на главную страницу

27 Октября 2006 года

Страна и мир

Пятница

Многоликость терроризма и борьба с ним

Записал Александр ТИХОНОВ.



Как уже сообщалось, в Москве в рамках юбилейной десятой выставки средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех-2006» проводилась конференция «Антитеррор: комплексный подход». Ее организатором выступил Антитеррористический центр государств – участников Содружества независимых государств (АТЦ СНГ).
На конференции выступил заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности генерал армии Анатолий КУЛИКОВ. Сегодня мы публикуем выдержки из его выступления и ответы на острые вопросы, поставленные гостями из Афганистана.

     В целом выступление было посвящено российскому антитеррористическому законодательству. При этом сначала заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по безопасности привел некоторые оценки того, как в различных странах, в том числе и в России, отреагировали на теракты 11 сентября 2001 года в США.
     
Утраты могли быть меньшими

     Известно, что в результате терактов 11 сентября в Соединенных Штатах погибли и пропали без вести почти 3 тысячи человек из числа гражданского населения. Ущерб, нанесенный терактами американской экономике, составил 80 млрд. долларов.
     Ответные меры, то есть контртеррористическая операция в Афганистане в октябре 2001 г. унесла 475 жизней военнослужащих коалиционных сил. Потери с афганской стороны только убитыми составили: 5 тыс. членов движения «Талибан», 1,5 тыс. членов «Аль-Каиды», 2 тыс. афганских военнослужащих и полицейских, 3,5 тыс. мирных граждан.
     В Ираке антитеррористическая, как ее называют американцы, военная операция продолжается с марта 2003 г. Потери коалиции там на сегодняшний день составили около 3 тыс. человек, потери Ирака оцениваются в 30 тыс. военных и 19 тысяч гражданского населения. Однако, по словам генерала армии Куликова, есть и другие данные, по которым с начала войны погибло около 50 тыс. мирных иракцев.
     Что касается финансовых затрат, то в рамках войны с терроризмом из американского бюджета потрачено около 450 млрд. долларов. Из них почти три четверти - на войну в Ираке, пятая часть – на Афганистан. 91% общих затрат освоило министерство обороны США. На 2007 г. США планируют на войну с терроризмом израсходовать еще 50 млрд. долларов.
     «Таким образом, мы видим большую затратную операцию, которая не достигла цели», - резюмировал генерал армии Куликов.
     В войне Израиля против Ливана, которую также называют антитеррористической операцией, погибло около 130 военнослужащих Израиля; на ливанской стороне уничтожено около тысячи мирных жителей. И еще один впечатляющий результат: тысяча беженцев на одного убитого боевика «Хезболлы». В связи с этим допустимо полагать, что потенциальных противников войны с терроризмом среди арабского населения стало в результате действий Израиля в десятки раз больше.
     Если потери мирного населения (не самих террористов!) многократно превышают потери антитеррористических сил, можно ли считать цель достигнутой, а выбор средств ее достижения правильным? И вообще возможна ли война с терроризмом в классическом представлении о ведении войны?
     
Вашингтон воюет, Тегеран выигрывает

     Эксперты спецслужб США и Европы отвечают, что за пять лет «войны с терроризмом» им удалось немногое узнать о механизмах функционирования и слабых местах террористических ячеек. Парадоксальным образом так называемая война с терроризмом нанесла больше морального ущерба государствам воюющей коалиции, чем материального ущерба тем террористическим группировкам, против которых она объявлена. Избранная стратегия, основанная на представлении о едином противнике — «Аль-Каиде», лишь ухудшила ситуацию.
     Если считать, что война велась с «Аль-Каидой», то успех – не на стороне антитеррористической коалиции. Поскольку Бен Ладену удалось то, о чем он мог лишь мечтать, а именно: заманить американскую армию сначала в Афганистан, затем в Ирак и навязать американцам и их союзникам бесконечную войну по своим правилам. И главное – руками Соединенных Штатов устранить с политической арены своего заклятого врага Саддама Хусейна.
     Так называемая война против терроризма превратилась в войну со средствами терроризма, то есть не лицом к лицу с противником, а с неизбираемой целью, которой случайно оказывается весь народ. Что происходит в каждом из государств, в границах которых велась широкомасштабная война с терроризмом?
     В Афганистане талибы до конца не разгромлены. Напротив, от их рук продолжают погибать солдаты коалиции, которые в свою очередь за счет новых жертв среди мирного населения пытаются восстановить контроль над провинциями. Победного конца у афганской войны не видно.
     В Ираке союзнические войска заперты в укрепленных лагерях, за их пределами бушует гражданская война, интенсивность террористических атак возросла до 800 в неделю, жертвами которых ежедневно становятся до 120 человек.
     В Ливане «Хезболла» не побеждена, и в результате действий Израиля ее авторитет среди населения только укрепился.
     Каждая из стран, переживших кризис военных кампаний против терроризма, оказалась отброшенной в своем развитии на десятки лет, что обеспечивает социальную базу для потенциального воспроизводства терроризма.
     Так кто же оказался в выигрыше от пятилетней войны с терроризмом? По выводам Британского королевского института международных отношений, от политики Америки на Ближнем и Среднем Востоке выиграл прежде всего Тегеран, который оказался избавленным от злейших врагов (талибов в Афганистане, Саддама Хусейна в Ираке) и не потратил на это даже самой малости экономических и человеческих ресурсов.
     
Предпосылки роста терроризма

     Что происходит с государствами, которые потенциально способны стать новым источником терроризма? Конфликтная среда, как питательная база для взращивания террористических идей и организаций, расширяется количественно и качественно. Согласно отчету независимой оценочной группы Всемирного банка число так называемых государств-неудачников со слабыми правительствами за последние три года резко возросло. Количество уязвимых стран, в которых растущая бедность ведет к риску проявлений терроризма и вооруженных конфликтов, за последние три года возросло с 17 до 26, Таким образом, эти государства потенциально способны стать источником и колыбелью новых террористических центров.
     В результате пятилетней глобальной войны с терроризмом ни одна проблема не решена и ни одна не имеет простого решения. Вместе с тем, отметил генерал армии Куликов, ни пессимистический вывод, ни высказывания по поводу неудачной реализации концепции войны с терроризмом не имеют целью обличить какую-то страну, будь то Соединенные Штаты, Израиль или государства антитеррористической коалиции. Задача состоит в том, чтобы четко разобраться в сложившихся реалиях.
     Современный мир становится все более взаимозависимым, все более уязвимым для проявлений новых вызовов и угроз. Эти угрозы давно стали транснациональными по масштабам и глобальными по сути. Их воздействие проявляется через порождение все новых общемировых социальных проблем, которые в свою очередь продуцируют другие негативные явления (международный терроризм, распространение ОМУ, транснациональная организованная преступность, торговля наркотиками, незаконная миграция, похищение людей и другие).
     
Что делать?

     Ответ есть, он содержится в глобальной контртеррористической стратегии, одобренной в начале сентября Генеральной Ассамблеей ООН. Согласно этому документу все государства обязаны осуществить определенный план действий по устранению условий, генерирующих терроризм, при неукоснительном уважении и соблюдении неотъемлемых прав человека. Содержание этих действий отражает совокупность обязательств, закрепленных в международных антитеррористических конвенциях.
     К сожалению, эффективности глобальной контртеррористической стратегии пока не способствует то, что к принятым основополагающим конвенциям присоединились не все государства. Явно неадекватны и механизмы контроля исполнения этих конвенций.
     Россия и сегодня считает ООН главным международным авторитетным органом, который должен принципиально принимать решения по поводу форм и методов антитеррористической борьбы, ни в коем случае не допуская того, когда решения даже Совета Безопасности ООН игнорируются отдельными странами.
     
Российский законотворческий опыт

     Восприятие Россией характера и степени угроз ее безопасности и территориальной целостности со стороны сил терроризма коренным образом изменила трагедия в Беслане. Один из главных выводов государственной власти Российской Федерации заключается в том, что бороться надо не с симптомами, а с причинами, порождающими эту болезнь. Именно поэтому законодательной властью и Президентом РФ в основу антитеррористической стратегии положена необходимость сочетания предупредительных мер с мерами силового характера.
     Анализ проявлений международного терроризма позволяет сделать вывод, что террористическая активность различного рода экстремистских организаций в ближайшее время сохранится как минимум на прежнем уровне. А масштабы и география террористических актов, очевидно, будут расширяться. Поэтому представляется, что устранение причин, порождающих терроризм, является первостепенной и долгосрочной задачей, в решении которой должны принимать участие если не все, то по меньшей мере наиболее влиятельные государства мира.
     Что было сделано после трагедии в Беслане? Законодатели РФ подготовили и приняли Закон «О противодействии терроризму», который 6 марта с.г. подписан Президентом РФ. Суть Закона «О противодействии терроризму» состоит в том, что законодатель принципиально, концептуально изменил подход к борьбе с этим злом, на первое место поставив вопросы предупреждения, профилактики и исключения условий проявления террористических действий.
     Противодействие терроризму включает в себя профилактическую работу, силовое участие в ликвидации свершившегося террористического явления и, наконец, минимизацию его последствий.
     Прежний закон от 1998 года в последнее время был для России, по мнению генерала армии Куликова, конечно же, устаревшим, ущербным.
     К примеру, этот документ из перечня субъектов борьбы с терроризмом исключал почему-то Вооруженные Силы, хотя реально они привлекались для проведения контртеррористических мероприятий. Не был серьезно затронут вопрос борьбы с финансированием терроризма, а вопросы управления были размыты, что, кстати, очень сильно повлияло на трагическое развитие событий в Беслане.
     Новый Закон «О противодействии терроризму» эти нюансы учел.
     Сочетание этого закона и Указа Президента РФ от 15 февраля «О мерах по противодействию терроризму», которым был создан Национальный антитеррористический комитет», позволило создать в России государственную систему противодействия терроризму, где четко определены вопросы управления, взаимодействия, подчиненности.
     По оценке генерала армии Куликова, даже уже само обсуждение и принятие закона значительно улучшило ситуацию у нас в стране. И если вспомнить события годовой давности в Нальчике, то созданная определенная система управления позволила находиться силам и средствам в большей степени готовности и не допустить провала.
     
Вопросы на злобу дня

     В ходе конференции генералу армии Куликову было задано немало вопросов. В частности, представителей Афганистана интересовала точка зрения депутата по поводу того, какое отношение к терроризму имеет ислам, почему не заканчивается война в Афганистане и можно ли военные действия Израиля против палестинцев назвать государственным терроризмом?
     В ответах на эти вопросы заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по безопасности был предельно откровенен.
     По его мнению, сегодня далеко не все мусульмане являются террористами, но, к сожалению, большинство террористов – мусульмане. В то же время надо понять, почему это произошло.
     Перед началом американцами войны в Ираке Кондолиза Райс заявила примерно так: «Мы принесем в Ирак свою демократию». Что такое «демократия» в понятии мусульман, которые веками воспитывались на Коране, на особом отношении к женщине, не принимая в свой образ жизни выпивки и разгула, – хорошо известно. В этой связи заявление Райс сразу вызвало внутренний протест в арабском мире, потому что в арабском представлении американская демократия – это разврат, пьянство и т.д. И, конечно же, никакой поддержки действиям американцев хоть в Афганистане, хоть в Ираке со стороны простых местных жителей не будет.
     Что касается перспектив окончания войны в Афганистане, то депутат затруднился дать определенный ответ, заметив лишь, что в последнее время в западных странах все чаще возникают вопросы относительно целесообразности нахождения в Афганистане вооруженных контингентов. Если бы не угроза гражданской войны, если бы легитимная местная власть быстрее показала свои дееспособность и силу, предположил генерал армии Куликов, наверное, быстрее бы из страны ушли иностранные войска.
     Отвечая на вопрос об особенностях войны между палестинцами и Израилем, зампред думского Комитета по безопасности отметил, что в действиях, которые предпочитают США в Ираке или Израиль на территории Ливана, имеются признаки государственного терроризма.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex