на главную страницу

16 Ноября 2006 года

Страна и мир

Четверг

Киев: между мечтами и реалиями

Игорь НОВИКОВ,
эксперт Института геополитической информации «Энергия».



В прошлую пятницу премьер-министр Украины Виктор Янукович сделал ряд важных заявлений относительно экономической стратегии страны. На расширенном заседании правительства он призвал отказаться во внешней политике от чересчур восторженного подхода, заменив его более прагматичным. По его словам, в переговорах с европейскими партнерами Украины такой подход уже работает. «Формула понятна – европрагматизм вместо евроромантизма», – подчеркнул украинский премьер и сообщил, что Европейскому союзу предложено вместе сконцентрироваться на общих экономических задачах, в частности провести переговоры относительно формирования зоны свободной торговли и наладить сотрудничество в энергетике и транспорте.

     КУРС украинского государственного корабля, притом не только в экономической, но и в политической сфере, сегодня существенно детерминирован энергетическим фактором. Перед республикой, встроенной в советское время в единый народнохозяйственный комплекс сверхдержавы, после распада СССР встала проблема самостоятельного энергетического обеспечения своей экономики, которая, естественно, осталась ориентированной на восточного соседа. Наиболее разумным в этой ситуации объективно было бы постепенно восстанавливать нарушенные кооперационные связи, тем более что говорить о полной экономической независимости в век глобализации абсурдно.
     Но в Киеве до недавнего времени преобладало мнение, что энергетическая безопасность молодого государства заключается прежде всего в преодолении его зависимости от поставок природного газа и нефти из России. В марте с.г. министр иностранных дел Украины подробно изложил официальное видение того, как в республике видят выход из «газового рабства». По его словам, энергетическая стратегия Украины будет держаться на трех основных китах, что позволит ей выйти из газовой зависимости от России.
     Во-первых, диверсификация источников поставок. «Мы работаем и в далеких странах – Ливии, Египте, – сказал Борис Тарасюк. – Речь идет о получении в концессию газовых и нефтяных «полей» для добычи энергоносителей. Продавать этот газ мы будем на рынке в обмен на поставки газа на Украину. У нас очень много идей. Мы разумные хлопцы».
     Во-вторых, введение энергосбережения в стране и внедрение новых технологий. Экономика Украины является пока самой энергозатратной в Европе. На Украине, отметил, министр, «достаточно отечественного угля, чтобы переориентировать нашу энергетику. Необходимо также использовать источники возобновляемой энергии, такие как энергия ветра».
     В-третьих, увеличение собственного производства газа. Считается, по крайней мере украинскими геологами, что Украина входит в двадцатку стран с наибольшими запасами природного газа. «До середины 1950-х годов Украина была источником газа и нефти для всего СССР», – заявил Тарасюк. По имеющимся оценкам, в советский период были исчерпаны только запасы из верхних слоев, а в украинских недрах осталось до 60 процентов неиспользованных резервов газа глубокого залегания. В Киеве считают, что республика способна самостоятельно обеспечить половину своих потребностей в энергоносителях.
     ОСНОВНАЯ сложность заключается в отсутствии в стране современных технологий глубокого бурения и финансовых ресурсов. Это, заметим, общая беда бывших советских республик – технологическое отставание от передовых стран. Не секрет, что времени, чтобы пробурить скважину, у украинских компаний уходит в пять раз больше, чем у западных фирм. Скважину глубиной в 3.000 метров на Украине бурят до 300 дней. Поэтому Киев делает ставку на привлечение ведущих мировых компаний к разработке месторождений «голубого топлива».
     Одновременно Украина надеется найти при поддержке иностранных фирм крупные месторождения «черного золота», прежде всего на шельфе Черного моря. Вопросы сотрудничества в этой области обсуждаются с другим черноморским государством – Румынией. Киев предложил Бухаресту совместное использование природных ресурсов, расположенных в морской акватории шельфа площадью 12 тыс. квадратных километров. В северо-западной части шельфа Черного моря («Скифская площадь», где глубина составляет от 0,1 до 2 км), по оценкам некоторых специалистов, находятся одни из самых перспективных в мире глубоководных месторождений нефти и газа.
     После формирования коалиционного правительства во главе с Виктором Януковичем привлечение западных инвестиций в энергетический сектор несколько замедлилось. И, судя по его недавним высказываниям, это не случайно. По мнению украинского министра топлива и энергетики Юрия Бойко, ведущую роль в разработке черноморских месторождений должны играть отечественные компании, связанные с государством. Вместе с тем пока не совсем ясно, насколько сами украинцы способны наладить глубоководное бурение и эксплуатацию подводных скважин (речь идет, подчеркнем, о глубинах до 2.200 метров). В мире насчитывается не больше пяти компаний, способных реализовать проект по эксплуатации месторождений на больших глубинах вроде черноморских. Собственными буровыми судами Украина не располагает. Возможно, речь идет о привлечении российского «Газпрома», но подтверждений таких догадок аналитиков из его штаб-квартиры пока не поступало.
     Тем не менее некоторые западные инвестиции все же приходят в энергосектор Украины. Британцы решили инвестировать 250 млн. евро в геологическую разведку и освоение нефтяных и газовых месторождений на Западной Украине, Донецкой области и на черноморском шельфе. Шведы заявили об инвестировании 40 млн. евро в 2006 – 2008 годах в разработку двух небольших нефтяных месторождений в Ивано-Франковской области, которые еще в 60-х годах прошлого века были законсервированы из-за бесперспективности (скандинавы рассчитывают добывать не менее 1 млн. тонн).
     ДРУГОЕ направление усилий Киева – освоение иностранных месторождений нефти и природного газа. По заявлениям некоторых украинских представителей, республика намерена к 2010 году добывать за рубежом не менее 3 млн. тонн нефти с газовым конденсатом. В 2020 году этот показатель должен возрасти почти до 8 млн. тонн. В конце 2005 года «Укрнефть» договорилась с правительством Нигерии о добыче нефти на территории этой африканской страны. Компания «Нафтогаз Украины» намерена осуществлять добычу «черного золота» в российской Калмыкии, Египте, Иране и Ливии.
     Калмыкский и египетский проекты будут финансироваться за счет украинских средств, а в Ливии и Иране планируются совместные инвестиции. Продавать добытый ливийский и египетский газ украинцы намерены на европейском рынке в обмен на поставки газа на Украину (видимо, из России). Кроме того, подписано соглашение с Объединенными Арабскими Эмиратами о выделении украинцам четырех месторождений для разведки и добычи нефти и газа (запасы – 80 млрд. кубометров газа и 120 млн. тонн нефти).
     Немалые надежды в Киеве, возможно, возлагали до недавнего времени на получение концессий в Ираке. После свержения Саддама Хусейна украинцы предложили новой власти техническую помощь в области разведки и добычи нефти и газа, а также по строительству трубопроводов. В Багдаде было открыто представительство компании «Нафтогаз Украины», обладавшей правом добывать и транспортировать иракскую нефть. Но в связи с недавно принятым иракским парламентом законом об иностранных инвестициях украинские компании фактически утратили возможность участвовать в освоении крупных месторождений.
     ЗАМОРСКИЕ «экзотические» проекты не делают «погоду» в энергобалансе Украины. К тому же не совсем ясно, как украинцы намерены доставлять к себе арабскую нефть, ведь Турция в прошлом году отказалась уже пропускать украинские танкеры через свои перегруженные проливы в направлении, противоположном традиционному. Поэтому основные надежды Киев возлагает на черноморский маршрут и сотрудничество с Астаной, учитывая, что Казахстан в рамках энергетической стратегии Евросоюза должен стать важным «углеводородным донором» экономики европейских стран, включая Украину.
     Надежд прибавило сообщение о том, что Казахстан намерен участвовать в достройке нефтепровода Одесса – Броды – Плоцк и наполнении его каспийской нефтью. Такое принципиально важное заявление сделал в начале ноября посол Казахстана на Украине во время недавней встречи с премьер-министром Виктором Януковичем. Напомним, что нефтепровод Одесса – Броды длиной 674 километра и пропускной способностью до 14 млн. тонн был построен к концу 2001 года на украинские средства. В мае 2003 года Украина, Польша и Евросоюз подписали декларацию, которая поддержала идею достройки трубопровода до польского Плоцка (он уже связан с балтийским портом Гданьском трубопроводом) с целью транзита каспийской нефти.
     До последнего времени все упиралось в позицию Польши, которая не торопилась ввязываться в новый проект, будучи, видимо, неуверенной в его реализуемости. В прошлом месяце министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко на встрече с комиссаром Евросоюза по вопросам энергетики Андрисом Пибалгсом просил представителя ЕС «надавить» на Варшаву в вопросе о продлении трубопровода до Плоцка. Решение Казахстана меняет ситуацию.
     Казахстан, видимо, поможет также Украине финансовыми средствами построить короткий 52-километровый трубопровод для транспортировки нефти от Днепропетровска до терминала «Южный» в Одессе (в обмен на часть акций). Эта новая ветка нефтепровода свяжет систему «Приднепровских нефтепроводов» с системой «Одесса – Броды» и позволит перекачивать более коротким путем казахстанскую нефть через территорию России. Астана, идя навстречу Киеву, гипотетически могла бы также увеличить поставки казахстанской нефти на Украину через российский нефтепровод «Дружба».
     Украине, кроме того, хотелось бы получить в Казахстане месторождения на 30—50 млн. тонн разведанных запасов нефти и 10—20 млрд. кубометров природного газа. Киев пытается активизировать свои отношения в энергетической сфере и с Узбекистаном, и с Туркменистаном, рассчитывая прежде всего на их природный газ. Речь идет как об экспорте природного газа, так и о получении права на разведку и добычу углеводородного сырья силами непосредственно украинских специалистов.
     В Киеве, судя по всему, возлагают на среднеазиатский природный газ немалые надежды, считая его альтернативой российским поставкам. В прошлом году появлялись сообщения, что украинцы обсуждали с поляками и немцами идею создания объединенного торгового дома, который занялся бы продажей газа из Каспийского бассейна в страны Западной Европы.
     НА СЛУЧАЙ непредвиденных обстоятельств Украина создает по примеру США и Евросоюза свой национальный стратегический резерв нефти и нефтепродуктов. Президентом Украины Виктором Ющенко поставлена задача создать резерв нефтепродуктов в объеме для начала 10 процентов от годовой потребности, а затем выйти на 90-дневный запас, особенно дизельного топлива и бензина А-95 (для этого потребуется около 2,3 млн. тонн бензина и дизтоплива). В разработке программы стратегического резерва участвуют представители Еврокомиссии, всячески подогревающие по известным причинам недоверие Киева к энергетической политике Москвы.
     Однако все эти иностранные проекты кардинально не решают пока проблемы энергобезопасности Украины, и в ближайшие годы она вынуждена будет ориентироваться на российские нефть и газ (в год Украине требуется около 13 млн. т нефти и 80 млрд. кубометров природного газа). Это, кажется, понимают реалистически думающие политики в Киеве. По признанию украинских должностных лиц, страна, хотя и добывает некоторое количество нефти и природного газа, на 75 % зависит от импорта, прежде всего из России.
     В то же время нельзя не видеть, что США и Евросоюз, заинтересованные в интеграции Украины в «евро-атлантическое геополитическое пространство», будут по-прежнему стараться «стимулировать» западную ориентацию Украины, особенно в случае возможного дальнейшего охлаждения их отношений с «осмелевшей Москвой». Надо учитывать и то, что некоторые влиятельные украинские финансово-промышленные группы, в том числе из восточной части республики, также ориентированы по соображениям своего бизнеса в направлении Евросоюза (экспорт каменного угля, черных металлов и т.п.). Поэтому реализация идеи экономического сближения с Россией и тем более замысла создания единого экономического пространства на пространстве СНГ сопряжена со значительными трудностями, и потребуется политическая воля для их преодоления.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex