на главную страницу

2 Ноября 2006 года

Армия и общество

Четверг

Флот начинается с берега

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



Очевидно, что у нашей страны, имеющей выходы к трем океанам планеты, должен быть сильный Военно-морской флот. И проблемам его развития в последнее время уделяется немало внимания. Вопросы, связанные со строительством флота, запланированы к обсуждению на одном из ближайших совещаний у Президента РФ. Как известно, боеготовность флота в немалой степени зависит от того, как решаются вопросы тылового обеспечения военных моряков, в каком состоянии находится вспомогательный флот. Сегодня на наши вопросы отвечает начальник тыла – заместитель главнокомандующего ВМФ по тылу вице-адмирал Владимир ПОПОВ.

     

     Визитная карточка
     Попов Владимир Федорович родился 6 июля 1955 г. в Баку. Окончил Вольское высшее военное училище тыла, Военную академию тыла и транспорта, Высшие курсы Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. Офицерскую службу начинал помощником командира по снабжению большого противолодочного корабля «Адмирал Макаров». Служил на Северном, Черноморском и Тихоокеанском флотах. В нынешней должности с 2002 года.
     

     - Владимир Федорович, некоторое время назад впервые за много лет прошло крупное учение по тыловому и техническому обеспечению сил (войск) Северного флота. Не могли бы вы рассказать о нем подробнее?
     - В самом начале беседы я хотел бы подчеркнуть, что тыл ВМФ имеет целый ряд своих специфических особенностей, так как осуществляет обеспечение входящих в состав ВМФ как корабельных соединений, так и соединений и воинских частей морской авиации и береговых войск флота.
     Длительный период своей истории тыл ВМФ вообще занимался комплексным обеспечением соединений и воинских частей флота, имея в своем составе, кроме собственных частей тыла, соединения и воинские части, предназначенные для технического и отдельных видов боевого обеспечения сил (войск) флотов. И только с 1988 года этот комплексный способ обеспечения сил (войск) был разделен.
     Вместе с тем в последнее время мы опять пытаемся вернуться к комплексному обеспечению сил. Так, в июне этого года под руководством начальника Тыла Вооруженных Сил РФ – заместителя министра обороны Российской Федерации генерала армии Владимира Исакова проводилось совместное специальное учение по тыловому и техническому обеспечению сил (войск) Северного флота, в ходе которого было разыграно более 150 эпизодов с реальными действиями соединений, воинских частей и организаций тыла и технического обеспечения.
     Учение показало, что вопросы организации тылового и технического обеспечения сил (войск) флотов необходимо рассматривать только в комплексе, не отрывая один вид обеспечения от другого. Проведенное мероприятие позволило реально оценить подготовку обучаемых и их способность в условиях сложной обстановки решать задачи по функциональному предназначению.
     - Одна из особенностей тыла ВМФ в том, что в его составе находятся службы вспомогательного флота. В каком они состоянии?
     - На вспомогательный флот ВМФ возложены задачи тылового обеспечения сил флотов в морской зоне, на рейдах, в гаванях и пунктах базирования, а также завоз зимовочных запасов в районы Крайнего Севера и Дальнего Востока.
     Суда вспомогательного флота - основной элемент при пополнении запасов, восстановлении технической готовности боевых кораблей, погрузке (выгрузке) и доставке различных видов боеприпасов, вооружения и военной техники не только в море или в пункты маневренного (временного) базирования (рассредоточения), но и в равной степени в места их постоянной дислокации. Суда также обеспечивают экологическую безопасность сил флота - съем и очистку радиоактивных отходов, льяльных вод, бытовых отходов и экологический мониторинг. На ЧФ многофункциональные задачи по обеспечению экологической безопасности выполняет экологическое судно «Петр Градов», на СФ переоборудуется судно под экопатруль.
     Ежегодно в среднем судами вспомогательного флота перевозятся более одного миллиона тонн грузов и свыше 70.000 человек, выполняется более 12.000 буксировок, обеспечивается жизнедеятельность не менее 100 пунктов дислокации сил флота, около 160 пунктов арктического и зимовочного завоза.
     В настоящее время в составе вспомогательного флота ВМФ имеется более 450 судов, в том числе свыше 230 морских и 220 рейдовых.
     Численность судового состава на флотах пропорциональна количеству корабельного состава, определяется сложившейся системой базирования флотов и составляет до 160 судов на Северном флоте (свыше 70 морских судов и 80 рейдовых) до 23 судов на Каспийской флотилии (8 морских и 15 рейдовых).
     К сожалению, техническое состояние судового состава ВМФ неуклонно ухудшается. За последние 10 лет в состав вспомогательного флота ВМФ поступило только одно судно (судно размагничивания). Как результат – 80% судов находится в эксплуатации более 20 лет (при норме 25 – 30 лет).
     В качестве примера возрастного состава судов можно привести такие данные. Средний возраст малых танкеров грузовместимостью до 500 тонн – 28 лет, средних танкеров от 3,2 тыс. тонн до 5,5 тыс. тонн - 38 лет; а больших танкеров грузовместимостью до 10 тыс. тонн – 31 год.
     Плановые заводские ремонты и докования судов обеспечения с истекшими межремонтными сроками эксплуатации до очередного ремонта из-за отсутствия бюджетного финансирования не проводятся с 1993 года. Обеспеченность в судоремонте составляет в среднем по флотам 10% от потребности.
     При дальнейшем отсутствии строительства новых судов и достаточного бюджетного финансирования судоремонта количественный и качественный состав вспомогательного флота ВМФ будет существенно ухудшаться. По прогнозу, к 2010 году останется 293 судна (морских – 125, рейдовых – 168), из них 162 судна (56%) выслужат установленные сроки службы. Решение задач обеспечения боевых сил флотов в море и пунктах базирования, завоза зимовочных запасов в отдаленные гарнизоны и других свойственных вспомогательному флоту задач станет затруднительным.
     В период с 1984 по 1991 г. для нужд ВМФ в Сингапуре были построены судна различного назначения. Контракты на их строительство были заключены между открытым акционерным обществом «Внешнеэкономическое объединение «Судоимпорт» и индийской фирмой «Магнум Интернэшнл Трейдинг».
     Начиная с 2000 года Военно-морской флот совместно с «Судоимпортом» проводит работу по возобновлению сотрудничества с индийской стороной. Прорабатывается вопрос строительства судов обеспечения в счет погашения части государственного долга Индии перед Россией.
     Следует отметить, что на XI заседании Межправительственной российско-индийской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству, состоявшемся в 2005 году, стороны согласились через свои компетентные органы подготовить перечень проектов, которые могли бы быть частично профинансированы за счет средств, поступающих в счет погашения рупийной задолженности Индии перед Россией. Мы надеялись найти понимание и этой проблемы в Правительстве РФ. Ее положительное решение позволило бы построить для ВМФ порядка 10 судов обеспечения различных классов, тем самым снять остроту проблемы с обеспечением боевой службы и экспедиционного завоза.
     Сложившаяся в последние годы система финансирования судоремонта привела к тому, что основным финансовым источником поддержания технической готовности вспомогательного флота при выполнении повседневных задач, боевого дежурства и боевой службы были поступления внебюджетных средств от оказания судами обеспечения платных транспортных услуг сторонним организациям.
     До июня 2005 года подразделения вспомогательного флота заключали договоры на оказание разовых услуг судами обеспечения. Полученные от предпринимательской деятельности доходы в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов планировалось после уплаты налогов и возмещения затрат расходовать на поддержание технической готовности судов.
     С июня 2005 года получение и использование внебюджетных средств от оказания платных транспортных услуг судами обеспечения вспомогательного флота ВМФ не предусмотрены действующим законодательством. Генеральное разрешение № 187029 от 14 января 2005 года, выданное Минфином РФ Министерству обороны РФ, не содержит источник образования и порядок использования внебюджетных средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности от оказания транспортных услуг сторонним организациям судами обеспечения.
     - Что делается для исправления сложившейся ситуации?
     - В настоящее время проводится работа по созданию федерального государственного унитарного предприятия на базе вспомогательного флота ВМФ, что позволит привлекать суда к выполнению платных транспортных услуг и использовать заработанные средства на обеспечение судоремонта, поддержание судов обеспечения в исправном техническом состоянии, а также сократить количество военнослужащих в системе вспомогательного флота ВМФ и общее количество гражданского персонала на судах обеспечения.
     - Не испытывает ли сегодня вспомогательный флот недостатка специалистов? Где осуществляется подготовка кадров для судов обеспечения?
     - Есть проблемы и в подготовке кадрового состава. Фактическая укомплектованность судов обеспечения специалистами плавсостава составляет в среднем 85%. Как правило, это подготовленные, высококвалифицированные специалисты, имеющие практический опыт плавания и эксплуатации судов, их систем и механизмов. Однако средний возраст специалистов плавсостава подходит к 50 годам и в последние годы имеет тенденцию неуклонного повышения. Связано это с низкой заработной платой плавсостава, что отпугивает молодежь от работы на судах обеспечения ВМФ.
     В системе Военно-морского флота имеются три учебных заведения, выпускники которых направляются для работы на судах обеспечения: Ломоносовский морской колледж ВМФ (г. Ломоносов), 42-я Мореходная школа ВМФ (г. Кронштадт) и 185-я Мореходная школа ВМФ (г. Владивосток).
     Ломоносовский морской колледж предназначен для подготовки командного состава для судов обеспечения ВМФ и осуществляет ее в соответствии с требованиями Международной конвенции по подготовке плавсостава и государственных стандартов. Имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере среднего профессионального образования. Срок обучения – 3 и 4 года в зависимости от специальности.
     42-я и 185-я мореходные школы ВМФ предназначены для подготовки рядового плавсостава для судов обеспечения ВМФ. Имеют лицензии на право ведения начального профессионального образования. Срок обучения в этих учебных заведениях - 1 год.
     В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 6 июля 2006 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву» с 1 января 2008 г. прекращается действие отдельных нормативных документов, предоставляющих отсрочки от призыва на военную службу. В том числе отменяется действие Указа Президента Российской Федерации 1992 года № 516 о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на период обучения и работы на судах обеспечения ВМФ (до окончания призывного возраста) курсантам и выпускникам Ломоносовского морского колледжа ВМФ, 42-й и 185-й мореходных школ ВМФ.
     Отмена действия данного указа на фоне сокращения срока военной службы по призыву до одного года и низкой заработной платы (на Северном флоте молодые специалисты получают до 5,5 тысячи рублей, на Тихоокеанском флоте – до 4 тысяч рублей) неизменно приведет к еще большему уменьшению количества молодых специалистов, работающих на судах обеспечения, и соответственно к снижению готовности судов к обеспечению сил флота, а также невозможности обеспечить набор курсантов в учебные заведения. Это в свою очередь приведет к развалу системы подготовки квалифицированных специалистов для судов обеспечения ВМФ.
     Как вывод, следует отметить, что регулировать укомплектованность экипажей судов обеспечения ВМФ и обеспечить подготовку специалистов в учебных заведениях флота в сложившихся условиях можно только за счет мер экономического характера. Необходимо срочно проводить работу по подготовке постановления Правительства Российской Федерации по приведению уровня заработной платы плавсостава судов обеспечения ВМФ к среднему уровню заработной платы плавсостава на судах других судоходных компаний.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex