на главную страницу

22 Ноября 2006 года

Армия и общество

Среда

КАК БОРОТЬСЯ С НАСИЛИЕМ?

Владимир МОХОВ, «Красная звезда».



Проблема так называемых насильственных преступлений присуща не только Вооруженным Силам. Корни этого явления – на «гражданке». К сожалению, реалии современной жизни таковы, что молодежь зачастую ориентирована на применение насилия настолько, что подобная модель поведения рассматривается как норма. И модель эта, что самое печальное, переносится в армию.

     Еще недавно насилие в армейской среде ассоциировалось исключительно с пресловутой «дедовщиной», с отношениями в солдатском коллективе. О том, что насильственные действия могут применяться в отношении непосредственного начальника, офицера, можно было узнать разве что из соответствующей статьи УК. Или из кинолент о «революционных матросах». Среди солдат, конечно, ходили всевозможные байки о «мести» тем или иным отцам-командирам. Говорили, скажем, о том, что кто-то из бойцов после освобождения с гауптвахты подкараулил и избил офицера за «несправедливо наложенное взыскание». Но, как правило, байки эти не имели ничего общего с реальностью. Потому как поднять руку на офицера не решался даже самый «отмороженный» нарушитель воинской дисциплины. Но времена меняются…
     В практике военной прокуратуры Московского военного округа все чаще встречаются преступления, предполагающие уголовную ответственность за насильственные действия в отношении начальника по служебному положению или воинскому званию (статья 334 УК РФ).
     …Рядовой Абакаров служил водителем в войсковой части 73410. Летом этого года на утреннем построении, которое проводил дежурный по части капитан Астахов, солдат был явно не в духе. Возможно, поэтому ему показалась «необоснованной» требовательность непосредственного начальника. Так или иначе, Абакаров подошел к нему и, как следует из материалов уголовного дела, «оскорбил нецензурной бранью». А затем даже попытался ударить офицера, но Астахов удар блокировал.
     В былые времена такой отъявленный негодяй тут же был бы скручен и доставлен на ближайшую «губу». Но «губа» эта нынче только в законодательном проекте. И потому неадекватные действия зарвавшегося солдата нашли продолжение. Сразу после построения Абакаров в помещении штаба части подошел к находившемуся здесь же Астахову, который стоял к нему спиной, и нанес ему удар в затылок.
     Выходка Абакарова обошлась ему в год и 10 месяцев дисбата.
     Другая часть – 31895. Здесь рядовой Шушпанов был обнаружен спящим в неположенном месте да еще и с явным запахом перегара! Лейтенант Седых, разбудив пьянчужку, потребовал от него немедленных объяснений. Вместо этого Шушпанов… оттолкнул офицера, а затем нанес ему несколько ударов кулаками. Итог для непроспавшегося солдата не менее печален – год дисбата.
     Похожий случай имел место в войсковой части 26267 в первый день 2006 года. Майор Черных увидел находившегося в состоянии алкогольного опьянения после бурной встречи Нового года рядового Рязанова и попробовал привести его «в чувство». Но солдат ударил офицера кулаком. И хотя явных последствий для здоровья майора Черных это не имело, последствия наступили для Рязанова. В виде одного года содержания в дисциплинарном батальоне.
     Караться законом должно даже самое незначительное проявление насилия, агрессии, грубости. В том числе, кстати, и со стороны офицеров.
     …Командир 186-го подвижного хлебозавода капитан Агаджанян хотел наказать рядового Сорокина за дисциплинарный проступок. Но вместо этого трижды стукнул его по затылку. Суд счел действия Агаджаняна оскорбительными, признав его виновным в оскорблении подчиненного и назначив штраф в 5.000 рублей.
     Впрочем, наиболее распространенным видом преступлений, связанных с насилием в армейской среде, все же являются нарушения уставных взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности. Как правило, насилие применяют солдаты более раннего срока призыва по отношению к «молодым». Причем зачастую возникает это насилие, что называется, на ровном месте.
     …Рядовой войсковой части 34608 Почернин «не понял» солдата более позднего срока призыва Коротченкова, когда тот всего лишь попросил у него сигарету. «Непонимание» обернулось серией ударов по Коротченкову. В результате тому была причинена тупая травма живота: разрыв селезенки и внутрибрюшное кровотечение. Эти телесные повреждения были расценены экспертом как тяжкий вред здоровью. Военный суд «непонимание» Почернина во внимание не принял, приговорив его к двум годам содержания в дисциплинарной части.
     А вот другая грустная история, произошедшая в апреле этого года в войсковой части 61896. Здесь рядовой Омаров, находясь в наряде по столовой вместе с рядовым Дружининым, по надуманному поводу предъявил сослуживцу претензии и ударил его по лицу. Из столовой Дружинин с двухсторонним переломом челюсти угодил на три недели в госпиталь. Омаров же едва не угодил за решетку, ему было назначено условное наказание в виде двух лет лишения свободы с испытательным сроком.
     К сожалению, последствия насильственных действий могут быть и куда более тяжелыми…
     Совсем недавно, 27 октября, Солнечногорский гарнизонный военный суд рассмотрел уголовное дело в отношении двоих солдат из войсковой части 3422 - рядового Алексея Кабанова и ефрейтора Сергея Новикова. Они обвинялись в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 335 (нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, повлекшее тяжкие последствия) и ч. 4 ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего) Уголовного кодекса РФ.
     В апреле прошлого года Кабанов и Новиков напились. Замутненный разум не подсказал ничего лучше, чем «наехать» на молодого солдата Осетрова, когда тот не выполнил нелепое требование Новикова «уйти из коридора». Словно с цепи сорвавшись, «деды» стали избивать Осетрова ногами и кулаками. Потом медики обнаружат у него травмы рефлексогенных зон тела – шеи, грудной клетки, живота. Это в итоге и явилось причиной остановки сердечной деятельности избиваемого солдата. А остановка сердца есть не что иное, как смерть. Смерть, которой никто не хотел. О которой никто не думал. Но которая пришла со всей своей неотвратимой жестокостью…
     Военный суд приговорил Кабанова к восьми с половиной, а Новикова к девяти годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Таков итог необдуманного, абсурдного по сути своей насилия.
     Подобных дел в архиве военной прокуратуры МВО множество. Анализируя их, приходишь к выводу, что чаще всего насильственные действия не имеют под собой сколь-либо серьезного основания, случаются из-за надуманных претензий, а то и вовсе из-за некоего «помутнения сознания». Так что же можно противопоставить волне ничем не обоснованного насилия?
     Прежде всего – неотвратимость наказания, считают в военной прокуратуре МВО. Каждый поднявший руку на сослуживца должен знать, что возмездие неотвратимо. Но наряду с уголовным преследованием, которое является по сути крайней мерой, органы военной прокуратуры в тесном взаимодействии с командованием активно осуществляют профилактику насилия в армейской среде. Проводятся анонимные анкетирования, беседы с военнослужащими разных категорий. Иногда этого хватает, чтобы занесенный над кем-то кулак был разжат и опущен.
     Однако при расследовании уголовных дел данной категории следователям военной прокуратуры приходится сталкиваться с такой проблемой, как боязнь пострадавших сообщить о примененном в отношении них насилии, издевательствах. Между тем нежелание защищать свои права формирует у преступников уверенность в безнаказанности, провоцирует их на совершение новых преступлений. Нередко в таком воинском коллективе создается круговая порука. И насилие не знает границ…
     Бояться не стоит, советуют в военной прокуратуре МВО. Надо проявить гражданскую позицию и прежде всего выполнить требования Устава внутренней службы, где прямо указано, что в случае нарушения определенных воинскими уставами правил взаимоотношений военнослужащий должен доложить об этом своему непосредственному начальнику. Органы военной прокуратуры в свою очередь помогут таким военнослужащим отстоять свои права и наказать виновных, окажут иную правовую помощь. В случае необходимости может быть реализована программа защиты свидетелей и потерпевших, предусмотренная законом.
     Лишь жесткая реакция на насилие способна повлиять на снижение количества такого рода преступлений. Впрочем, когда насилие потоком льется на нас с тех же телеэкранов, когда в обществе по-прежнему культивируется «право сильного», любая реакция, увы, оказывается ответной…


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex