на главную страницу

25 Октября 2006 года

Армия и закон

Среда

Генерал-майор юстиции Виктор БОРИСЕНКО:
Преступность на флоте можно снизить

Юрий ДМИТРИЕВ.



На Балтийском флоте прошла неделя правовых знаний. О том, чем флотские судьи могут помочь командирам в вопросах профилактики и борьбы с правонарушениями, рассказал председатель Балтийского флотского военного суда генерал-майор юстиции Виктор Борисенко.

     - Виктор Мефодьевич, насколько важной, на ваш взгляд, была прошедшая неделя правовых знаний для профилактики правонарушений на Балтийском флоте?
     - Неделя правовых знаний – лишь один из методов профилактических мер по борьбе с правонарушениями в армейской и флотской среде. Убежден, что лучше предупреждать преступления, чем наказывать людей. Необходим охват всего личного состава (рядовых, сержантов и старшин, мичманов, офицеров, материально ответственных лиц). Кроме того, для военных юристов должны быть определены части с неблагополучным состоянием воинской дисциплины, так сказать, «болевые точки». Там юристы должны проводить беседы (с учетом данных судебной практики) с военнослужащими, склонными к нарушениям.
     Мы должны вести речь и о том, чтобы командиры соблюдали права военнослужащих. От этого также зависит состояние воинской дисциплины. По заявлениям, которые к нам поступают, мы видим, что часто командиры не знают правовой базы, положений Конституции, норм международного права, посредством которых обеспечивается соблюдение прав и свобод.
     В 2000 году был издан приказ министра обороны № 105 «Об организации работы по проведению выездных заседаний военных судов в расположении воинских частей и по объявлению приговоров и решений военных судов в приказах командования». В этом документе определены задачи командиров в реализации его положений. Однако на деле все обстоит по-другому и, к сожалению, мы нередко сталкиваемся с пассивностью должностных лиц. Получается так - совершено преступление, его зафиксировали, начинается расследование. Достаточно быстро виновных наказывают, а когда дело доходит до суда, интерес к нему со стороны командования теряется. Между тем, как показывает практика, эффективность проведения судебных процессов в присутствии личного состава, с точки зрения предупреждения преступлений, весьма высока. Тем более что после оглашения приговора перед личным составом выступают и судья, и прокурор, которые доводят требования Конституции РФ, законов о воинской службе и неотвратимости наказания за преступления против порядка ее прохождения, проводится комплекс других правовоспитательных мероприятий.
     - Что касается общей ситуации на Балтийском флоте, сколько человек осуждается ежегодно, каковы тенденции?
     - В 2005 году на Балтийском флоте был осужден 421 военнослужащий, в том числе 51 офицер и 23 мичмана. Для сравнения: в 2004 году были осуждены 335 военнослужащих, среди них 43 офицера и 7 мичманов. Наблюдается рост и в первом полугодии этого года. Если за шесть месяцев 2005 года был осужден 181 военнослужащий, то за это же время 2006 года – 217.
     По нашему мнению, это стало возможным наряду с другими объективными причинами и в силу ослабления внимания правовоспитательной и правопредупредительной работе, отсутствия тесной ее координации с военными судами и прокуратурами.
     Важно понимать, что меняются не только цифры, но и состав преступлений. Вы, наверное, помните дело об убийстве капитан-лейтенанта Липчика в Балтийске, получившее громкую огласку. Тогда матросы Сельчиков, Мясников, Балдин и Буравченко были признаны судом виновными в умышленном убийстве, совершенном с особой жестокостью, и в связи с исполнением потерпевшим служебных обязанностей. Суд приговорил их к лишению свободы сроком от 11 до 19 лет. Будучи дежурным по части, капитан-лейтенант Липчик остановил этих матросов и сделал им замечание за нарушение формы одежды. Установил, что они пьяны и отправил их в санчасть, сообщив, что доложит об этом командованию части. Матросы избили офицера, а затем бросили его в бессознательном состоянии в цистерну с навозом. В результате капитан-лейтенант скончался.
     Преступление, говоря юридическим языком, было совершено из-за нежелания исполнять уставные требования в порядке подчиненности. К сожалению, подобные преступления - против порядка подчиненности - имеют тенденцию к увеличению как в целом по Вооруженным Силам, так и по флоту. Опасность я вижу в том, что такая ситуация подрывает основополагающие принципы Вооруженных Сил – подчиненность, исполнение приказов командиров.
     Еще одна негативная тенденция – неуставные взаимоотношения, характер которых за последнее время изменился. Помню, 15-20 лет назад в суд передавались дела о преступлениях, имеющих лишь тяжкие последствия. Сейчас мы осуждаем даже за побои. Этим летом гарнизонный военный суд осудил матросов Лубкова, Лаврентьева, Путилина и Игнатова за нарушение уставных правил взаимоотношений сроком от 1,3 до 2 лет с отбыванием наказания в колонии-поселении. 2 июня этого года они, находясь в состоянии опьянения, избили своих сослуживцев более позднего срока призыва матросов Краснова и Марыкина.
     Хотя количество осужденных за неуставные взаимоотношения возросло, число таких преступлений, имеющих тяжкие последствия, уменьшилось. Однако даже простое преступление, связанное с неуставными проявлениями, находит соответствующее судебное реагирование. Также отмечу, что примерно половина всех подобных преступлений тесно переплетена с так называемыми денежными поборами. Бороться с этим можно только одним способом – неотвратимостью наказания за содеянное.
     Но и профилактика, и воспитательная работа важны. Я оптимист и верю, что преступность в армии можно существенно снизить. Но для этого необходима постоянная, ежедневная правовоспитательная работа командиров, тесно координируемая с военными судами и прокуратурами.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex