на главную страницу

24 Октября 2006 года

Страна и мир.

Вторник

Бескомпромиссная дипломатия — нонсенс

Материал к публикации подготовил Вадим МАРКУШИН.



Лондонский еженедельник Janes Defence Weekly опубликовал статью под заголовком: «Порочная дипломатия в отношении Ирана обречена на провал». Уже само название привлекает внимание к этому материалу. Поэтому приводим его без существенных сокращений.


     Хотя опасность того, что со временем Иран сможет разработать ядерное оружие, и стоит воспринимать серьезно, все же нельзя утверждать, что это наверняка произойдет. Скорее всего, Иран хочет достичь порога «виртуального ядерного потенциала», - пишется в статье.
     Члены Совета Безопасности ООН в настоящее время обдумывают свои дальнейшие шаги в связи с нежеланием Ирана выполнить их предварительное условие для начала переговоров – прекратить обогащение урана. Но это тупик. Ведь Иран утверждает, что его цель – производство низкообогащенного урана, который служит топливом для ядерных реакторов. С другой стороны, высокообогащенный уран может использоваться в ядерном оружии, что является истинной целью Тегерана, утверждают США и ряд членов Европейского Союза.
     Дискуссия по поводу доведения потенциала Ирана до уровня, когда он сможет производить ядерное оружие, носит в этой стране неопределенный и скрытый характер. Скорее всего, Иран пытается позиционировать себя как страну, достигшую порога, когда можно быстро произвести ядерное оружие, используя свои невоенные технические мощности в ядерной сфере.
     Подобный статус, который в настоящее время имеют такие государства, как Япония и Германия, был бы вполне законным с точки зрения Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и гарантий Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) до тех пор, пока не появится программа разработки ядерного оружия.
     У Ирана же имеются стратегические мотивы для выбора этого «радикального» варианта. Страна расположена в регионе с нестабильной обстановкой (пять крупных войн менее чем за 25 лет), находится между двумя региональными ядерными державами – Израилем и Пакистаном – и окружена вооруженными силами США, развернутыми в 11 соседних странах.
     США – враждебная держава, которая заклеймила Иран, назвав его частью «оси зла», и свергла политические режимы в соседних странах – Афганистане и Ираке. Иран заметил также, что режиму Северной Кореи, которая объявила о том, что располагает ядерным оружием, удалось избежать каких-либо акций со стороны американских военных (сейчас ситуация иная. – В. М.).
     Активная работа, направленная на то, чтобы понять истинные цели Ирана, проводится МАГАТЭ. С 2003 года Иран добровольно дал разрешение на проведение 1.700 часов инспекций и 20 других посещений военных и гражданских объектов уведомлением за короткий срок, что выходит за рамки требований дополнительного протокола МАГАТЭ. МАГАТЭ раскрыло «обширную деятельность по сокрытию истины», но не нашло никаких «явных улик».
     Администрация США сейчас настаивает на постепенном введении санкций, начиная с отказа во въезде в различные страны иранским лидерам высокого уровня и частичного выборочного замораживания денежных средств, хранящихся за рубежом. Россия и Китай предупредили, что угрозы в адрес Ирана заведут в «тупик».
     История показывает, что санкции обычно неэффективны и для того, чтобы они дали результаты, требуется слишком много времени. Эффект от санкций снижается за счет легкого доступа к рынкам и капиталу в условиях глобализации, за счет альтернативных вторичных поставщиков и покупателей, которых Иран скорее всего найдет в Азии, и незаконных путей поставки товаров, в которых в Иране недостатка нет. Когда в ход идет принуждение, несостоятельность санкций, как правило, неизбежно приводит к военному решению.
     Воздушное нападение под руководством США не нанесет сокрушительного удара по ядерной инфраструктуре Ирана, но, безусловно, вызовет с его стороны масштабный и разрушительный по своей силе асимметричный ответ с применением обычных вооружений. Кроме того, это лишь сплотит иранцев в попытке в кратчайшие сроки приобрести ядерное оружие, приведет к их выходу из всех международных механизмов проведения инспекции и вызовет сочувствие за рубежом.
     Вместо того чтобы еще больше накалять обстановку, следует проявить холодную рассудительность, творческое мышление и, как сказал генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в интервью французской газете «Монд», «немного терпения». По его мнению, именно это качество должно проявляться чаще.
     Бескомпромиссная дипломатия, к которой до сих пор прибегал Совет Безопасности ООН, была изначально обречена на провал. Группе «П5+1» (пять постоянных членов Совета Безопасности плюс Германия) следует сделать шаг назад и всерьез рассмотреть встречное предложение Ирана. Режим строгих инспекций, регламентированное развитие ядерной энергетики и большая согласованность в действиях Ирана с международным сообществом все еще реально достижимы.
     Применение санкций на этом этапе не станет решением проблемы, а приведет к эскалации кризиса и укреплению режима Ахмадинежада и повысит вероятность военных действий, чреватых катастрофическими последствиями.
     Дипломатам следует, во-первых, отложить принятие каких-либо поспешных решений по линии санкций и всерьез рассмотреть встречное предложение Ирана.
     Во-вторых, не ставить предварительных условий, а принять предложение Ирана о проведении «серьезных переговоров» и вступить в них с искренним намерением попытаться определить интересы всех ключевых задействованных сторон.
     В-третьих, наполнить конкретным содержанием предложения, сделанные группой «П5+1» 6 июня, в обмен на согласие Ирана на более строгие инспекции и отказ от переработки (как это было предложено иранской стороной в 2005 году) и таким путем продвинуться в переговорном процессе, не ставя предварительных условий.
     В-четвертых, опубликовать согласованный документ Совета Безопасности ООН в отношении рисков, которые представляют различные разрабатываемые Ираном технологии с точки зрения безопасности, с тем чтобы установить очередность предложений и требований и сообща искать решение.
     Кроме того, на Иран следует оказать давление мировому сообществу. Израиль и США должны заключить соглашение о гарантиях взаимной безопасности в качестве составной части региональной системы безопасности. В то же время члены Совета Безопасности ООН должны обратиться к вопросам размещения собственного ядерного оружия и более серьезно заняться выполнением многосторонних обязательств по разоружению, принятых ими на Конференции по рассмотрению действия ДНЯО в 2000 году.
     О непосредственной опасности речи не идет. На создание ядерного оружия Ирану потребуются годы. Жесткие предварительные условия, строгие санкции и осуждение – это работа на публику у себя в стране, но решить проблему с их помощью не получится. А вот с помощью активной, авторитетной дипломатии это сделать вполне возможно.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex