на главную страницу

16 Ноября 2006 года

Армия и общество

Четверг

Год солдата. Есть предложения

Садулла МЕДРАИМОВ,
профессор УИИТ.
Москва.



     Взяться за перо меня побудила публикация в «Красной звезде» (газета за 8 сентября с.г.), где предлагается объявить 2007 год Годом солдата. Действительно, это могло бы послужить укреплению морально-психологического состояния личного состава, повышению престижа военной службы, профилактике негативных проявлений между военнослужащими различных сроков службы. При соответствующей организации и, конечно, широком участии в проведении связанных с этим мероприятий общественности, в том числе научной.
     В частности, сотрудниками Универсального института инновационных технологий, где я являюсь помощником ректора по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, готовы уже сегодня предложить программу, осуществление которой в рамках Года солдата, на наш взгляд, могло бы способствовать оздоровлению морально-нравственной атмосферы в воинских коллективах.
     Так, одним из пунктов этой программы, выполнение которого не потребует особых затрат, предлагается ввести в войсках институт наставничества. Речь идет о подборе в каждом воинском коллективе людей, способных по своим психологическим, нравственным и профессиональным качествам помочь молодым солдатам безболезненно пройти период адаптации в новых условиях, освоить боевую специальность и быть гарантированным защитником от тех элементов, которые пытаются утвердить себя в коллективе не авторитетом воина-профессионала, а только «преимуществом» срока службы и своей наглостью.
     В разговорах с некоторыми военными относительно этой идеи приходится слышать: мол, во времена своей офицерской молодости они уже применяли наставничество. Знаю, что такая форма работы когда-то существовала в армии. Но сейчас, когда мы готовимся к сокращению срока службы по призыву, думается, самое время вспомнить о ней. Для начала мы готовы оказать содействие военному командованию в проведении эксперимента на базе одной из частей или целого округа.
     Суть же предлагаемого проекта очень проста и доступна для тех, кто действительно заинтересован в этом. Необходимо ввести систему персональной ответственности наставника за психологическое и физическое состояние молодого солдата. На первом этапе психолог подразделения определяет того, кто может быть рекомендован в данном отделении, экипаже, расчете на роль наставника. Это оформляется приказом или распоряжением командира части. На втором этапе воины срочной службы раз в месяц отчитываются перед родителями и земляками за свои успехи и достижения за прошедший период службы. Этот отчет должен быть подписан заместителем командира по воспитательной работе и отправлен по месту проживания родителей воина. Местные власти должны организовать стенды, рассказывающие о достижениях воинов-земляков, где поместить их портреты и портреты родителей. На третьем этапе: родители, воины и их наставники налаживают между собой переписку (по желанию).
     Предложенная технология, на наш взгляд, способствовала бы повышению ответственности на всех уровнях за воспитание и подготовку воинов. Да и родители перестанут опасаться за здоровье своих детей, зная, что сын вернется из армии духовно повзрослевшим, физически и морально подготовленным к предстоящей самостоятельной жизни.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex