на главную страницу

9 Ноября 2006 года

Наша жизнь

Четверг

Чужебесие XXI века

Беседу вел Владимир МОХОВ, «Красная звезда».



Недавно в некоторых ночных клубах Москвы и других городов страны «продвинутая» часть нашего населения отмечала Хеллоуин. О том, что это за праздник и насколько близок он нам, мы попросили рассказать старшего научного сотрудника Института российской истории РАН, кандидата исторических наук Ольгу АГЕЕВУ.

     - Ольга Гениевна, по-моему, ни в одной стране нет такого количества праздников, как у нас. Так зачем нам еще какие-то непонятные хеллоуины?

     - Это праздник, рожденный в Европе и США, где он представляет собой прежде всего маскарадные шествия и массовые гулянья. К нам он пришел как разновидность развлечений в молодежной среде. Не случайно этот праздник в виде своеобразного развлекательного шоу часто устраивают в школах. Несмотря на то, что какой-то серьезной подоплеки за ним нет и на официальном уровне он, мягко говоря, не приветствуется. Русская Православная церковь вообще выступает против этого праздника, поскольку он глубоко чужд традиционной культуре нашего народа. Истоки его лежат в области западноевропейских средневековых культурных наслоений, связанных с особым перевернутым маскарадным поведением людей, допускавшим своеобразную игру с нечистой силой и тому подобной бесовщиной.
     Думается, нам это действительно ни к чему. Бесовщины у нас хватает и в реальной жизни. К тому же праздники, привнесенные с Запада, вытесняют наши праздничные традиции. А на Руси они существуют с незапамятных времен. Например, в период Святок у нас ходили в харях – масках. У нас была Масленая неделя с гуляньями, катанием с гор, ездой на лошадях, когда какие-то христианские представления соединялись со старыми языческими обрядами. При этом, например, в XVII веке церковь обостренно наблюдала за площадной культурой народных праздников (скоморохами), однако в целом благосклонно воспринимала их, поскольку они вписывались в общий цикл календарных православных праздников и постов.
     Маскарады европейского типа появились в России во времена Петра Великого. Кстати, в Зимнем дворце потом устраивались великолепные публичные маскарады, которые собирали более 8 тысяч представителей дворянства и купечества. Но это были светские праздники, которые уже не ассоциировались с вопросами православной или какой-то другой религии, чистой или нечистой силой. Светская культура уже тогда была отделена от вопросов веры.

     - Можно ли как-то осовременить старые русские праздники, хотя бы для того, чтобы это позволило нам сохранить свою национальную идентичность, наши культурные истоки?

     - Мне кажется, каждая эпоха стихийно сама создает свою праздничную культуру, иногда обращаясь и к прошлому, к тому, что было в предыдущие века. А было многое. Допустим, великолепная система военных праздников при Петре I. Можно нечто подобное создать и в наше время. И, кстати сказать, это создается. Допустим, в России снова стали отмечать дату Бородинского сражения и Куликовской битвы. В Вооруженных Силах отмечаются Дни воинской славы, посвященные тем или иным датам, связанным с победой русского оружия. Увы, в современном российском обществе они не востребованы в той мере, в какой были востребованы тогда, когда ежегодно вспоминали Полтавскую битву или Ништадтский мир.
     Наша молодежь 14 февраля отмечает католический праздник – День святого Валентина. И знать не знает, ведать не ведает, что в православной Руси покровителями всех влюбленных были Петр и Февронья. День святого Валентина пришел к нам, быть может, как некое современное восприятие отношений мужчины и женщины, статуса любви, которая в каких-то формах поощряется Православной церковью, а в каких-то нет. Видимо, сам наш век сформировал этот праздник как светский. Когда и понимание любви – несколько иное, чем в православии. Когда на первом плане – милые и романтичные отношения между людьми, дарящими друг другу валентинки…
     Появление вот таких чисто западных праздничных форм в России, скорее всего, связано с состоянием самосознания общества. В эпоху тотальных перемен это самосознание размыто и как никогда подвержено влиянию западничества. Кстати, это явление не новое, существующее еще с XVII века, и именно тогда оно получило очень меткое определение - «чужебесие». Особенность данной направленности сознания – стремление перенимать без разбора все, привнесенное извне, некритическое восприятие любого западного опыта, который, может быть, очень ценен для самого Запада, но вовсе не обязательно ценен для нас.

     - Периодически наши депутаты подвергают праздничные даты своеобразной ревизии, пытаясь подвести их под конъюнктуру политического момента…

     - Это не всегда оправдано. Вообще набор праздников, который утверждается в обществе, всегда соответствует состоянию этого общества, политике властей и желанию придать этим праздникам определенный политический и социальный смысл.
     В любом случае праздники должны соответствовать настроению общества. Праздник должен быть радостным. Он может быть и со слезами на глазах, как 9 Мая, но это все-таки была Победа, преодоление критической ситуации в стране. Когда такой ситуации нет, должна быть радость. Впрочем, мы будем рады и очередному выходному…


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex