на главную страницу

15 Ноября 2006 года

Армия и регионы

Среда

Кружевницы

Олег ПОЧИНЮК при содействии пресс-секретаря губернатора Вологодской области Евгении ТОЛОКНОВОЙ. фото автора.



Кто не слышал о знаменитых вологодских кружевах? Их традиционно считают «визитной карточкой» области. Чьими руками и как создается эта красота? Ответ удалось получить на уникальном предприятии – фабрике «Снежинка».

     Если говорить строго официально, то специальность эта называется «кружевница ручного кружевоплетения». У многих девушек на выбор профессии повлияло впечатление от красоты кружевных изделий. Но одно дело — полюбоваться чудной скатертью или пелериной и совсем другое – связать с этим свою судьбу.
     Не у всех получается стать настоящим мастером. Достаточно сказать, что из находившихся в этом году на практике двадцати с лишним выпускниц профильного профессионального училища (единственного, где готовят кружевниц) на работу потом пришли всего две девушки. Хотя вакансии есть: на фабрике полтораста человек, из них порядка 50 кружевниц и 97 надомниц.
     - Увы, далеко не каждый специалист нам подходит, - говорит генеральный директор предприятия, кандидат экономических наук Сергей Агапов. – Диплом должен подкрепляться индивидуальными качествами.
     Какими? Ответ на этот вопрос я старался найти в беседах с кружевницами «Снежинки».
     - Многое зависит от самого человека, - делится бригадир Татьяна Макарова. – Некоторые – прирожденные кружевницы, и это сразу видно. Другим нужно постоянно работать над собой – вырабатывать навыки плетения. После училища года два шлифуется базовая подготовка: набирается скорость, улучшается качество. А вообще, как показывает практика, только примерно через пять лет можно сказать: получится кружевница или нет.
     - Прежде всего необходимо трудолюбие, - включается в разговор мастер Алевтина Ганина, проработавшая здесь 38 лет. – Знаете, сколько нужно плести обычный жакет? Три кружевницы работают месяц!
     Несмотря на сдельную оплату труда, существуют и временные стандарты: на плетение скатерти дается 1.400 часов, салфетки на полочку – 150. Манто одна кружевница может плести год! Словом, сам по себе процесс рождения того или иного изделия достаточно долгий. Первая ступень – художники. Они работают либо по конкретному заказу (как раз при мне заканчивали кружевное панно с изображением одного из вузов), либо это самостоятельное творчество. Хотя и тут есть свои каноны: особенность вологодского кружева – пышный растительный орнамент обычно с преобладанием трех- и пятилистников на решетчатом фоне. Плюс изучаются спрос, влияние моды.
     - Начинаем с эскизов, - рассказывает заслуженный художник России Антонина Ракчеева. – После утверждения художественным советом выполняем на бумаге кружево в натуральный размер и делаем техническую обработку – по сути дела плетем карандашом. Потом все это обводим тушью и отдаем кружевницам.
     Технология плетения мало изменилась со времен Ивана Грозного, когда и появилось это рукоделие. Изначально, правда, плели золотыми и серебряными нитями, а сейчас используются натуральный лен и шелк. Кстати, этим во многом определяются долговечность вещи и ее немалая цена: скатерть на стол стоит свыше 20 тысяч рублей, небольшая бабочка-сувенир – около 400 рублей.
     Подготовка к работе нехитрая: берется туго набитая соломой подушка, на нее приклеивается сколок с нанесенным специальным рисунком. Инструмент: деревянные коклюшки (березовые, еловые или яблоневые), крючок и булавки. Кружевница, зная основные технологии плетения и «читая» элементы рисунка, реализует задумку художника. Как удается не путаться в хитросплетении нитей? Если внимательно присмотреться, то, как и в обычной ткани, в кружеве есть основная нить, по которой и можно ориентироваться. При помощи булавок рисунок закрепляется, крючок служит для соединения одной части узора с другой.
     Готовое изделие выставляется на продажу (фирменный магазин находится на первом этаже фабричного здания), где и решается его судьба: есть спрос – запускается серия, нет – сколок передается в архив.
     Кстати, Вологда, несмотря на «раскрученность» бренда, не номер один в этом ремесле – традиционным центром кружевоплетения в России считается город Елец. Есть и другие известные своими мастерами места, в частности город Михайлов на Рязанщине, где производят михайловские кружева. Славятся и кировские рукодельницы. Но именно Вологда сейчас явно на подъеме.
     - Нам удалось сохранить традиции и самое главное – сберечь кадры, - говорит Сергей Агапов. – Если выжили в трудное время середины 90-х годов прошлого века, то сейчас, уверен, удастся выйти на новый уровень. Мы рассчитались с долгами, за два года удвоили объемы производства, делаем ремонт. Будем поднимать и зарплату. Ну а талантами, без которых в нашем деле не обойтись, российская земля всегда была богата.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex