на главную страницу

10 Ноября 2006 года

Российское оружие

Пятница

НА СТАПЕЛЯХ — БУДУЩЕЕ

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».



Сегодня, 10 ноября, сразу на двух петербургских судостроительных предприятиях состоится закладка кораблей для Военно-морского флота России. Сначала на ФГУП «Адмиралтейские верфи» будет заложена подводная лодка 4-го поколения «Севастополь», а затем на «Северной верфи» - сторожевой корабль «Стойкий».

     Для корабелов «Адмиралтейских верфей» это уже третье знаменательное событие за последние десять дней. На прошлой неделе состоялась церемония приема в эксплуатацию танкера «Таврический мост», 3 ноября предприятие отметило свой 302-й день рождения, и вот теперь – закладка подводной лодки, носящей имя города морской славы легендарного Севастополя. Особенно радует, что наметился своеобразный прорыв: если с 1997 года для российского ВМФ здесь длительный период строилась лишь головная ПЛ «Санкт-Петербург», то теперь ее опустевшее два года назад место занято другой строящейся подлодкой «Кронштадт», и вот сейчас добавится «Севастополь». Иными словами, в первом десятилетии XXI века «Адмиралтейские верфи» дадут флоту сразу три подводных корабля проекта 677. Если «Санкт-Петербург» уже почти в строю, то подводная лодка «Кронштадт» войдет в состав флота в 2009-м, а «Севастополь» - год спустя.
     На проходящей испытания на полигонах Балтийского флота головной ПЛ «Санкт-Петербург» применен новый тип гидроакустического покрытия корпуса, обеспечивающий высокую скрытность плавания. Кроме того, установлены совершенные средства обнаружения целей, эффективнее будут использоваться торпеды и другое оружие. Длина подлодки составляет около 67 м; ширина - 7 м; осадка – 6,5 м. Она оснащена новыми образцами торпед, а также крылатыми ракетами, запускаемыми из торпедных аппаратов. ПЛ имеет 6 торпедных аппаратов и способна нести до 18 единиц боезапаса. Продолжительность автономного плавания корабля составляет 45 суток. Впервые в мировой практике подлодка 4-го поколения оснащена системами, обеспечивающими ее экологическую безопасность. По словам генерального конструктора ЦКБ «Рубин» Игоря Спасского, в этой подлодке более 130 принципиально новых технических решений.
     Сейчас на «Адмиралтейских верфях» трудятся порядка 7,5 тысячи человек. Уверенно смотреть в будущее коллективу позволяет солидный портфель заказов. По тем же танкерам предприятие готовится выйти на уровень пяти судов в год (два дедвейтом свыше 70 тысяч тонн и три – 30-40). Многое делается для повышения производительности труда и снижения трудоемкости: в ближайшие годы она снизится в полтора раза.
     - Нами взят курс на создание по-настоящему современного производства, - говорит генеральный директор предприятия Герой России Владимир Александров. - Мы должны быть конкурентоспособны на мировом рынке. Будем позиционировать себя как производство, ориентированное на сложное и наукоемкое судостроение: помимо заказов для ВМФ, это танкеры, плавучие буровые суда и т.д. В частности, сейчас совместно с НИИ им. Крылова работаем над созданием сложного в техническом отношении судна снабжения. Для Сахалина построим два небольших портовых ледокола. То есть загружаем не только крупные стапели, но и остальные. До 2011 года собственные вложения в развитие составят 4,3 млрд. рублей. Плюс мы рассчитываем и на государственную поддержку.
     Напряженно трудится над заказами для ВМФ России и другое не менее известное предприятие – «Северная верфь». Сегодняшняя закладка здесь сторожевого корабля «Стойкий» проекта 20380 - также продолжение уже начатой серии. На спущенном в мае на воду головном корвете «Стерегущий» прошли швартовные испытания. Параллельно на заводе строятся два его «собрата»: «Сообразительный» и «Бойкий». И вот 10 ноября к трем корветам прибавится еще и «Стойкий».
     Строго говоря, «Стойкий», как и три его предшественника, - это многоцелевой корабль ближней морской зоны проекта 20380. Термин «корвет» – из классификации НАТО, но ввиду удобной краткости слово прижилось и на ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь». Хотя в повседневном обиходе используется просто номер проекта.
     Это внешне корвет кому-то может показаться «маленьким» - на самом деле этот корабль настолько насыщен самым разнообразным вооружением, что он по номенклатуре не уступает куда большему по водоизмещению эскадренному миноносцу. По данным открытых источников, водоизмещение корабля - около 2 тысяч тонн, длина - 105 м, длина по ватерлинии - 90 м, максимальная скорость - 27 узлов, дальность автономного плавания на скорости 14 узлов – 4.000 морских миль. Экипаж (с учетом групп обслуживания вертолета) - 100 человек. Корабль может вооружаться 100-мм универсальными артиллерийскими комплексами, зенитно-ракетным артиллерийским комплексом «Каштан», сверхзвуковыми ракетами, способными поражать низколетящие цели на расстоянии до 10 км, а также двумя автоматическими артиллерийскими установками АК-630. При строительстве корабля использована технология «Стелс». Корабль, оснащенный новыми образцами радиоэлектронного гидроакустического вооружения, способен нести палубный вертолет К-27.
     – Здесь все на качественно более высоком уровне: энергетическая установка, новые конструкционные материалы, вооружение, электроника, - считает главный строитель проекта Александр Уляшев.
     Нельзя не сказать и о том, что на «Северной верфи» строится еще одна новинка отечественного кораблестроения – фрегат «Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков». Он станет первым российским кораблем дальней морской зоны, заложенным на российских верфях. Тут также используются современные технические подходы. Так, еще на стадии проектирования предусмотрен переход к модульно-агрегатному методу с широкой кооперацией в создании образцов вооружения и техники. Создатели корабля – ФГУП «Северное проектно-конструкторское бюро» – учли, что в последние годы в мировом кораблестроении отмечается значительный рост боевого потенциала фрегатов за счет качественного совершенствования оружия и вооружения, повышения скрытности, повышения живучести. У «Адмирала Флота Советского Союза Сергея Горшкова» будет обеспечена всепогодность использования, улучшена экономичность и эксплуатационные характеристики корабельной энергетики, внедрена широкая автоматизация процессов управления системами вооружения.
     …Конечно, кто-то сочтет это за простое совпадение – два корабля закладывают в один день. Но, думается, это прежде всего глубоко символично – Военно-морской флот на пути качественного возрождения, с помощью корабелов наверстывает былое отставание в обновлении своего состава. Ведь ХХI век пройдет под знаком освоения океанского шельфа. В ближайшие 20–30 лет человечество будет вынуждено сместить вектор усилий с суши на океан – без его природных богатств попросту не выжить. И тут в перспективе больше возможностей у того, кто сегодня создаст задел в виде эффективной инфраструктуры и мощного флота.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex