на главную страницу

1 Ноября 2006 года

Армия и церковь

Среда

ПОЧТИ КАК НА ВОЙНЕ

Представительное участие духовенства в учениях
«Южный щит-2006» стало значительным
успехом Русской Православной Церкви

Беседовала Марина Васильева.



Заместитель председателя Синодального отдела игумен Савва (Молчанов) много лет занимается духовным окормлением Сухопутных войск. Недавно он принял участие в учениях «Южный щит-2006» 2-й гвардейской общевойсковой армии, которые проводились в Приволжско-Уральском военном округе, и поделился своими впечатлениями с нашим корреспондентом.


     - Отец Савва, какое событие на маневрах вы бы назвали главным?

     - Таким событием для воинов, не только православных, но и тех, кто исповедует ислам, было участие в маневрах духовенства. При этом отмечу, что впервые за все постсоветское время проводились учения столь широкого масштаба. Достаточно сказать, что линия фронта (условного, конечно) равнялась ста километрам, глубина - тремстам километрам. В учениях приняли участие более двадцати тысяч человек. Резервистов было призвано около двух тысяч. На этой территории трудились 18 православных священников и муфтий Пермского края с тремя помощниками.

     - Как проводилась подготовка к участию духовенства в учениях?

     - Она была достаточно длительной. 23 ноября 2005 года 2-я армия по инициативе командования Приволжско-Уральского округа приняла на военном совете решение об усилении окормления военнослужащих со стороны духовенства Русской Православной Церкви. Потом я побывал в четырех епархиях – в Перми, Уфе, Оренбурге, Самаре. Летом мы впервые провели сборы священников и офицеров-воспитателей 2-й армии.
     - Какова была основная цель пребывания духовенства в войсках?
     - Разработка форм, методов, этапов работы священника в условиях боевых действий. На маневрах мы отрабатывали действия священника, когда он уходит на войну, находится на войне и приходит с войны. Например, резервист приходит в полк, получает обмундирование, участвует в боевом слаживании - и работа священника уже началась в условиях, максимально приближенных к боевым. Когда все заканчивается, и военнослужащие, и священники садятся в поезда и возвращаются. Так что у нас есть опыт прибытия на войну и возвращения с нее. На собрании, которое провели в октябре, мы этот опыт обобщили, отметили положительные моменты, учли промахи, которые оказались в определенном смысле шагами вперед.

     - В чем была главная особенность взаимодействия Церкви и Армии на маневрах?

     - Масштаб участия духовенства - подобного раньше не было. Если обратиться к историческим документам, увидим, что священников для Российской императорской армии даже в то время не хватало. Ныне же по благословению Святейшего Патриарха и по инициативе командования округа для каждого из полков были выделены священники, которые работали на местах. Идея была такова: если священники окормляют солдат, они и на учебно-боевые действия должны ехать с ними.

     - Каковы были ваши непосредственные обязанности?

     - Я был старшим над священниками и воистину всем слугой. Моей задачей было обеспечить батюшкам еду, тепло, электричество, транспорт, связь. Я ездил к ним, спрашивал, что им требуется, затем направлялся к руководству. Это приходилось совмещать со службой в храме. И хорошо, что появился замечательный священник из Перми иеромонах Симеон Минков. Он помогал мне. Когда я уезжал по делам, он меня замещал.

     - Вам пригодился ваш пастырский опыт, приобретенный в «горячих точках»?

     - В Чечне я начинал работать с военнослужащими и членами их семей, как только мы садились в поезд. Начиналось боевое слаживание, я и там пытался работать. На марше – тоже. Это был обычный выход на войну, на серьезную войну. У нас многие священники побывали на этой реальной войне. Они имеют огромный опыт, который непременно должен быть обобщен. Его следует сберечь для Церкви, сберечь для будущего.

     - Как вы взаимодействовали с мусульманским духовенством?

     - Присутствие его было инициировано Синодальным отделом и командованием сухопутных войск и Приволжско-Уральского военного округа. То, что люди, исповедующие ислам, не остались без окормления, было по-человечески правильно, политически грамотно и традиционно для России.
     Будучи старшим, я в согласовательной форме работал с муфтием Мухаммедгали Хазратом Хузином. Командование выделило ему машину, и она стала «мечетью на колесах». Приходили военнослужащие, творили намаз, совершали молитвы. Совместное окормление войск – еще один аспект нашего опыта, целиком положительный. Надо отметить, что из мусульманского духовенства на призыв командующего Приволжско-Уральским военным округом откликнулись единицы. К нам пришли те, кто наиболее патриотично настроен. Мы нашли общий язык, стали друзьями. Учения показали, что между православием и исламом в армии нет антагонизма. Духовенство, работая рука об руку, может принести огромную пользу.

     - Как складывался ваш день?

     - Утром уезжал на передовую. Встречи, беседы, крещения, причастие – по согласованию с командованием. К тому же, как уже говорил, я исполнял обязанности старшего. Чтобы обеспечить присутствие священника в части, нужно решить массу вопросов: форма и место походного храма в боевом порядке полка, выезды, обеспечение утварью и транспортом и так далее. Согласования со Святейшим Патриархом, с руководством округа начались за несколько месяцев до учений и продолжались до последнего дня.
     Мой военно-полевой храм Песчанской иконы Божией Матери со святым образом, который побывал в Чечне и облетел всю Россию, находился рядом с медицинским отрядом специального назначения. От нас до передовой было десять километров.
     Храм был открыт всегда. В семь утра, до завтрака, совершается Таинство Святого Причащения. Днем служатся молебны, читаются акафисты. Постоянно идут люди. В
     9 вечера у солдат начинается личное время. Приходят, ставят свечи. Через полчаса начинается богослужение для тех, кто завтра причащается. Приходили даже среди ночи, когда дежурили мои помощники из Никольского храма в Подкопаях. На сон оставалось не больше четырех часов. Люди узнавали о храме, стремились к нему, если бы он простоял еще месяц, стал бы духовным центром всего Донгуского полигона. А ведь полигон огромный - 30 на 70 километров!

     - Как обустраивались храмы?

     - По-разному. У нас был палаточный, который располагался стационарно. Он стоял при штабе Внутренних войск в Моздоке, а также в Ханкале. Был и другой тип храма – на машине с прицепом. Священник там же и живет, утром встает и едет на позиции. Формы пастырской деятельности в различных храмах мы отрабатывали на практике.
     Наша полевая церковь устроена в каркасной палатке площадью 57 кв. м. Палатку мы приобрели в Петербурге на выставке Сухопутных войск. Потом отправились на Софринский церковный завод, оказалось, что там уже была задумка создать военную церковь. С заводом работали рука об руку - и получился прекрасный храм. Это очень важно, ибо церковная красота, благолепие ежеминутно вещают о Христе. Представьте, с учений, в грязи, в солярке приходит военный – и попадает в Царство Небесное!
     Считаю, что эта красота должна присутствовать везде. Мы будем улучшать конструкцию храмов с помощью софринских мастеров. Фонд «Архистратиг» сделает несколько десятков заказов, и мы распространим их благотворительно для других священников.

     - Какие уроки для себя вы извлекли из пребывания на учениях?

     - Условия жизни военнослужащих таковы, каких нет даже в самых строгих монастырях. Спать по три-четыре, изредка шесть часов, изо дня в день нести тяжелейшие нагрузки, высокую ответственность и при этом жить по совести равнозначно аскезе высочайшего уровня. Поэтому когда священник попадает на учения, служит Богу и людям, он проводит время с огромной пользой для души. Даже не хочется возвращаться домой! Время, проведенное нами, – не только отработка форм и методов взаимодействия друг с другом, с руководством, с исламским духовенством, устройство быта и прочее. Господь одарил нас днями, в которые мы спасали свою душу. И это громадное приобретение.

     - Как будут обобщены материалы о духовном окормлении армии, полученные на учениях «Южный щит-2006»?

     - Со мной работали две киногруппы. Отснятый ими материал лег в основу учебно-методического фильма «Что должен делать священник на войне».

     - Как вы оцениваете достигнутое?

     - Как огромный успех Русской Православной Церкви в развитии взаимоотношений с Армией.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex