на главную страницу

28 Октября 2006 года

Планета людей

Суббота

Как североморцы в Ла-Манше «воевали»

Сергей ВАСИЛЬЕВ, «Красная звезда».



Год назад во французском Бресте на церемонии закрытия международного учения «ФРУКУС-2005» адмирал Андриан Джонс, ныне второй морской лорд Великобритании, сказал, что «следующие четырехсторонние учения станут очередным шагом вперед в нашем флотском сотрудничестве. В ходе «ФРУКУС-2006» мы уйдем от конкретно запланированных целей к более свободным действиям. Вводные, которые будут поступать в море на корабли межнациональной группировки, станут неожиданными даже для оперативного штаба. Этим мы создадим условия для более близкого сотрудничества между нашими флотами».
  Спустя год экипажу большого противолодочного корабля «Адмирал Левченко», которым командует капитан 1 ранга Анатолий Долгов, пришлось в этом убедиться лично.

     
В начале пути

     По словам одного из руководителей учения контр-адмирала Аллана Масси, заместителя начальника главного штаба ВМС Великобритании, организация «ФРУКУС» была создана в 1988 году в разгар «холодной войны» для, так сказать, «поощрения диалога между Россией, Великобританией и США». Поэтому изначально она называлась «РУКУС» (RU + UK + US). В 1993 году к сотрудничеству пригласили Францию, что создало своего рода союз самых мощных атлантических держав. И с того времени «ФРУКУС» продолжает деятельность четырех стран в деле «поддержания безопасности на море, проведения гуманитарных операций и операций по поддержанию мира».
     - Для обеспечения оптимальной деятельности организации, - подчеркнул на церемонии открытия «ФРУКУС-2006» контр-адмирал Масси, - нам важно определить, каким образом мы можем вносить свой вклад в поддержку и усиление международного сообщества, активизировать наши возможности для проведения совместных учений. Поэтому в течение предстоящей недели будем сосредотачивать внимание на нескольких уровнях сотрудничества.
     Первый уровень – тактический, когда корабли группировки «ФРУКУС» взаимодействуют в полном соответствии со сценарием, который разыграет штаб учения на берегу. Второй – стратегический: проведение дискуссий и принятие решений группой командования на уровне адмиралов, руководителей маневрами от четырех стран, которые станут ежедневно отдавать распоряжения командиру оперативного корабельного соединения, действующего в проливе Ла-Манш.
     
Ордер вышел в море

     Исходя из легенды учения темой КШУ «ФРУКУС-2006» стали «Совместные действия кораблей в составе коалиции многонациональных ВМС в обеспечении выполнения резолюции Совета Безопасности ООН по предотвращению агрессии против независимого государства в ходе командно-штабного учения». Учебных целей ставилось две: отработать организацию связи и управления кораблями по стандартам НАТО при решении задач «ФРУКУС-2006» и совершенствовать практические навыки экипажей кораблей при совместном плавании.
     Начало учению положил координированный выход кораблей с лоцманами на борту из Портсмута. Первым отошел от причальной стенки британский фрегат УРО «Монмаут», затем - французский эсминец УРО «Де Грасс», за ним – российский БПК «Адмирал Левченко». Замыкал выдвижение ордера эсминец УРО «Барри» ВМС США.
     Ведущий «Монмаут» следовал по рекомендованному лоцманом пути из залива Спитхед и информировал ордер о курсе и скорости, а также информировал корабли об их изменении. Дистанция между кораблями была пять кабельтовых, скорость движения – шесть узлов. После выхода в Ла-Манш корабли последовательно выполнили поворот на новый курс и увеличили скорость хода до девяти узлов. У буя «Уорнер» лоцманы сошли с кораблей, которые взяли курс в восточную часть пролива: район проведения КШУ «ФРУКУС-2006».
     Кстати, еще в Портсмуте произошел так называемый перекрестный обмен личным составом. Поэтому на БПК «Адмирал Левченко» в море вышли шестеро американцев с эсминца УРО «Барри».
     - За время «ФРУКУС» на корабле побывали три группы иностранных моряков, - рассказывает заместитель командира «Адмирала Левченко» по воспитательной работе капитан 2 ранга Александр Руденко, которому непосредственно пришлось заниматься «гостями». – Их интересовало все: быт североморцев, распорядок дня, питание личного состава и многое другое. Иностранцы увидели ходовой пост, пост энергетики и живучести, наши вертолеты. Англичане и французы были откровенно шокированы радушным приемом на российском корабле. Говорили, что, мол, не ожидали подобного. А с американцами мы расставались, как старые и добрые друзья, абсолютно не акцентируя внимания, что служим в разных флотах и разговариваем на разных языках.
     Ближе к вечеру состоялось так называемое учение «Заслон». Для того чтобы сбить условного противника с толку в определении главной цели в ордере, корабли попеременно занимали разную позицию по пеленгу и дистанции (минимальная – десять кабельтовых) от центра ордера.
     В первую ночь прошло учение по боевым действиям против надводных кораблей условного противника. Корабль «оранжевых» (его роль исполнял эсминец УРО «Барри») с дистанции в двадцать миль скрытно шел на сближение с «синими» (остальные силы) для условной атаки последних. А задачей «синих» было вскрыть и оценить надводную обстановку, найти, перехватить и условно уничтожить силы «оранжевых». Вертолеты «синих» (с «Де Грасса» и «Адмирала Левченко») выполняли поиск корабля «оранжевых» по заданию руководителя данного учения, который находился на «Де Грассе». А «Монмаут» стал центром зоны безопасности, диаметр которой был три мили.
     Утром следующего дня для проведения учения по противовоздушной обороне ордера на стороне условного противника выступили натовские учебно-боевые самолеты «Хок», которые со стороны берега с дистанции 60 - 70 миль на скорости 500 километров в час начали сближаться с корабельной группировкой. Затем один из них с 40 миль разогнался до скорости 900 километров в час и, выйдя из группы, имитировал противокорабельную ракету. Позже «Хоки» уже с дистанции 20 миль изобразили атаку бомбардировщиков на ордер.
     - Самолеты на каждый корабль группировки «ФРУКУС» выполнили несколько налетов, - говорит командир радиотехнической боевой части «Адмирала Левченко» капитан 2 ранга Алексей Гришин. – Сложность в отражении атаки заключалась в том, что ордер находился вблизи берега, дававшего большие помехи на радиолокационные станции, которые затрудняли определение и классификацию воздушных целей. Было много и надводных целей: Ла-Манш, как известно, – зона интенсивного судоходства. Все это выдавало на индикаторы РЛС такую пеструю «картинку», что оставалось лишь за голову хвататься. Однако личный состав БЧ-7 отработал по ним хорошо.
     Следующим эпизодом «ФРУКУС» стала артиллерийская стрельба. Для выполнения этого учения корабли построились в строй кильватера с дистанцией между собой в пять кабельтовых. Первым шел британский «Монмаут», за ним – французский «Де Грасс», дальше – «Адмирал Левченко», а замыкал строй американский «Барри». «Монмаут» по команде руководителя поворотом вправо лег на обратный курс и сбросил за борт мишень (на поверхности – желтый шар) на удалении двух кабельтовых от кораблей. Затем занял позицию концевого корабля в кильватере за «Барри», чтобы стрельбу выполнить четвертым.
     Корабли в строю кильватера с дистанцией между собой пять кабельтовых по команде руководителя учения «Огонь по цели!» выполнили стрельбу из 40-, 30- и 20-миллиметровых артиллерийских установок, а также из пулеметов калибром 12,7 миллиметра. Не знаю, как на других кораблях, но задор, с каким орали североморцы, видя, как капитан-лейтенант Алексей Карпенко из АК-630 решетил надводную цель, а морские пехотинцы лейтенанта Михаила Гладышева «добивали» ее из крупнокалиберного пулемета «Утес», завел даже обычно инфантильных британцев, «гостивших» в тот момент на «Адмирале Левченко». Они, уподобясь нам, также подпрыгивали на сигнальном мостике и кричали: «Йес!», когда очередной огненный «жгут» вспарывал мишень. А потом еще просили подарить им на память «утесовские» гильзы. При этом, делая пахнущий пороховой гарью «презент» одному из англичан, командир ракетно-артиллерийской боевой части «Адмирала Левченко» сказал ему назидательно, воздев указательный палец к небу:
     - Запомните, моя фамилия – Корчагин!..
     После этого североморцы успешно досмотрели гражданское судно, «подозреваемое в контрабанде оружия»: морские пехотинцы под общим руководством командира досмотровой группы капитана 3 ранга Александра Берлева в нормативно отведенное время обнаружили на рыболовецком траулере «контрабандное» стрелковое оружие. Отработали борьбу за живучесть корабля. Выполнили одиночные и групповые вертолетные полеты. И сделали в Ла-Манше еще многое и многое другое.
     - По итогам учения сложно кого-то выделить персонально, - говорит командир БПК «Адмирал Левченко» капитан 1 ранга Анатолий Долгов. – Главное, каждый на своем месте сделал работу качественно, несмотря на то что была очень серьезная нагрузка. Например, штурманская боевая часть капитана 3 ранга Бориса Горохова и БЧ-7 капитана 2 ранга Алексея Гришина обеспечили навигационную безопасность плавания. Кроме этого, радиотехническая боевая часть обеспечила стопроцентное вскрытие всей обстановки, ее ведение. Личный состав БЧ-2 капитана 2 ранга Олега Корчагина как носитель особого духа милитаризма также сказал веское слово в ходе учения. Думаю, проводись стрельбы комплексом АК-100, артиллеристы вообще предстали бы перед иностранцами во всей своей «божественной» красе. А так даже на примере небольшого боевого упражнения по уничтожению надводной цели артиллерией малого калибра – АК-630 – было видно, что наше оружие получше-то будет. 30-миллиметровая артустановка резервным способом с визирной колонки, да еще в руках капитан-лейтенанта Алексея Карпенко продемонстрировала лучшие свои характеристики: кучную, точную стрельбу. Связисты капитан-лейтенанта Александра Зиновьева обеспечили надежный радиоэфир, что конечно же сказалось на качестве взаимодействия с другими кораблями группировки и управления экипажем. Механики капитана 2 ранга Александра Куташева – молодцы! Бесперебойная работа главных двигателей и электроэнергетики «Адмирала Левченко» - их заслуга. Авиагруппа подполковника Юрия Андреева в очередной раз наглядно и убедительно показала, на что способна наша российская корабельная вертолетная авиация. Офицеры-воспитатели во главе с заместителем командира корабля по воспитательной работе капитаном 2 ранга Александром Руденко оперативно проводили информирование экипажа, отмечали лучших, выпускали стенные фотогазеты и «Молнии». Служба снабжения, которой руководит капитан 3 ранга Михаил Коверко, вкусно кормила. Словом, в Ла-Манше с полной отдачей сил «воевал» весь экипаж БПК «Адмирал Левченко». И за это я благодарен каждому!
     
Итоги и выводы

     По оценке глав делегаций четырех стран – участниц учений и командования оперативной группы нынешнее международное учение прошло успешно. Выполнены все запланированные мероприятия. А сформированное соединение кораблей быстро адаптировалось как к неблагоприятным гидрометеоусловиям, в частности к сильному туману, так и к активным действиям условного противника, роль которого выполняли британские корабли, авиация и быстроходные катера. Было также отмечено, что проведенный «ФРУКУС-2006» – это шаг вперед во взаимодействии четырех флотов на море.
     А первое место по итогам учения с вручением специального кубка завоевал экипаж большого противолодочного корабля «Адмирал Левченко». Североморцам также вручили приз за первенство в выполнении артиллерийской стрельбы по надводной цели. Эсминец УРО «Барри» ВМС США получил кубок за лучшее исполнение боевого упражнения по противовоздушной обороне, а эсминец УРО «Де Грасс» ВМС Франции – за тактическое маневрирование. Экипаж британского фрегата УРО «Монмаут» отметили как сторону, явившуюся организатором достаточно насыщенного четырехстороннего международного учения.
     - Говорить о том, что успех североморцев на «ФРУКУС-2006» оказался делом случая, конечно же нельзя, - считает командир БПК «Адмирал Левченко» капитан 1 ранга Анатолий Долгов, - потому что опыт прошлогоднего «ФРУКУС» тоже дал положительные результаты. И если сравнивать два «ФРУКУС», проходивших во Франции и ныне в Великобритании, то сейчас учение стало более сложным, насыщенным и интересным.
     Благодаря опыту прошлого года, по словам командира «Адмирала Левченко», офицеры корабля уже более свободно работали с документами НАТО, в частности, с морскими тактическими инструкциями. Единственная сложность, которая осталась, - это языковой барьер. По сценарию же нынешний «ФРУКУС» мало чем отличался от прошлогоднего. Основная его идея – действия многонациональной корабельной группировки во исполнение резолюции Совета Безопасности ООН. Сценарий, конечно, интересный. Его можно наращивать в ту либо иную сторону. Словом, есть большое поле для творчества.
     На снимках: командир БПК «Адмирал Левченко» капитан 1 ранга Анатолий ДОЛГОВ; БПК «Адмирал Левченко» в походе.Фото из архива автора.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex