на главную страницу

25 Октября 2006 года

Армия и закон

Среда

Тюрьма: ВЕК XXI

Беседу вел Евгений ЛИСАНОВ.



Впервые за всю историю страны Правительство России приняло Федеральную целевую программу на 2007 – 2016 гг. по развитию уголовно-исполнительной системы (УИС). По замыслам разработчиков, ее реализация кардинально изменит состояние дел в российской пенитенциарной системе. Какие шаги предусматривает этот документ? Что из себя представляет нынешняя система исполнения наказаний? На эти и другие вопросы «Красной звезды» отвечает директор Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России Юрий КАЛИНИН.

     - Уголовно-исполнительной системе России – 128 лет. Это немалый срок. На протяжении своей истории она претерпела множество реформаций. Последняя была в 2004 году, когда Главное управление исполнения наказаний было преобразовано в Федеральную службу исполнения наказаний. А что сегодня главное на повестке дня?
     - Процессы, которые происходят в обществе, не обходят стороной и нашу службу. Деятельность УИС все больше приобретает социальную направленность. В исправительных учреждениях существенно укреплена социальная служба. Свыше 1.300 социальных работников этих учреждений решают вопросы социальной адаптации осужденных после освобождения. В результате около 90 процентов осужденных из числа нуждающихся, выйдя на свободу, получают помощь в трудовом и бытовом устройстве, более 76 процентов – в приобретении постоянного места жительства. Возросло и количество психологов. Сейчас их 2.252 человека. Они ведут работу по разрешению конфликтов среди заключенных, предотвращению всевозможных нарушений.
     Значительно улучшились и условия содержания подследственных и осужденных. Например, нормы питания стали более сбалансированными. В рацион включены молоко, яйца, увеличена норма мяса, других продуктов, важных для профилактики туберкулеза. В день на питание мы тратим в среднем 28 рублей, а для женщин и несовершеннолетних – 50 рублей и более.
     Большое значение мы уделяем и охране здоровья наших подопечных. Созданы условия для организации эффективной борьбы с социально значимыми заболеваниями. К слову сказать, большую помощь в этом нам оказывает Минсоцздравразвития, которое выделяет 8 млрд. рублей на техническое переоснащение медицинских центров в учреждениях ФСИН России. Так, за последние 5 лет количество больных активной формой туберкулеза уменьшилось вдвое: со 100 тысяч человек до 48 тысяч. Смертность в местах лишения свободы на 100 тысяч человек в несколько раз ниже, чем в целом по России.
     Совершенствуется и законодательная база. Только в прошлом году было принято 7 федеральных законов, имеющих непосредственное отношение к сфере исполнения уголовных наказаний. В этом году приняты еще три закона. И эта законотворческая работа продолжается.
     - Видно, этих мер явно недостаточно, если была принята Федеральная целевая программа, которая должна произвести чуть ли не революцию в уголовно-исполнительной системе России. Что же там такого принципиально нового?
     - Ну, думаю, революции все-таки не произойдет, а вот положение дел в нашей системе коренным образом измениться должно. Прежде всего хочу отметить, что такая программа принята в России впервые за всю историю существования пенитенциарной системы. Она рассчитана на 10 лет и предусматривает выделение на нужды УИС более 54 млрд. рублей. Так, за первые три года мы планируем завершить строительство 39 объектов, которые были начаты еще ранее. Планируем построить 26 СИЗО, которые должны соответствовать европейским стандартам. Всего в рамках программы планируется ввести более 33 тысяч мест для размещения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
     Одновременно с этим не прекращается работа и по открытию новых и реорганизации действующих исправительных учреждений. Так, в 2005 – 2006 гг. введены три новых исправительных учреждения на 920 мест, перепрофилированы 24 колонии на 20 тысяч мест, созданы 69 изолированных участков различных видов режима. Все эти меры позволили уменьшить вывоз осужденных за пределы региона, в котором они проживали или были осуждены. Кроме того, более 17 тыс. осужденных были переведены для продолжения отбывания наказания в те субъекты Федерации, где проживали. Все это во многом способствовало восстановлению их социально полезных связей.
     - Наверное, и электронные браслеты, о которых так много говорят, тоже включены в эту программу?
     - Нет, это не так. Кстати, подобные устройства успешно применяются во многих странах, например в Англии и Швеции. Система эффективная, но дорогостоящая. Поэтому нам выделили грант на проведение эксперимента. Мы будем изучать их функционирование в наших климатических условиях, посмотрим, как отнесутся к ним наши подопечные, можно ли вообще осуществлять реальный контроль с их помощью при огромных российских расстояниях.
     Что же касается самого браслета, то внешне он похож на пейджер со встроенным радиомаяком, по сигналу которого оператор контролирует местонахождение человека. Если его носитель уходит из зоны контроля, автоматически подается соответствующий сигнал оператору и с этим человеком начинается работа.
     - В некоторых странах существуют частные тюрьмы. А у нас планируется создание подобных учреждений?
     - У нас их нет, так как это не предусмотрено действующим законодательством. Для решения такого вопроса необходимо внести соответствующие поправки в законы и другие нормативные правовые акты.
     Вопрос о возможности создания в полном смысле частных исправительных учреждений в настоящее время остается открытым не только у нас, но и в других странах. Во Франции, к примеру, частные компании на государственные средства организуют питание, коммунально-бытовое обеспечение, трудовую занятость осужденных. Все остальное (обеспечение изоляции, режима, исполнение наказаний) осуществляют госслужащие.
     А вот в других странах Европы, в частности в Великобритании, частные тюрьмы действительно существуют. Но отношение к ним в последнее время стало в большей степени негативным. Дело в том, что соглашения, которые государство заключает с частными владельцами тюрем и которые регламентируют деятельность учреждений, все чаще не возобновляются или прекращаются в одностороннем порядке. Прежде всего это связано с тем, что владельцы тюрем экономят средства, выделяемые государством на содержание осужденных. Причем делают они это не за счет рационального перераспределения финансов, а за счет экономии на условиях отбывания наказания (питании, материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении и т.д.), что значительно ухудшает положение осужденных. И в США частные тюрьмы зарекомендовали себя по-разному, поэтому и отношение к ним в обществе неоднозначное.
     Против расширения сети частных тюрем выступают и международные правозащитные организации. Одним из аргументов «против» является то, что различия в условиях содержания осужденных в государственных и частных учреждениях нарушают принцип равенства граждан перед законом.
     - А какой вам видится тюрьма, скажем, лет через 50?
     - Могу вас заверить, что и через 50 лет, и более наши потомки так и не станут свидетелями гибели «последней тюрьмы». Тюрьмы, увы, останутся. Такова уж жизнь. Но изменятся внутренняя суть и идеология учреждений УИС. В результате реализации комплекса мер они превратятся в центры социальной реабилитации. Существенно изменятся условия содержания как осужденных, так и лиц, содержащихся в СИЗО. Размещение, питание, медицинское обслуживание выйдут на уровень международных норм. Широко будут применяться технические средства контроля и надзора. Это позволит полностью исключить совершение правонарушений осужденными и подследственными. Персонал УИС будет укомплектован специалистами нового поколения, правильно понимающими новые задачи и подходы к исполнению наказаний.
     Кстати, мы уже сейчас предпринимаем определенные шаги в этом направлении. По плану в стране будет построено 26 тюрем нового типа. В камере будут проживать по 3-4 осужденных из расчета 7 квадратных метров на человека. В ней будет все для нормальной жизнедеятельности: телевизор, холодильник, душевая комната. Первый такой изолятор уже строится в Тольятти. К слову сказать, в дореволюционной России наши тюрьмы вообще были одними из лучших в Европе. А в 1898 году на Римском конгрессе нашу тюремную систему признали самой прогрессивной. Так что опыта нам не занимать.
     - Что ж, вернемся из сказочного будущего в прозаическое настоящее. Если верить статистике, большинство побегов совершается из колоний-поселений. Вы были одним из главных инициаторов создания этих заведений. Сейчас вы не сожалеете об этом?
     - Действительно, такая проблема существует. Могу уточнить цифру: 80 процентов побегов приходится на колонии-поселения. И все же я убежден, что эти учреждения не утратили своего значения для лиц, совершивших преступления по неосторожности, умышленные правонарушения, не представляющие большой общественной опасности, и др. Об этом свидетельствуют и наши законодательные инициативы, направленные на совершенствование деятельности колоний-поселений, соблюдение прав содержащихся в них осужденных и их родственников.
     В свое время я был начальником экспериментальной колонии в Саратовской области для этих категорий осужденных. Мы провели исследования и пришли к выводу, что таких людей целесообразнее содержать не за колючим забором, а в колонии-поселении, так как они не представляют общественной опасности. Жизнь доказала их оправданность. Потом появились колонии-поселения нового типа для лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, со сроком наказания до 5 лет. Есть и колонии-поселения для осужденных, твердо вставших на путь исправления.
     Что касается количества побегов, то динамики роста нет. Сейчас мы внедряем новую систему охраны и надзора «Пахра», которая не уступает европейским системам безопасности.
     - В советские времена во главе угла был производственный план. А сейчас, в условиях рыночной экономики, труд заключенных востребован?
     - Конечно же востребован. Но в большей степени на региональном уровне. В настоящее время мы завершаем реформу производства. Производственный потенциал УИС переориентируется на решение в первую очередь социальных задач: на восстановление и закрепление у осужденных профессиональных и трудовых навыков, необходимых для последующей адаптации в обществе. Так, создаются учебно-производственные и лечебно-производственные мастерские. Таким образом труд превращается не в саму цель, а в средство перевоспитания, чтобы человек мог получить специальность, которая пригодилась бы на свободе, ну и заработать денег. Кстати, практика показала правильность выбранного курса. Ведь среди осужденных много таких, кто не умеет работать и не имеет никакой профессии.
     - ...А есть и такие, кто не умеет ни читать, ни писать. А как, к слову, налажен образовательный процесс для этой категории?
     - Есть подвижки и в этом направлении. В частности, открываем школы с начальными классами. На сегодняшний день в уголовно-исправительную систему переданы 338 государственных образовательных учреждений начального профобразования. В большинстве исправительных учреждений созданы условия для получения осужденными до 30 лет общего образования.
     В прошлом году все профтехучилища перешли в ведение нашей службы именно для того, чтобы человек смог получить необходимую специальность. И эта специальность, как правило, готовится именно для востребованных производств в том или ином регионе.
     - Все эти меры конечно же впечатляют. Но не получается ли так, что сегодня, когда нет прежних институтов по трудоустройству, освободившийся осужденный оказывается брошенным на произвол судьбы?
     - Вы правы. Есть и такая проблема. Мы решаем ее. Поэтому при Комитете Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству создана межведомственная рабочая группа по вопросам обеспечения социальной адаптации несовершеннолетних, освобождаемых из мест лишения свободы.
     - В России помимо наших доморощенных зэков есть и иностранцы, которые содержатся в специальной колонии. Не лучше ли было бы их депортировать на родину – в целях экономии средств?
     - Колония, о которой вы говорите, действительно существует в Мордовии. Она единственная в стране. Сейчас там находятся более 130 иностранцев и лиц без гражданства.
     Вместе с тем мы депортируем иностранцев на родину. Так, только в прошлом году отправились домой 132 иностранных гражданина, осужденных российскими судами, а в Россию переданы 36 россиян, которые были осуждены за рубежом. В этом году – 97 и 20 соответственно.
     Нужно отметить в этой связи, что передача осужденных для отбывания наказания в государстве их гражданства – процесс длительный и многоэтапный. С кондачка такие вопросы не решаются. С российской стороны в нем задействованы суд, принимающий решение об исполнении приговора иностранного государства, Минюст России, который взаимодействует с компетентными органами иностранных государств, и ФСИН, которая исполняет судебное решение о передаче осужденного. В процессе организации передачи осужденных за рубежом большую роль играют также консульские службы МИДа России.
     - Ну и, наверное, последний вопрос на сегодня. Нынешнее уголовное законодательство ужесточается или становится более либеральным, демократичным?
     - Ни для кого не секрет, что руководство страны принимает последовательные меры, которые направлены на либерализацию уголовной политики в отношении лиц, совершивших малозначительные преступления, на сохранение социальной перспективы для сотен тысяч граждан, а также на обеспечение соблюдения прав человека в местах лишения свободы. Крупный шаг в этом направлении был сделан еще в 2001 году, когда в уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство было внесено 59 поправок. Большой блок поправок был внесен в законодательство в 2003 году по инициативе Президента страны. Все эти меры в совокупности со смягчением санкций по многим составам преступлений уже дали положительный эффект. Так, количество осужденных в воспитательных колониях, исправительных колониях строгого и особого режимов за последние два года сократилось примерно на 150 тысяч человек.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex