на главную страницу

22 Ноября 2006 года

Армия сегодня

Среда

На нас положиться ты можешь, страна!



Как уже сообщала «Красная звезда», в Москве в рамках сбора руководящего состава Вооруженных Сил Российской Федерации состоялось совещание с участием представителей исполнительной и законодательной ветвей власти страны. С основным докладом перед участниками сбора выступил заместитель председателя Правительства РФ — министр обороны России Сергей Иванов, который подвел итоги деятельности армии и флота в 2006 году и определил приоритетные задачи строительства Вооруженных Сил в 2007 году.Сегодня мы предлагаем читателям полный текст доклада главы военного ведомства России.

     По уже сложившейся традиции в ноябре мы собираемся в этом зале, чтобы подвести итоги своей деятельности.
     Однако на этот раз мы должны не только обсудить ход реализации плана строительства Вооруженных Сил, но еще и предметно доложить о том, что уже сделано руководством Минобороны для решения тех задач, которые Вы, Владимир Владимирович, поставили перед нами в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию.
     Не сомневаюсь, что все присутствующие прекрасно понимают, почему в этом программном документе существенное место было уделено именно вопросам функционирования военной организации государства.
     Да, сегодня наша страна, пережив коллапс 90-х годов, встает на ноги. Мы уже не зависим от валютных вливаний международных финансовых организаций. Развивается национальная экономика. Улучшается инвестиционный климат. Растет благосостояние наших граждан.
     И как следствие такого положения дел – голос России с каждым днем все увереннее и авторитетнее звучит на международной арене.
     Вместе с тем очевидно: чтобы этот голос был услышан, а главное, воспринят теми, к кому он обращен, каждое произнесенное слово должно быть, во-первых, аргументировано, а во-вторых, подкреплено эффективной экономикой и реальной военной мощью государства.
     Это аксиома.
     Придерживаясь ее, мы сможем не только гарантированно обеспечивать безопасность и территориальную целостность страны, но и твердо отстаивать национальные интересы, а в случае необходимости адекватно реагировать на любые попытки политического шантажа и давления извне.
     Анализ военно-политической обстановки в мире наглядно свидетельствует, что доминирующей тенденцией ее развития по-прежнему является ужесточение конкуренции ведущих держав за доступ к сырьевым, энергетическим, научно-технологическим ресурсам.
     Такое положение дел, а также новые вызовы и угрозы, особенно исходящие от международных террористических и экстремистских организаций, вынуждают принимать адекватные ответные меры.
     Перед нами стоит предельно конкретная задача – достижение такого состояния Вооруженных Сил, которое позволяло бы одновременно вести борьбу в глобальном, региональном, а если потребуется, и в нескольких локальных конфликтах.
     При этом, как и прежде, обеспечение сдерживания от развязывания крупномасштабной агрессии против нашей страны и ее союзников реализуется через сохранение потенциала Стратегических сил сдерживания, а также принятие действенных мер, направленных на создание системы воздушно-космической обороны.
     Работа по качественному совершенствованию всех компонентов нашей ядерной триады ведется целенаправленно и планомерно.
     В Ракетные войска стратегического назначения, помимо стационарных, уже начали поступать новейшие подвижные грунтовые комплексы «Тополь-М». На этот комплекс перевооружается первый ракетный дивизион в Тейковской дивизии.
     В соответствии с графиком ведется строительство подводных лодок стратегического назначения проекта «Борей». В день 100-летия российского подводного флота, 19 марта этого года, на верфи «Севмаша» была проведена закладка третьей субмарины данного типа – «Владимир Мономах».
     Совершенствуется и наша дальняя авиация. В летные части поставляются модернизированные авиационные комплексы, значительно превосходящие по своим боевым возможностям уже имеющиеся образцы.
     Причем в них сразу закладывается способность применять не только существующее, но и перспективное ракетно-бомбовое вооружение, которое пока еще находится в стадии разработки.
     Кроме того, в ходе проверок и учений наши воздушные, наземные и морские «стратеги» неизменно демонстрируют свое высокое профессиональное мастерство, надежность и боевую эффективность эксплуатируемой ими техники.
     Два месяца назад наши сограждане смогли убедиться в этом воочию. Один из центральных телеканалов транслировал успешный пуск баллистической ракеты, проведенный нашими подводниками из района Северного полюса.
     В целом же, оценивая нынешнее состояние Стратегических ядерных сил, могу с полным основанием констатировать, что они способны эффективно решать все возложенные на них задачи.
     Теперь о том, что касается воздушно-космической обороны.
     Без сомнения, этот год можно назвать знаковым для российской системы ВКО. 5 апреля была принята Концепция ее развития на период до 2016 года и дальнейшую перспективу. Согласно новой Концепции боевой и численный состав группировки войск, решающих данные задачи, их возможности, степени боевой готовности и напряженность боевого дежурства должны быть приведены в соответствие с существующей и прогнозируемой угрозой воздушно-космического нападения.
     Это будет достигаться в первую очередь за счет принятия на вооружение новейших средств систем предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны и контроля космического пространства, а также огневого и функционального поражения, разведки, связи и автоматизированного управления.
     Средства на эти цели будут выделяться в рамках Государственной программы вооружения на 2007—2015 годы, которая утверждена главой государства буквально месяц назад (14 октября). Вообще этот новый документ – тема для отдельного разговора. Однако не могу не отметить, что он предусматривает значительные бюджетные ассигнования: почти пять триллионов рублей. Они будут направлены на разработку, массовые серийные закупки, модернизацию и ремонт вооружения и военной техники. Повторюсь: средства очень большие.
     Для того чтобы эффективно использовать их в интересах всей военной организации государства, сейчас в Минобороны проводится активная работа по формированию единой системы заказов. В настоящее время мы завершаем создание Центра заказов и поставок вооружения, военной и специальной техники. Идет комплектование его гражданскими специалистами. В следующем году на базе центра будет организовано Федеральное агентство по закупкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств. И именно ему все силовые структуры делегируют часть своих функций, связанных с размещением заказов, контрактацией и управлением финансовыми потоками.
     По нашим оценкам, централизация системы заказов однотипной продукции только за счет проведения единой ценовой политики способна приносить экономический эффект порядка полумиллиарда рублей в год. Кроме того, новая система призвана стать еще и надежным заслоном на пути коррупции и лоббирования частных интересов в ущерб государственным. Пока же, к сожалению, нужно признать, что при размещении гособоронзаказа все-таки имеют место случаи неэффективного расходования бюджетных средств.
     Возвращаясь же непосредственно к задачам, которые Вооруженные Силы решали в этом году, могу отметить, что важнейшей из них наряду с обеспечением стратегического сдерживания является повышение потенциала сил общего назначения. И в первую очередь за счет дальнейшего развития воинских частей и соединений постоянной готовности.
     На сегодняшний день нами уже созданы необходимые и самодостаточные группировки войск на всех потенциально опасных направлениях. Их качество и численность в целом позволяют совместно с пограничными органами ФСБ и Внутренними войсками МВД локализовывать возможные приграничные и внутренние вооруженные конфликты.
     Вместе с тем очевидно, что имеющийся уровень боевой готовности сил общего назначения еще не соответствует оптимальному показателю. Причин здесь несколько.
     Во-первых, пока еще слаба подготовка личного состава. Во-вторых, не до конца отлажена система управления войсками и их всестороннего обеспечения. И, в-третьих, недостаточный уровень оснащенности частей и соединений современным вооружением и военной техникой. На путях решения данных проблем остановлюсь более подробно.
     Начну с подготовки личного состава.
     Напомню: 2006 год – это третий год реализации Федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей». В рамках ФЦП уже более 60 воинских частей и соединений переведено на новый принцип комплектования. Только в этих частях проходят службу свыше 78 тысяч солдат и сержантов-контрактников. Однако анализ результатов контрольных занятий показывает пока еще недостаточный уровень подготовки наших военных профессионалов. Такая ситуация является следствием существенной недоработки именно со стороны командного состава.
     Времена, когда главной задачей любого руководителя было просто обеспечение выживания своих воинских коллективов, безвозвратно ушли в прошлое. Сейчас уже созданы условия для того, чтобы войска занимались своим делом. А именно – учились тому, что необходимо на войне.
     Боевая подготовка – это основной приоритет в деятельности всех командиров и начальников. Следовательно, и подход к ее организации и проведению должен быть соответствующим. Каждую тренировку, занятие и учение необходимо проводить с максимальной отдачей и пользой.
     В последние годы мы много и часто говорим о повышении интенсивности боевой учебы. И на это у нас есть определенные основания. Растут масштабы мероприятий боевой подготовки. Увеличивается налет в авиации и наплаванность на флоте.
     Однако нужно признать, что некоторые руководители иногда зацикливаются исключительно на количественных показателях. В погоне за количеством мы зачастую проигрываем в качестве боевой подготовки. Более того, при ее организации еще не изжиты формализм и шаблонность. Планы не всегда реальны и конкретны, а львиная доля времени уделяется тренировкам и проведению так называемых активных фаз учений.
     Да, это зрелищно. Да, солдаты и младшие офицеры приобретают хороший тактический опыт. Но нужно учитывать и тот факт, что иногда отработка действий войск происходит в ущерб гораздо более рутинной подготовке руководящего состава и штабов частей, соединений и объединений.
     Вместе с тем опыт показывает, что именно качество управления является главным залогом успеха. Только согласованные действия всех имеющихся сил и средств, объединенных твердым руководством, осуществляемым с помощью самых современных компьютерных и информационных технологий, способны обеспечить победу в современном бою. И мы стремимся к этому.
     В 2006 году продолжалось совершенствование структур управления группировками войск на стратегических направлениях и театрах военных действий. Это достигается путем объединения усилий разновидовых и разноведомственных сил и средств под единым командованием. Это, как вы знаете, нам удалось на Северном Кавказе.
     В частности, в рамках проводимого эксперимента по переходу от системы окружного руководства войсками к руководству межвидовыми региональными группировками войск практически завершено формирование на постоянной основе регионального командования «Восток». Разработаны и введены в действие нормативные акты, регламентирующие его деятельность и деятельность объединений, участвующих в эксперименте.
     Мы ставили своей целью разделить оперативные и административные функции между органами военного управления. Региональные командования теперь будут непосредственно заниматься планированием и руководством войсками и силами, а военные округа – администрированием и всесторонним обеспечением. Причем обеспечением вне зависимости от ведомственной принадлежности.
     Подобный подход, кстати, в полной мере соответствует логике наших действий, направленных на создание и совершенствование межведомственных (сопряженных) унифицированных систем технического и тылового обеспечения. Эти системы за счет исключения дублирования функций в разных силовых структурах позволят существенно сократить расходы на содержание военной организации государства и направить высвобождаемые ресурсы на ее развитие.
     Что же конкретно сделано?
     Так, все закупки однотипных материально-технических средств осуществляет Центр заказов и поставок материальных и технических средств Тыла Вооруженных Сил. Наши военные представительства на безвозмездной основе обеспечивают контроль качества и приемку всей продукции, производимой по гособоронзаказу.
     Соединения и части других войск прикреплены к базам и складам Минобороны и в полном объеме обеспечиваются материальными средствами по номенклатуре тыла. Военнослужащие других силовых ведомств теперь имеют возможность получать медицинскую помощь и в соответствующих учреждениях Минобороны.
     В военных вузах и учебных воинских частях Вооруженных Сил осуществляются общее обучение офицеров и совместная подготовка младших специалистов для тыловых структур.
     Вместе с тем необходимо признать: наряду с конкретными результатами, о которых я только что упомянул, существует еще и ряд проблемных моментов. Они в основном связаны с тем, что неоправданно затянулась работа по реализации программы перехода Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов к межведомственной системе технического обеспечения. Нам нужно уже выходить на финишную прямую, а мы до сих пор находимся в начале дистанции.
     На сегодня имеется только сформированный Единый межведомственный перечень вооружения и военной техники общего применения. А также подготовлены проекты пока только нормативных правовых актов по созданию и функционированию межведомственной системы технического обеспечения, которые проходят процедуру согласования с федеральными органами исполнительной власти.
     Очевидно, что работы по данному направлению нужно форсировать. Тем более что именно вопросы, связанные с техническим обеспечением и оснащенностью вооружением и военной техникой, по-прежнему очень остро стоят в Вооруженных Силах.
     Проблемы в этой сфере копились не один год и в основном были связаны с отсутствием должного финансирования. В результате сейчас наша армия имеет вооружение и военную технику, большая часть которых была разработана в шестидесятых-восьмидесятых годах прошлого века. Многие образцы являются морально и физически устаревшими, а темпы их выхода из боевого состава превышают существующие возможности по восстановлению исправности и обновлению парка боевых и специальных машин.
     Естественно, это объективные трудности. Однако, несмотря на них, в последнее время наметилась заметная тенденция к улучшению ситуации.
     Год от года растет количество средств, выделяемых на оснащение Вооруженных Сил. За пятилетие финансирование по данным статьям расходов увеличилось почти в три раза (в 2002 году – 80 млрд. рублей, в 2006-м – почти 237 млрд. рублей, а в 2007 году – более 300 миллиардов).
     Новые образцы, которые призваны стать основой системы вооружения нашей армии на период до 2020 года, в целом не только уже разработаны, но и большей частью приняты на вооружение. Более того, мы приступили и к массовым серийным закупкам комплектов вооружения и военной техники.
     Существенно улучшилось и взаимодействие между Минобороны и оборонно-промышленным комплексом. Этому в немалой степени способствует активная деятельность созданной на постоянной основе Военно-промышленной комиссии при Правительстве России. Такое положение дел вселяет определенный оптимизм.
     Вместе с тем обращаю особое внимание на тот факт, что никакие усилия не позволят нам осуществить задуманное, если на местах не будет бережного, я бы даже сказал трепетного, отношения к вооружению и военной технике.
     Конечно, танки не должны стоять без дела в парках. Они должны «работать» на полигонах, так же как и корабли должны регулярно выходить в море, а самолеты подниматься в воздух.
     Однако я требую от командующих, командиров и начальников всех степеней, чтобы к эксплуатации вооружения и военной техники допускались лишь подготовленные и имеющие соответствующий допуск военнослужащие. Техобслуживание должно вестись своевременно и с соблюдением всех необходимых требований, наставлений и мер безопасности.
     Не нужно бездумно, подчеркиваю, бездумно заниматься экономией, ибо иногда попытка сберечь копеечные расходные материалы приводит к миллионным убыткам. Практика показывает, что причиной большинства случаев поломки техники, а также различных аварий и катастроф является «человеческий фактор».
     На этом факторе я остановлюсь подробнее, потому что, с одной стороны, именно он часто лежит в основе происшествий, а с другой – люди – самое главное, что у нас есть, и от них напрямую зависит успех всех наших начинаний.
     Срьезное внимание мы уделяем и будем уделять морально-пчихологическому климату в войсках и на флоте.
     Армия – это прежде всего уставной порядок и твердая дисциплина. Мы признаем, что в последнее время в наш адрес наряду с необоснованными и огульными обвинениями было высказано немало заслуженной и конструктивной критики. Соответствующие выводы сделаны.
     Приняты конкретные меры как организационного характера, так и направленные на совершенствование системы воспитательной работы в Вооруженных Силах. Причем особое внимание сейчас уделяется тому, чтобы каждый случай нарушения закона был выявлен и виновные понесли заслуженное наказание. Порядок мы можем навести только жесткими мерами.
     И не надо бояться испортить статистику, не нужно надеяться на то, что если скрыл ЧП, то, может, «пронесет» и не будут постоянно склонять на всех совещаниях, подведениях итогов. За честный доклад в Российской армии больше не наказывают! На этот счет мною еще 18 февраля сего года были подписаны конкретные указания органам военного управления.
     Более того, не наступает ответственность и за проступок подчиненного, если он не является прямым следствием деятельности или бездеятельности командира.
     Что же касается сокрытия информации о преступлениях, то по каждому подобному случаю виновные уже привлекаются к ответственности и даже досрочно увольняются с военной службы. И так будет и дальше!
     Результатом нашей открытой позиции стало некоторое увеличение зарегистрированных в этом году преступлений (на 8 процентов). Такой рост является логичным следствием нашего жесткого подхода, нашего стремления изжить любые противоправные деяния из армейской среды. И подобный подход уже дает плоды. Причем по самому болезненному и самому главному для нас показателю.
     Несмотря на повышение общего числа зарегистрированных преступлений, количество наших так называемых «небоевых потерь» существенно сократилось. При этом для того, чтобы сразу отсечь возможные обвинения в необъективности и попытке скрыть реальное положение дел, я сейчас сознательно использую только данные Главной военной прокуратуры.
     Так вот, за 10 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество случаев гибели военнослужащих при исполнении служебных обязанностей сократилось почти на 46 процентов (с 876 до 473). В том числе на четверть от неуставных проявлений (с 26 до 20) и на 20 процентов вследствие самоубийств (с 206 до 167). Повторюсь, это данные Главной военной прокуратуры.
     Однако я бы не хотел, чтобы достигнутые результаты воспринимались кем-то как повод для самоуспокоения. Впереди много работы. И в ней особое внимание необходимо уделять предотвращению негативных явлений в армейской среде, которые вызывают наибольший общественный резонанс.
     В качестве таковых, наряду с нарушениями правил уставных взаимоотношений, чаще всего выступают факты так называемого «солдатского батрачества».
     Прошло уже больше года с того момента, как мной был подписан известный приказ № 428. В соответствии с ним привлечение военнослужащих к работам, не связанным с исполнением служебных обязанностей, является не только основанием к серьезным дисциплинарным наказаниям горе-руководителей, но и поводом для их увольнения из рядов Вооруженных Сил.
     Подобные меры оправданны. Такое уродливое явление, как использование труда подчиненных в личных целях, должно быть полностью искоренено. И касты «неприкасаемых» здесь нет и быть не может. Каждый виновный должен получить по заслугам. Будь то прапорщик – старшина роты или генерал, например заместитель командующего войсками военного округа.
     В этом году за привлечение подчиненных к работам, не связанным с исполнением служебных обязанностей, уже уволены с военной службы 3 генерала, а в отношении еще 3 ведется расследование. Кроме того, за подобные деяния более 50 должностных лиц привлечены к уголовной ответственности.
     Не могу обойти стороной и то обстоятельство, что некоторые, скажу честно, нелицеприятные для нас факты были вскрыты благодаря активной позиции общественных организаций, средств массовой информации или отдельных граждан. Мы приветствуем такую помощь, если, конечно же, она носит конструктивный характер, а не является лишь поводом для разжигания антиармейской истерии, преследующей конкретные политические или рекламные цели.
     Мы ничего не скрываем! И выступаем за дальнейшее развитие форм и методов гражданского контроля! Вообще российские Вооруженные Силы являются, наверное, самыми открытыми в мире. И один из критериев такой открытости – отношения Минобороны со средствами массовой информации.
     Журналисты, и не только отечественные, уже стали постоянными гостями в частях и соединениях. Здесь присутствуют представители СМИ. Они, думаю, подтвердят, что любому иностранному журналисту получить аккредитацию у нас гораздо проще, чем, например, российскому в том же Пентагоне.
     Кроме того, мы все активнее взаимодействуем и с различного рода общественными и правозащитными организациями. Причем их спектр постоянно расширяется. От небольших комитетов и групп, работающих в регионах, до Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
     В рамках своих полномочий не остаются в стороне от контроля над деятельностью Вооруженных Сил и представители нашего депутатского корпуса, и члены Совета Федерации. Кстати, хочу отметить, что между Минобороны и обеими палатами российского парламента налажено самое тесное сотрудничество и в вопросах законотворчества.
     Так, в этом году был разработан и принят целый ряд нормативных правовых актов, направленных на совершенствование системы функционирования военной организации государства. В том числе буквально вчера Государственная Дума в третьем чтении одобрила законопроекты, позволяющие применять в отношении военнослужащих такую действенную меру дисциплинарного воздействия, как арест с содержанием на гауптвахте.
     Не могу не сказать и о том, что искреннюю заинтересованность и всемерное содействие со стороны членов Совета Федерации и представителей депутатского корпуса мы ощущаем и при решении социальных проблем военнослужащих. К сожалению, такие проблемы пока еще существуют. И вы о них знаете. Поэтому достижение подобающего материального статуса защитников Отечества и прочные социальные гарантии по-прежнему являются одним из приоритетов нашей деятельности.
     Благодаря шагам, сделанным в последнее время, уже наметилась тенденция увеличения денежного довольствия военнослужащих. На ближайшую перспективу запланировано еще три повышения окладов военнослужащих. Два – на 10 и 15 процентов – в следующем году и еще одно – на 15 процентов – в сентябре 2008 года. В итоге доходы военнослужащих по сравнению с 2005 годом увеличатся на 67 процентов.
     Однако, учитывая уже имеющийся уровень инфляции, Минобороны вместе с другими силовыми ведомствами обратилось в Минфин с предложением помимо уже заложенных в перспективный финансовый план повышений денежного довольствия военнослужащих предусмотреть еще одно – на 10 процентов.
     Только с его учетом можно будет говорить о выполнении в полном объеме поручения об улучшении в полтора раза материального положения военнослужащих в реальном исчислении.
     Продолжу социальную тему.
     Этот год, без всякого преувеличения, можно назвать поворотным в плане решения одной из самых злободневных проблем наших военнослужащих. Я имею в виду обеспечение их жильем.
     В 2006 году по всем жилищным программам в Минобороны ожидается получение более 40 тысяч квартир. До 225 тысяч квартир вырастет фонд служебного жилья. В соответствии с планом реализуется президентская программа «15+15».
     За счет перераспределения высвобожденных бюджетных средств в другие регионы удалось дополнительно построить около полутора тысяч квартир. Решается вопрос по обеспечению жильем военнослужащих, отселяемых с Байконура. На особом контроле находится решение квартирного вопроса военнослужащих, выводимых с территории Грузии. С некоторыми проблемами, но все же функционирует механизм накопления средств на именных счетах участников военной ипотеки. Кстати, правительство оперативно отреагировало на критику, подняв размер персонального взноса на 2007 год до 82 тысяч 800 рублей.
     Что же касается общего прогноза на следующий год, то, используя все имеющиеся возможности, Минобороны рассчитывает на получение более 44 тысяч квартир. Причем объем служебного фонда будет доведен до 245 тысяч квартир.
     Такой результат станет возможным как вследствие увеличения бюджетного финансирования, так и за счет рационального использования наших внутренних ресурсов. В частности, будет продолжена практика проведения инвестиционных конкурсов, а также оптимизирована вся система военного строительства. Так, уже в этом году мы полностью расформировываем военно-строительные отряды. То есть все пресловутые стройбаты у нас в этом году исключаются как класс.
     А в течение следующих двух лет будут акционированы все подрядные строительные организации Минобороны, что в условиях рыночных отношений должно существенно повысить эффективность их функционирования.
     В целом же мы твердо уверены, что сохранение взятых темпов жилищного обеспечения позволит нам в полном объеме и в установленные сроки решить все поставленные перед нами задачи. А именно: к 2010 году обеспечить всех, кому это положено, постоянным, а к 2012 году – служебным жильем.
     Это то, что касается военнослужащих.
     Однако есть еще один социальный аспект, который я не могу обойти стороной. Он затрагивает гражданский персонал Минобороны.
     В последние годы все явственнее прослеживается тенденция по уменьшению его преимуществ в оплате труда, закрепленных на законодательном уровне. Это уже привело к определенному оттоку квалифицированных специалистов и негативно отражается на моральном климате в трудовых коллективах, кстати, не только в Министерстве обороны РФ, но и в других силовых ведомствах.
     Поэтому Минобороны в тесном взаимодействии с Федерацией профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных Сил намерено предпринять ряд конкретных действий, направленных на создание достойных условий труда нашего гражданского персонала.
     Я завершаю ту часть своего выступления, которая в основном была посвящена итогам 2006 года. Теперь о том, на решении каких задач нам предстоит сконцентрировать свое внимание в ближайшей перспективе.
     В следующем году по статье «Национальная оборона» предусмотрено выделение более 820 миллиардов рублей. Из них, как я уже сказал, более 300 миллиардов пойдет на перевооружение и оснащение Вооруженных Сил.
     Указанные средства позволят нам закупить 17 межконтинентальных баллистических ракет, 4 космических аппарата и столько же ракет-носителей, оснастить новыми и модернизированными образцами одну эскадрилью дальней авиации, по 6 авиационных и вертолетных эскадрилий, 7 танковых и 13 мотострелковых батальонов.
     Кроме того, будет закуплено и отремонтировано большое количество средств связи и систем управления, артиллерийских орудий и противотанковых комплексов, боевых машин десанта и автомобилей.
     Увеличивается финансирование мероприятий подготовки войск. На эти цели выделяется порядка 24 миллиардов рублей. Это даст возможность провести более 200 серьезных мероприятий оперативной подготовки, в том числе более 20 крупных и очень крупных.
     Другим важным направлением нашей деятельности в следующем году наряду с модернизацией Вооруженных Сил и повышением качества боевой подготовки по-прежнему остается совершенствование системы военного планирования и управления войсками.
     Особое внимание при этом нужно уделить разработке на основе программно-целевого метода ведомственной целевой программы по развитию соединений и воинских частей постоянной готовности. К концу года программа должна быть разработана, чтобы с 2008 года мы смогли приступить к ее реализации.
     Кроме того, нам необходимо качественно завершить проведение эксперимента с региональным командованием «Восток». Через год эта структура должна полноценно заработать. А полученный в ходе эксперимента опыт поможет нам принять взвешенное и обоснованное решение о целесообразности формирования аналогичных командований на южном и западном стратегических направлениях.
     Не секрет, что в связи с недавними событиями в Грузии мы вынуждены несколько скорректировать свои планы по выводу с ее территории наших военных баз. Военнослужащие Управления Группы российских войск в Закавказье оставят Тбилиси до 31 декабря этого года.
     Военная база из Ахалкалаки полностью выводится в 2007 году, а из Батуми – в 2008-м.
     Одновременно для укрепления безопасности наших кавказских рубежей до конца следующего года в Дагестане и Карачаево-Черкесии будут полностью сформированы две отдельные мотострелковые горные бригады.
     Теперь о том, что касается комплектования Вооруженных Сил.
     В 2007 году завершается действие федеральной целевой программы по переводу на контракт ряда соединений и воинских частей. Обращаю внимание, что все запланированные в рамках программы мероприятия должны быть выполнены в срок. В результате две трети наших Вооруженных Сил станут профессиональными. А это в свою очередь создаст условия для того, чтобы, не снижая уровня боевой готовности, армия и флот органично перешли на двенадцатимесячный срок службы по призыву.
     Следующий шаг по пути внедрения нового способа комплектования – перевод на контракт всех должностей сержантов и старшин, а также плавсостава надводных кораблей, входящих в состав сил постоянной готовности.
     Также напомню, что с 2008 года должны полноценно заработать учебные военные центры при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Нужно стремиться, чтобы УВЦ стали настоящими элитными центрами подготовки офицерских кадров по наукоемким специальностям.
     При этом они не должны потерять свою «гражданскую составляющую». Только тогда их выпускники, кроме профессиональных военных знаний и навыков, смогут принести в армию и то, что сейчас называется современной вузовской наукой. А мы сможем отказаться от «услуг» офицеров-двухгодичников.
     Поэтому в 2007 году все подготовительные мероприятия, связанные с нормативно-правовым регулированием, разработкой программ, подбором кандидатов и проведением эксперимента, должны быть завершены в соответствии с утвержденными планами. Хотя уже сейчас на УВЦ учатся около полторы тысячи студентов.
     И последнее.
     Я уже сегодня отмечал, что главное для нас – это люди.
     И поэтому мы будем и в дальнейшем принимать все возможные меры для снижения числа случаев гибели и травматизма среди военнослужащих. Использовать все имеющиеся средства для борьбы с армейской преступностью, а также делать все необходимое для повышения социального статуса защитников Отечества и повышения престижа военной службы.
     Однако, естественно, без поддержки российского общества практически невозможно надеяться на успех. Поэтому сейчас Минобороны стремится изыскивать новые возможности для более полного использования потенциала общественного влияния на ситуацию в войсках.
     Недавно Евгений Павлович Велихов обратился ко мне с предложением о создании при Минобороны Общественного совета. Идея очень своевременная, а главное – полезная. Я ее сразу же поддержал.
     Мы провели большую подготовительную работу, в том числе и по привлечению к участию в этом совете авторитетных и уважаемых в нашем обществе людей. И вот буквально сегодня я подписал приказ о создании при Министерстве обороны Общественного совета.
     Как мне видится, деятельность данного консультативного органа позволит оперативно выявлять и всесторонне обсуждать наиболее актуальные проблемы армии и флота, предлагать оптимальные пути их решения. Подобный подход, без сомнения, позитивно скажется на уровне доверия россиян к Вооруженным Силам и в комплексе с другими мерами окажет самое благоприятное влияние на повышение престижа военной службы.
     Но это не все.
     Есть еще один проверенный ресурс, который способен придать мощный импульс деятельности по осуществлению гражданского контроля над Вооруженными Силами. Это конкретные родители конкретных солдат, проходящих службу по призыву. То есть те, чьи дети в данное время служат в армии и на флоте, и прежде всего самая бескомпромиссная их половина – матери.
     Наша задача – трансформировать их усилия в реальную помощь в решении вполне конкретных проблем. Именно такой контроль положения дел в частях и на кораблях будет самым гражданским. Лучшего не обеспечит никто.
     Я уже дал указания оперативно подготовить нормативно-правовые документы, регламентирующие реализацию этой качественно новой формы нашего взаимодействия с обществом.
     Заранее предупреждаю: это касается любого руководителя, имеющего в подчинении солдат по призыву, и прежде всего заместителей командиров по воспитательной работе. Они должны не только наладить контакт со всеми без исключения родителями своих солдат, но и организовать с наиболее активными из них реальное взаимодействие, опираясь на него в своей работе.
     Несколько конкретных форм этого взаимодействия я могу назвать прямо сейчас.
     Первая. Информирование родителей о состоянии детей, об условиях их службы и жизни. Эта информация должна быть доступной. Каждая мать конкретного солдата имеет право знать, где и как служит ее сын. Поэтому почтовые адреса и номера телефонов командиров и их заместителей по воспитательной работе не должны быть страшной военной тайной для солдатских родителей.
     Вторую форму я бы назвал «родительские инспекции». У всех желающих должна быть возможность своими глазами увидеть, как организован быт их сыновей, чем и в каких условиях они питаются, где и какую при необходимости могут получить медицинскую помощь.
     Третья форма – это участие родителей солдат в жизни воинской части. Они вполне могут принимать участие в решении вопросов, не касающихся боевой подготовки. Например, с одной стороны, допустим, два раза в год присутствовать на совещаниях, где обсуждаются состояние воинской дисциплины и правопорядка, социально-бытовые проблемы. А с другой стороны, проявлять разумную инициативу в вопросах дополнительной заботы о солдатах. Такая забота может быть полезна при организации и проведении праздничных мероприятий, чествования лучших специалистов воинской части.
     И, наконец, четвертая форма. Она в большей степени касается военных комиссариатов. Речь идет об участии родителей солдат в работе призывных комиссий. Я уже распорядился подготовить письма главам субъектов Федерации, в которых мы настоятельно рекомендуем им включать в состав этих комиссий представителей родителей солдат. При этом хочу подчеркнуть – родителей не призывников, а тех солдат, которые в данное конкретное время уже проходят службу по призыву.
     Не сомневаюсь, что от этого, во-первых, сам призыв станет гарантированно прозрачным, а во-вторых, мимо такого гражданского контроля не проскочит не только ни одно нарушение функционера в комиссии или военкомате, но и ни одна симуляция призывника.
     Таким образом, мы максимально открываем двери воинских частей и военных организаций для солдатских родителей. Если интересующие вопросы не касаются секретности, мобилизационной готовности или боевой подготовки – пожалуйста, проверяйте, инспектируйте, предлагайте, помогайте.
     При грамотном, заинтересованном подходе такой беспрецедентный шаг просто не может не дать положительных результатов.
     Завершая свое выступление, хочу подчеркнуть: у руководящего состава армии и флота есть четкое понимание перспектив развития Вооруженных Сил.
     Есть стремление обеспечить их боеспособность на уровне, гарантирующем исключение каких-либо попыток силового давления на нашу страну.
     Есть ответственность за состояние дел в подчиненных органах военного управления, войсках и силах.
     И, главное, есть уверенность, что все задачи, стоящие перед Вооруженными Силами, будут решены на должном уровне и в установленные сроки.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex