на главную страницу

16 Ноября 2006 года

Специальный репортаж

Четверг

Дальний Восток — земля настоящих мужчин

Александр ПИНЧУК.
Хабаровск – Москва.
Фото автора.



«При выполнении учебно-боевой задачи в небе над Хабаровским краем потерпел аварию самолет Военно-воздушных сил России. Экипаж произвел вынужденное катапультирование, приземлившись на парашютах в дальневосточной тайге» - такова легенда учебных сборов, которые прошли на базе Спеццентра выживания летного состава Дальневосточного объединения ВВС и ПВО, расположенного под Хабаровском. В программу сборов вошли парашютно-десантная, огневая, военно-медицинская, физическая и специальная подготовка. А в завершение занятий авиаторы отработали практические вопросы выживания в условиях таежной местности в течение нескольких дней и ночей в лесу. Вместе с летчиками 37-й воздушной армии Верховного Главного Командования (стратегического назначения) и Дальневосточного объединения ВВС и ПВО «выживал» и наш корреспондент.

     
Уроки истории


     Истоки спецкурсов выживания уходят во времена Великой Отечественной войны. Подвиг фронтового летчика Героя Советского Союза Алексея Маресьева заставил командование задуматься о том, чтобы летчики, покинувшие в экстренном случае самолет и приземлившиеся где-нибудь в лесу, имели при себе все необходимое для выживания. Однако и после войны аварийный запас экипажей долгое время оставался символическим - кроме пистолета, летчик практически ничего не имел.
     Жизнь летчиков, как, впрочем, и каждого человека, бесценна. А если к этому прибавить то, что на подготовку квалифицированного летного специалиста тратятся немалые средства, получается, что найти достойную замену выбывшим из строя пилотам бывает очень непросто. И это одна сторона медали. Другая заключается в так называемом психологическом факторе. Исполняющий обязанности начальника медицинской службы Спеццентра Сергей Димов, под пристальным наблюдением которого проходила тренировка по выживанию экипажей, привел такой пример. В свое время в Читинской области потерпел аварию вертолет, экипаж которого остался один на один с тайгой. Откровенно говоря, вертолетчики попросту растерялись и ничего не смогли предпринять для того, чтобы выжить в суровых условиях. В итоге, когда прибыли спасатели, помощь оказывать было некому…
     - Ни в коем случае нельзя было сидеть сложа руки, надо активно работать, принимать решения, действовать, чтобы не замерзнуть, не ослабнуть от недостатка пищи, подключить внутренние возможности организма, - эмоционально делает вывод врач.
     Как показывает практика, помимо знаний по специальности летчикам требуется и серьезная психологическая подготовка. Другими словами, экипажи учат подсознательно быть готовыми к любому развитию событий. В настоящее время в России есть несколько спеццентров выживания летного состава: в Хабаровске, в Агое (Краснодарский край) и под Иркутском.
     
В запасе – солнечные зайчики

     У экипажа при вынужденном оставлении самолета или посадке в безлюдном месте есть целый арсенал средств, с помощью которых возможно выжить в суровых таежных условиях. Только, разумеется, ими нужно уметь грамотно пользоваться и ни в коем случае не забывать об экономии продуктов.
     - Для экипажей был разработан специальный комплект – НАЗ (носимый аварийный запас), - рассказывает заместитель начальника Спеццентра выживания летного состава майор Александр Жуков. – В настоящее время существуют два типа таких комплектов, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности членов экипажа летательного аппарата: НАЗ-7М, состав которого рассчитан на одни сутки, и НАЗ-7 – на трое суток.
     В состав аварийного запаса входят медицинская аптечка, лагерное снаряжение (рыбснасть, ветроустойчивые спички, сухое горючее и т.п.), а также мачете, витаминизированная карамель. Что касается продовольственной части, то из аварийного запаса НАЗ-7М пришлось изъять мясные консервы, сахар-рафинад, соль, разогреватель и консервовскрыватель. В результате масса содержимого сократилась с 18 килограммов до 11. Однако, по подсчетам специалистов, 90 граммов леденцовой карамели натренированному человеку должно хватить минимум на сутки жизнедеятельности в экстремальных условиях.
     Помимо этого у экипажа есть средства связи – радиостанции Р-855А1 или
     Р-855УМ, которые, находясь в режиме радиомаяка, включаются в случае аварийной ситуации. Но в боевых условиях использование радиостанции исключено (кроме случаев применения заранее оговоренных позывных), так как противник ее может легко запеленговать и определить местонахождение летчиков.
     Также в снаряжении членов экипажа имеются 15-мм сигнальные патроны с приспособлением для отстрела, а в многоместных экипажах (например, на самолетах Ту-95МС) применяются 30-мм сигнальные патроны с ярко-оранжевым дымом и ярко-малиновым огнем. На случай аварии летательного аппарата над морем в комплекте есть лодка
     ЛАС-5М3 грузоподъемностью 500 кг или плот ПСН-6А, рассчитанный на 1.200 кг. Если же ни радиостанция, ни сигнальная ракета (время горения которой, кстати, не более 5 секунд) не дают возможности себя обнаружить, экипаж применяет простой, но надежный способ – солнечные зайчики. Сигнал от зеркал виден на расстоянии до 37 километров, что позволит поисково-спасательной службе определить местонахождение летчиков.
     
Разведка местности

     Тренировка по выживанию летного состава, продлившаяся более суток, проходила в дремучей тайге, более чем в 50 километрах от Хабаровска, у подножия Хехцирского хребта. На обычном транспорте туда никак не доберешься, только на военном грузовике или вертолете, мобильная связь отсутствует, да и населенных пунктов поблизости тоже нет…
     Итак, 13 представителей авиаполков ВВС России были заброшены в таежную глушь. В первую очередь экипажи, находясь на незнакомой местности, ее обследовали: изучили рельеф, растительность, занялись поиском источника воды. Оказалось, что это место в тайге достаточно богато всякой живностью. Капитан Алексей Долбня из авиабазы Белая Иркутской области, исследуя окрестности, обнаружил норы бурундуков: эти небольшие животные, видимо, в поисках пищи, часто сновали вдоль и поперек таежной дороги. А на деревьях изредка прыгали белки. Кроме того, мы узнали, что в этих местах живут медведи, так как убедились в этом по их следам. Косолапым в тайге тренироваться на выживаемость не приходится – это их дом. А мы, получается, пришли к ним в гости. Такое соседство повышало бдительность.
     Кто-то из офицеров обнаружил в 300 метрах от стоянки родник, которым потом пользовались для приготовления пищи и чая.
     
Что нам стоит дом построить?

     После рекогносцировки летчики приступили, наверное, к одному из самых важных дел – строительству укрытий, в которых можно спрятаться от непогоды и переночевать. Работоспособность экипажа, находящегося круглые сутки под открытым небом, во многом зависит от качества и надежности построенного жилища (в настоящее время случаи продолжительного необнаружения экипажа потерпевшего аварию самолета, к счастью, редки; в среднем на поиск летчиков у спасательной службы уходит 4-5 часов, но, как говорят наученные горьким опытом летчики прошлых лет, бывают и исключения из правил. – Прим. автора).
     Для постройки жилища авиаторы используют те же самые парашюты и стропы, на которых приземлились на землю после условного катапультирования. Закрепляется все на колья, подготовленные с помощью мачете. Чем крепче привяжешь парашют и глубже вобьешь кол, тем надежней и устойчивей под действием ветра, дождя или снега будет палатка. В нашем распоряжении были парашюты Д1-5У и С-5К. Они изготовлены из авиационной ткани перкаль, пропитанной специальным веществом, придающим материалу плотность и непромокаемость.
     Способы установки жилища экипажи выбрали разные. Штурман-оператор стратегического ракетоносца Ту-22М3 гвардии старший лейтенант Григорий Мурашкин и «правый» летчик Ту-22М3 гвардии старший лейтенант Сергей Мишин построили двускатную палатку. На землю молодые офицеры настелили много лапника, предчувствуя холодную ночь. Чем больше хвойных веток, тем меньше тепла будет уходить из жилища.
     Сборный экипаж майора Олега Белослюдцева (командир корабля Ту-22М3) из авиационного гарнизона Воздвиженка Приморского края пошел по другому пути, построив индейский вигвам, по центру которого летчики разожгли костер. Казалось бы, решение абсолютно верное, но ночью можно и угореть от дыма. Слава богу, угарным газом никто не отравился, но куртки себе некоторые офицеры прожгли.
     На многие недостатки в подготовке укрытий обращал внимание инструктор по выживанию выпускник Рязанского училища ВДВ капитан Александр Безверхий - энергичный и грамотный офицер, специалист в вопросах парашютно-десантной подготовки.
     Кстати, именно капитан Безверхий сооружал ловушки для ловли дичи. Он расставил так называемое нанайское коромысло, применяемое в местной тайге коренными жителями. С его помощью можно поймать лесное животное, которое оказывается в петле.
     
Как себя прокормить в тайге

     Несмотря на то что выживание было учебным, все его основные практические элементы были соблюдены. Это четко контролировал инструктор группы капитан Безверхий. Конечно, для питания были взяты галеты, тушенка, предусмотренные НАЗ-7 и НАЗ-8. Помимо этих продуктов летчики прихватили с собой овощи, но не более того.
     Штурман авиационного отряда на истребителях
     МиГ-31 капитан Алексей Крюков вместе с врачом Сергеем Димовым приготовили к обеду замечательный суп, или, точнее сказать, похлебку. Картошка, чуть-чуть тушенки, лук, морковь, соль, вода из родника - вот и весь рецепт. Только именно в таких условиях, далеких от городского квартирного комфорта, начинаешь ценить и совсем по-другому относиться к обычным продуктам. Тогда заурядная, но необыкновенно ароматная похлебка кажется самым вкусным блюдом на свете. Подобные ощущения можно испытать только наедине с природой, находясь в таежной глуши.
     Чем все-таки есть похлебку? Разумеется, ложками. Но их в комплекте нет. Поэтому выживающие летчики смастерили ложки из подручных средств. Фольга, веточка дерева, нить для крепежа - и столовый прибор готов к использованию. Опробовал этот способ и я. Надежно.
     Романтика кончается тогда, когда запасы провизии НАЗа будут опустошены. Именно в этом случае на помощь придет тайга. А богата она многим. И в первую очередь кедровыми орехами. Офицеры и прапорщики собрали немалое количество кедровых шишек. Это сытное калорийное лакомство может долго поддерживать человека в работоспособном состоянии. Другой вопрос, как добраться до шишек? Сбивать? Неудобно и неэффективно. Тут всем на помощь пришел ловкий и сильный штурман: гвардии старший лейтенант Григорий Мурашкин взбирался по стволу высоких кедров до веток, увешанных шишками и сбрасывал их на землю.
     О таежных растениях лимоннике и элеутерококке народ давно уже складывает легенды. Можно сказать, что они по составу химических элементов заменяют аптеку. Отмечу, что эта растительность в тайге присутствовала в изобилии. Как заметил врач центра Сергей Димов, выжить в тайге элементарно - это же не пустыня, где нет воды и растений. Например, элеутерококк – мозговой стимулятор – относится к адаптогенам растительного происхождения, то есть лекарственным средствам, облегчающим адаптацию организма к различным неблагоприятным воздействиям. Ученые отмечают, что данное растение – близкий родственник женьшеня, он также тонизирует центральную нервную систему, улучшает ассоциативные способности головного мозга и жизненно важные функции человеческого организма.
     Лимонник обладает схожими свойствами. Его, кстати, многие участники выживания собирали для добавления в чай, часть веточек приберегли, чтобы забрать домой. Лимонник растет в тайге малозаметно, его плоды – оранжево-красные ягоды, которые при растирании издают запах лимона. Лимонник стимулирует сердечно-сосудистую систему и дыхание.
     
Ночь у костра

     Стемнело. С неба сыпал мокрый снег. Незаметно наступила ночь, дав старт изложению множества историй и баек летчиков.
     Молодых (чуть больше 20 лет) и умудренных опытом офицеров и прапорщиков объединяло одно – желание поделиться опытом друг с другом. Во время «посиделок» у костра не обошлось и без споров о важности того или иного рода авиации. Кто-то даже сожалел, что не пошел служить, например, в Военно-транспортную авиацию, потому что экипажи ВТА летают чаще. Рассказывали летчики и о том, почему многие из них не продвигаются в звании: не хотят уходить на вышестоящие должности, так как потеряют летную работу…
     Капитан Крюков поделился историей о том, как его самолет попал в нештатную ситуацию и командир экипажа находился на грани жизни и смерти. А командир авиационного отряда Ту-22М3 с авиабазы Белая подполковник Николай Осипчук вспомнил войну в Афганистане, в которой он принимал участие.
     
* * *

     Наступило утро. За ночь снег укрыл всю тайгу. Ясное безоблачное небо обещало хороший день. Штурман Мурашкин пошел за родниковой водой, чтобы приготовить чай и еду. Впереди был следующий день занятий по выживанию…
     P.S. Редакция выражает благодарность службе информации и общественных связей Военно-воздушных сил России за содействие в подготовке публикации.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex