, тот дух романтики не исчез и после того, как побывал в этой стране. Во французский порт Брест с курсантами военно-морских вузов на борту совершил деловой заход все тот же «Перекоп» - корабль, чья «служебная биография» стоит отдельного большого рассказа. Ведь в следующем году этой боевой единице – флагману Ленинградской ВМБ - исполнится тридцать лет. И нет, наверное, сегодня на нашем флоте корабля, который мог бы составить «Перекопу» конкуренцию по количеству пройденных миль, по числу заходов в иностранные порты.
     Французский берег встретил российских моряков приветливым солнцем. Не скрывали своей радости и местные жители. К флоту вообще, и к российскому в частности, в этой стране относятся с большим уважением и любовью. Два года назад Брест посетили большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» и атомная подводная лодка «Вепрь» Северного флота. Тот визит освещался чуть ли не всеми центральными французскими СМИ. Как рассказывали мне журналисты одной из местных газет, наш флот здесь всегда считали и продолжают считать одним из сильнейших в мире и военно-морскому сотрудничеству с Россией уделяется очень большое внимание. Французские газетчики были чуть ли не первыми гостями нашего корабля и на этот раз. Уже на второй день захода в ряде местных изданий появились репортажи с фотографиями «Перекопа» и российских курсантов.
     Сам Брест расположен на полуострове Бретань. Свою историю он ведет с 250 года, когда была построена первая крепость римских легионеров. Статус города Брест приобрел в 1593 году во время правления короля Генриха IV. А с 1629 года под руководством кардинала Ришелье началось строительство военного порта, арсенала и судостроительных верфей. После оккупации Франции немецко-фашистскими войсками в 1940 году Брест использовали германские ВМС в качестве базы подводных лодок и надводных кораблей. Город сильно пострадал во время Второй мировой войны. Большинство построек было разрушено. Современный облик восстановленного города сильно отличается от довоенного.
     Сегодня более половины государственных границ Франции (около 3.100 километров) приходится на море. И в Бресте находится военно-морская база, географическое расположение которой позволяет силам французского флота контролировать западные подходы к Ла-Маншу.
     Брест, где численность населения около 200 тысяч жителей, – один из главных центров кораблестроения Франции. Здесь имеются предприятия машиностроительной и химической промышленности. Военно-морской арсенал располагает несколькими сухими и плавучими доками. Основное предназначение военно-морской базы – ремонт и материально-техническое обеспечение кораблей всех классов французских ВМС, действующих в Атлантике.
     Порт, грузооборот которого около 2 млн. тонн ежегодно, доступен для судов с осадкой 8,5 метра при любой стадии прилива. Его акватория включает рейд Абри с глубиной 10—11 метров, являющийся фактически военной гаванью, и торговую гавань. Близ основания южного мола, ограждающего рейд Абри, находятся бассейны и укрытия субмарин. В частности, на полуострове Лонг на Брестском рейде создан пункт базирования атомных ракетных подлодок.
     Во время пребывания на французской земле для наших моряков были организованы различные экскурсии. В том числе в морской музей, расположенный в Брестской крепости на берегу Атлантического побережья, и в один из крупнейших в Европе океанариумов, где собраны разные морские обитатели со всего света. Но одна из поездок запомнилась особо - в Военно-морской институт, что в 60 километрах от Бреста. Конкурс среди поступающих сюда – более двадцати человек на место. Курсантами становятся самые достойные. Причем не только юноши. Связать свою жизнь с флотом могут и представительницы прекрасного пола. Флотские науки они постигают не только за учебными партами. Во время экскурсии по институту нам показывали самые различные тренажеры. Аудитории оснащены многочисленными компьютерными системами. Не забывают здесь и о практической составляющей обучения. Будущие офицеры проходят обязательную полугодовую практику на учебном авианосце «Жанна д,Арк».
     Большое внимание уделяется изучению иностранных языков, среди которых есть и русский. Сопровождавшие нас курсанты говорили о том, что в библиотеке института они регулярно берут произведения наших классиков: Чехова, Пушкина, Лермонтова, Льва Толстого. Читают конечно же на русском языке – одном из красивейших в мире.
     Будучи в библиотеке, я обратил внимание на стенд, где выставлены местные военные издания. Красочные иллюстрированные журналы выходят для каждой категории военнослужащих: офицеров, старшин, матросов, курсантов. Честно говоря, полистав их, невольно поймал себя на мысли о том, какое внимание уделяется пропаганде службы на флоте: чуть ли не каждый экземпляр наглядно свидетельствовал – нет ничего лучше военно-морских сил Франции.
     Впрочем, служба во французском флоте интересна не только на фотографиях. Денежное довольствие курсанта института достигает полутора тысяч евро в месяц. При этом, как и в России, будущие офицеры обеспечиваются бесплатными обмундированием и питанием. Первые два года курсанты проживают в небольших кубриках. А на последних курсах снимают жилье. Как правило, несколько человек берут в аренду дом или 4—5-комнатную квартиру.
     Ставшие офицерами дорожат службой. Увольнение из военно-морских сил – явление крайне редкое. Еще бы, каждый из них чувствует не на словах, а на деле заботу государства. Об этом говорят и величина офицерского денежного довольствия, да и просто условия жизни. К годам тридцати семи офицеры имеют в собственности хорошие просторные дома. У многих жены не работают, поскольку зарплаты мужа вполне хватает не только на себя, но и на троих детей – именно столько их в среднем в офицерских семьях.
     Возможно, и у нас в стране наступят времена, когда условия жизни наших офицеров ни в чем не будут уступать условиям их французских коллег. Пока же…
     Пока же многие граждане необъятного когда-то бывшего Советского Союза едут в Европу за лучшей жизнью. Помню, как в середине 1990-х, будучи в Амстердаме, я удивлялся тому, как много там наших соотечественников. Через несколько лет доводилось слышать родную речь неоднократно на улицах Хельсинки. Вот теперь, и во Франции побывав, знаю: и там немало выходцев из СНГ, в том числе и из России. В том же Военно-морском институте русский язык, например, преподает уроженка Феодосии. Хозяйка парфюмерного магазина, в который я заглянул перед возвращением домой, – бывшая гражданка нашей страны. Довелось познакомиться и с ребятами из России, проходящими службу в знаменитом Французском легионе. В местных вузах обучается немало студентов из СНГ. А однажды, когда мы гуляли по французским улицам, к нам, группе российских офицеров, подошел молодой человек, чье детство прошло в Тбилиси. Вот уже несколько лет он живет во Франции и пока не хочет возвращаться на Родину.
     Конечно, Франция - красивая страна. С изумительной природой, старинными городами. В Бретани наибольший интерес туристов вызывает бывший город корсаров Сен-Мало с прекрасно сохранившимися постройками ХIII века. Он расположен на так называемом Изумрудном берегу, который далее переходит в берег Розового гранита. Гранит здесь повсюду, он использовался при строительстве жилых домов, церквей, маяков, часовен. Французский гранит применялся и при отделке нью-йоркских небоскребов.
     …К сожалению, несколько дней, проведенных во Франции, пролетели как одно мгновение. Надо было возвращаться домой. Но я уверен: даже по прошествии многих лет воспоминания о гостеприимном Бресте останутся в сердце каждого участника нашего похода.

     На снимке: Французская Брестская крепость.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex