на главную страницу

28 Октября 2006 года

Армия и общество

Суббота

Президентское слово

Вадим МАРКУШИН



     Уже ставшая традиционной президентская «прямая линия», мастерски организованная нашим телевидением, подтвердила один из главнейших мыслительных образов, или национальных стереотипов: «решить вопрос» способен только глава государства. Подтверждение тому пришло более чем от двух миллионов граждан, большинство которых наверняка пытались добиться удовлетворения своих просьб в инстанциях пониже кремлевской.
     Телеконференция в среду показала, что влияние Путина на умонастроения соотечественников огромно. По этой причине многие заданные вопросы (если не большинство) базировались на суждениях самого президента, высказанных им ранее. И лишь некоторые вступали в противоречие с этими суждениями. Да и то создавалось впечатление, что в желании публично выступить с «оппозиционной» точкой зрения закамуфлировано лукавство.
     Может, я и ошибаюсь, но милая женщина, усомнившаяся в необходимости больших затрат на оборону в эпоху, когда Россию окружают одни друзья, на самом деле хотела лишь, чтобы Путин привел веские аргументы в пользу поддержания высокой обороноспособности страны. И президент привел эти аргументы, указав, что не только США, но и все другие развитые страны денег на армию не жалеют.
     Сократить расходы на армию – дело нехитрое. Только вот именно тогда, когда Россия окажется ослабленной в военном отношении, у ее рубежей непременно «нарисуются» желающие поспорить с ней по территориальным вопросам. Пацифистское поветрие, что сорок первый год в нынешний век не повторится, опасно. Увы, он вполне может повториться, хотя и в другом обличье. Это произойдет в том случае, если Россия утратит способность адекватно реагировать на возникающие угрозы – симметрично или асимметрично.
     Волшебное слово «асимметрия», употребляемое Путиным, для нас, для нашей экономики спасительно. Точнее сказать, не слово, а дело. Тульские, уральские, кировские и все прочие Левши не перевелись на русской земле. Они продолжают поражать мир своим нестандартным техническим мышлением. Но этот их талант надо поддерживать материально и морально. Иначе он поистратится по пустякам, иссякнет в потугах выживания.
     Президент в своих ответах использовал и некоторые другие магические слова и тезисы, уже ставшие брендовыми. Например, «устранение дисбаланса между теми людьми, которые у нас живут очень хорошо и получают огромные доходы, и теми нашими гражданами, которые живут еще пока очень бедно». Эту задачу ни при каком режиме нельзя решить полностью и окончательно, однако последовательными действиями ликвидировать образовавшуюся пропасть можно.
     И тут мы опять невольно натыкаемся на всенародную обеспокоенность в связи с грядущим уходом из Кремля Владимира Путина. Этой обеспокоенности, наверное, не было бы, если бы проводимый политический курс люди связывали не столько с отдельной личностью, сколько с партией, имеющей четкую идеологию. Сильная политическая партия, добросовестно несущая ответственность за исполнение своих предвыборных обещаний, – вот что необходимо России. Лучше, конечно, чтобы было две или три такие партии, ибо политическая монополия непродуктивна. Однопартийная политическая элита неизбежно развращается в собственной лени и безответственности.
     Наконец, еще одно знаковое слово – «прозрачность». В международном лексиконе существует его синоним – «транспарентность». Президент говорит о «прозрачности доходов чиновников и членов их семей» как об одном из важнейших условий успешной борьбы с коррупцией. Проблема тут, очевидно, в том, что прозрачность заработков чиновников должны обеспечивать их же собратья, то есть другие чиновники.
     Проблема также в устоях. Вспомним салтыковского героя, утверждавшего: «Которые люди полагают, что взятки когда-нибудь прекратятся, те люди полагают это от легкомыслия». Широкой публике кажется, что навести порядок в этих чрезвычайно хитрых делах можно быстро – «безжалостно сажать», «все отбирать», «расстреливать» и т.п. Однако кто как не эта самая публика сует чиновникам конверты, в каждом конкретном случае не желая «связываться с хапугой». На этот наш обычай и указывает президент в своих ответах.
     В общем, народ живет в тех условиях, которые он сам и создает. Им управляет такая политическая элита, которую он заслуживает. В этом смысле никакой особой душевной спецификой россияне от других наций не отличаются. Понять Россию с этой стороны можно только умом.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex