на главную страницу

31 Октября 2006 года

Армия и общество

Вторник

Семь футов вам под килем, корабелы!

Андрей ГАРАВСКИЙ.



На предприятии «Восточная верфь» состоялась торжественная церемония закладки нового гидрографического судна «Виктор Фалеев» для Тихоокеанского флота. Кто-то скажет, что для такой страны, как наша, три четверти границ которой морские, это не столь значимое событие. Но каждая закладка нового корабля, а их в последнее время становится все больше, свидетельствует о возрождении России как великой морской державы. Как заявил на мероприятии командующий ТОФ адмирал Виктор Федоров, новое судно будет оснащено по последнему слову техники. Флоту нужны самые современные корабли. Губернатор Приморского края Сергей Дарькин в свою очередь отметил, что еще недавно корпуса предприятия пустовали, а теперь здесь кипит работа. Он пожелал будущему кораблю семь футов под килем.

     Как видим, мнения некоторых скептиков, что наш флот и кораблестроительный комплекс возродить невозможно, к счастью, безосновательны. Мы не только способны модернизировать свой военный и гражданский флот, но и готовы поставлять продукцию отрасли на экспорт.
     На рынке подводных лодок лидирующее положение по-прежнему занимают Россия, Франция и Германия. Первое десятилетие XXI века будет характеризоваться ростом спроса на неатомные подводные лодки. Это обусловлено значительным количеством дизель-электрических подводных лодок, экспортированных в 60-70-е годы и подлежащих списанию по срокам службы.
     По мнению экспертов, в ближайшие 10 лет основными игроками на рынке неатомных подводных лодок останутся названные выше страны. Основная борьба между ними развернулась на рынках стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Потребность мирового рынка в этот период составит от 60 до 100 неатомных ПЛ.
     Россия в принципе могла бы «закрыть» до 50 процентов этой потребности. Отечественной судостроительной промышленностью может быть предложен ряд неатомных подводных лодок, учитывающий финансовые возможности и эксклюзивные требования потенциальных заказчиков. Предлагаются ракетоторпедные неатомные подводные лодки проектов 636М, «Амур 950/1650», сверхмалые подводные лодки «Пиранья» и «Тритон», обитаемый спасательный глубоководный аппарат проекта 18270 «Бестер» и другие.
     В настоящее время наибольшим спросом на рынке надводных кораблей пользуются фрегаты и корветы. Страны, заинтересованные в приобретении кораблей основных классов, либо приобретают списываемые корабли из состава ВМС ведущих морских держав, либо стараются построить новые корабли на своих верфях, хотя бы и с зарубежной помощью. Наибольшим спросом пользуются фрегаты и универсальные десантные корабли с авианесущими возможностями.
     Российские предложения по экспорту надводных кораблей достаточно привлекательны. Фрегаты проекта 11356, построенные Балтийским заводом для Индии, уже получили продолжение в виде подготовки контракта на строительство второй серии из трех фрегатов. Планируется подписание контракта на поставку двух сторожевых кораблей. Российское судостроение предлагает на экспорт сторожевой корабль «Корсар» проекта 11541 и корвет проекта 20382, на вооружении которого находится 100-мм автоматическая артиллерийская установка А190Э, превосходящая существующие зарубежные аналоги по ряду основных боевых характеристик. По-прежнему велик экспорт патрульных катеров и других малотоннажных скоростных кораблей. Наряду с боевыми кораблями на экспорт предлагаются и суда обеспечения, в том числе уникальное судно контроля физических полей кораблей проекта 18065. По прогнозам специалистов, Ближний и Средний Восток останутся одним из основных покупателей вооружений в обозримом будущем.
     На данном рынке Россия может традиционно предлагать различные проекты боевых кораблей и катеров. Отечественные поставки устраивают ближневосточных партнеров своим качеством, тактико-техническими характеристиками и относительно невысокой ценой. Большие перспективы в последнее время сулит отечественному судостроению латиноамериканский рынок, и прежде всего Венесуэла.
     Мировой объем рынка гражданской судостроительной продукции составляет 70 - 80 млрд. долларов в год. Стоимость фрахта судов, обеспечивающих перевозки грузов морем, ежегодно составляет 230 - 250 млрд. долларов. Стоимость ежегодно добываемых в море рыбы и морепродуктов колеблется от 35 до 40 млрд. долларов. Не менее прибыльна добыча на морском шельфе нефти и газа, оцениваемая в 80 - 100 млрд. долларов. Кроме того, активная деятельность на море обеспечивает транспортную и экономическую безопасность страны, особенно при наличии анклавов, и возможность решения геополитических задач, а также приносит дополнительные рабочие места.
     Наиболее существенный рынок для отечественного гражданского судостроения в ближайшее десятилетие будет связан с созданием технических средств для Северного морского пути, который представляет собой транспортно-промышленный комплекс, действующий на всем протяжении Северного Ледовитого океана от Мурманска до Берингова пролива, а также в бассейнах 8 крупнейших северных судоходных рек. Прогнозируется резкий рост транзитных перевозок и объемов северного завоза.
     Крайне важной областью внутреннего рынка гражданского судостроения в ближайшие десять лет будет создание судов и технических средств для освоения уникальных месторождений нефти и газа на арктическом шельфе России, оцениваемых в 100 млрд. тонн в нефтяном эквиваленте. Стоимость освоения первоочередных месторождений оценивается в 15 млрд. долларов. Освоение Арктики потребует создания широкой гаммы транспортных, обслуживающих и технических судов и плавучих сооружений.
     Для выполнения прогнозируемых объемов работ на период до 2020 года по добыче и транспортировке жидких углеводородов Арктики, а также традиционных перевозок по Севморпути потребность в ледостойких сооружениях (платформы, терминалы) оценивается в 18 единиц, а в специализированных транспортных судах арктического плавания - около 90 единиц суммарным дедвейтом около 4 млн. тонн. Кроме того, необходимо будет построить 10 - 12 новых ледоколов различных типов. Аналогичная потребность в различных морских средствах прогнозируется для освоения шельфа Сахалина.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex