на главную страницу

28 Ноября 2006 года

Планета людей

Вторник

«БРОСОК ТИГРА»

Олег ГОРУПАЙ.



     Вероятно, уже давно настало время воспринимать если не самого президента Саакашвили, то, по крайней мере, его политических покровителей и советников людьми вполне адекватными, владеющими современными политтехнологиями и способными реализовать их на практике в любой момент. Несмотря на то, что многие заявления грузинского лидера по-прежнему воспринимаются нами с определенной долей иронии и ничего кроме улыбки не вызывают, сегодня можно говорить о том, что практические действия команды «революции роз» приносят Саакашвили реальные плоды. Именно эти действия заставляют нас серьезно задуматься, и задуматься прежде всего над перспективами урегулирования грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов.
     
«Ястреб» улетел, но гнездо осталось

     Перемещение министра обороны Грузии Ираклия Окруашвили на должность министра экономического развития и его последующий уход из правительства на «вольные хлеба» ни в коей мере не говорит о том, что Тбилиси окончательно отказался от силового решения проблемы Цхинвали и Сухуми. Новый глава оборонного ведомства Грузии Давид Кезерашвили уже заявил о том, что недоброжелатели Грузии не должны испытывать никаких иллюзий по поводу ухода Ираклия Окруашвили, так как главной целью Грузии является восстановление своей территориальной целостности. Кроме того, Тбилиси по-прежнему отказывается подписать соглашение с Южной Осетией о невозможности применения силы при решении существующих проблем.
     По всей видимости, Окруашвили просто принесли в жертву, дабы отвлечь внимание от истинных устремлений Тбилиси.
     Различные источники приводят разные данные о вооруженных силах Грузии. Приведем лишь один из них, который, по нашему мнению, наиболее близок к реальности. Общая численность силовых структур от 29 до 31 тыс. человек. Бюджет министерства обороны на 2006 год - 614 млн. лари (341 млн. долл. США). На вооружении грузинской армии, по данным за 2006 год, состоит: 106 танков Т-72, 40 танков Т-55, 55 БМП-2, 40 БМП-1, 70 БТР-70/80, 50 МТ-ЛБ, 60 122-мм Д-30, 35 САУ «Гвоздика» и др., 20 установок «Град» и RM-70. ВВС насчитывают 9 штурмовиков Су-25 (4 модернизированных «Мимино»), 4 учебных самолета L-159 «Alca», 9 Ми-24, 8 UH-1H «Ирокез», 2 Ми-14, 20 Ми-8. Силы морской обороны насчитывают до 20 катеров советской, американской, немецкой, румынской, греческой и турецкой постройки. Наиболее мощными боевыми единицами являются 2 ракетных катера - «Тбилиси» и «Диоскурия». Первый - это катер советского проекта 206МР, полученный в 1999 г. от Украины. «Диоскурия» получена в 2004 из Греции, это катер французской постройки начала 1970-х годов типа «Комбатант-2». Еще один катер, «Батуми», получен также от Украины.
     При Окруашвили Грузия резко увеличила численный состав своей армии. Если в 2005 году в ней насчитывалось 29.700 штыков, то к середине 2006 года под ружье уже поставлены 31.878 военнослужащих. Успешно реализована программа пополнения военного резерва (до 100 тыс. человек). В 2005 году грузинское военное ведомство приобрело и заключило контракты на поставку 24 танков; 97 бронемашин различных типов; 95 артиллерийских систем; около 100 тыс. единиц различного автоматического стрелкового оружия; 4 учебно-боевых самолета; 4 штурмовика Су-25; 4 фронтовых истребителя МиГ-23; 5 вертолетов; свыше 60 млн. единиц различных боеприпасов. Основными поставщиками данного вооружения и военной техники в Грузию являются Болгария, Чехия, Македония, Украина, Сербия, Албания, Венгрия и Румыния. Кроме того, начато строительство двух новых аэродромов и модернизация объектов инфраструктуры на авиационной базе Марнеули. При посредничестве различных фирм и корпораций США, Израиля, Японии и Турции осуществляется совершенствование системы связи танков, доводка штурмовиков Су-25 до Су-25 КМ «Скорпион», оснащение катеров береговой охраны морскими радарами корабельного базирования.

     
Межнациональный тупик

     Громогласные заявления Саакашвили о нежелании применять силу в вопросе решения проблемы территориальной целостности страны можно воспринимать по-разному. Однако обратим внимание лишь на факты, свидетельствующие о том, как грузинский президент относится к выполнению собственных обещаний и не только по отношению к осетинам и абхазам.
     Вернув под юрисдикцию Тбилиси Аджарию, Саакашвили неоднократно заявлял о том, что статус автономии будет не только сохранен, но и максимально расширен. Также он утверждал, что не станет подвергаться преследованию и бывший лидер Аджарии Аслан Абашидзе. Сегодня от автономного статуса региона практически ничего не осталось, и, по сути, председатель правительства автономии Леван Варшаломидзе единолично решает все насущные вопросы, мало считаясь с существующим верховным советом Аджарии. Городской же суд Батуми начал 17 ноября рассмотрение уголовного дела в отношении Аслана Абашидзе. Он обвиняется генпрокуратурой Грузии в злоупотреблении служебным положением и растрате более 98 млн. лари (56 млн. долларов) государственных средств.
     Недовольны Саакашвили и в азербайджанонаселенных регионах страны. Во время визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Грузию Саакашвили во всеуслышание обещал, что азербайджанцам в регионе Квемо-Картли будут обеспечены равные с титульной нацией условия для проживания. Но этого не произошло. В этом году азербайджанцы уже пикетировали офис Саакашвили в Тбилиси с требованиями справедливого перераспределения земель среди всех жителей Квемо-Картли. Они также потребовали принятия решения о восстановлении тюркских названий деревень, которые были «грузинизированы» при Гамсахурдиа, и чтобы азербайджанцы были шире представлены в районных администрациях губернии. В ходе разрешения межэтнических коллизий представители азербайджанской общины обозначили следующие претензии к грузинской власти: кадровая дискриминация азербайджанцев, отсутствие для них карьерных перспектив в Грузии; дискриминация при выделении земельных участков; закрытие азербайджанских школ; злоупотребления грузинских пограничников и таможенников.
     В Самцхе-Джавахетии, населенной преимущественно армянами, ситуации еще серьезнее. В настоящее время Тбилиси, опасаясь возникновения здесь нового очага национальной напряженности и роста сепаратистских настроений, проводит политику национальной ассимиляции местного населения. Под предлогом малоземелья в Джавахетию переселяют сванов. Здесь правительство Саакашвили действует по следующим направлениям:
     - замена руководителей в местных исполнительных органах власти на лояльных представителей Тбилиси, в том числе и армянской национальности;
     - ведение всей официальной документации органов исполнительной власти региона исключительно на грузинском языке;
     - создание социально-экономических преференций для грузин, которые решили переехать в Джавахетию;
     - укрепление местных силовых структур. В отличие от других внутренних районов Грузии здесь есть местная жандармерия;
     - широкие обещания щедрой финансовой помощи региону.
     - создание жестких таможенных барьеров на пути приграничной торговли с Арменией и ограничение поступления в регион экономической помощи.
     Как мы видим, помимо Южной Осетии и Абхазии у официального Тбилиси существует проблема «сепаратизма» и в некоторых других областях страны. В настоящее время перед командой Саакашвили остро стоит вопрос не допустить расползания данной проблемы в общегосударственном масштабе, так как есть еще Сванетия и Менгрелия, не слишком-то благосклонно относящиеся к режиму Саакашвили. Тбилиси сегодня необходимо во что бы то ни стало подтвердить свою способность справиться с этой «бедой», а для этого необходимо в назидание другим привести в столицу «на аркане» непокорную Южную Осетию.
     
«Пятая колонна»

     Как утверждают некоторые политологи, при подготовке проведения альтернативных выборов в Южной Осетии обсуждалась возможность участия в них и Ираклия Окруашвили, как уроженца Южной Осетии. Однако в Грузии все-таки решили поставить на группу осетин из числа опальных цхинвальских чиновников, которых в свое время те же тбилисские политики называли сепаратистами.
     Таким образом, параллельно с подготовкой к военному решению грузино-осетинской проблемы, которым занималось министерство обороны во главе с Окруашвили, власти Грузии, на этот раз по линии подконтрольных Мерабишвили специальных служб, вели разработку второго - менее радикального, но более трудоемкого сценария. Перспективы данного сценария заключаются в создании в Южной Осетии классической «пятой колонны». Речь идет о проекте «Верхняя Абхазия - Нижняя Южная Осетия» (напомним, что Кодорское ущелье переименовано Саакашвили в «Верхнюю Абхазию» и по аналогии «альтернативное» правительство можно именовать правительством «Нижней Южной Осетии»). Как некоторые считают, данный проект перевесил грубый военный путь решения этнических конфликтов, лоббируемый экс-министром обороны Грузии Ираклием Окруашвили. Создание «пятой колонны» вовсе не означает, что Тбилиси отказался от силового варианта. Кто может гарантировать, что у «альтернативного» правительства в самое ближайшее время не появятся собственные вооруженные формирования (при чьей помощи, вероятно, уточнять не требуется), которые со временем не вступят в открытое противостояние с подразделениями армии РЮО. В связи с этим можно предположить, что именно тогда у Тбилиси и появится реальный шанс воспользоваться своей военной машиной для предотвращения риска возникновения «гражданской войны» между осетинами и теперь уже под «благовидным» предлогом приступить к осуществлению плана «Бросок тигра», который, как утверждается, намеревались применить еще весной.
     
Великий соблазн

     Данная версия представляется не такой уж и сомнительной. Саакашвили прекрасно понимает, что стратегический союзник - США вряд ли даст добро на силовой вариант развития событий, так как Америке по большому счету нет дела до урегулирования конфликтов в Грузии. Вашингтон, вероятно, устраивает наличие «горячих точек» в непосредственной близости от границ России. Именно эти проблемные точки Америка может использовать в качестве рычага давления на позиции Москвы как гаранта сохранения мира и стабильности в конфликтных зонах. Очевидно, что Саакашвили это не устраивает, так как вопрос возвращения «мятежных» территорий может растянуться на неопределенную перспективу, а грузинского президента уже поджимает предвыборный цейтнот. Тем более что экономические успехи правительства страны призрачны, положение народа если и улучшилось, то очень незначительно.
     В обществе распространяется разочарование нынешним руководством Грузии, связанное с тем, что многие успехи нынешней власти достигаются авторитарными, нежели демократическими методами.
     По мнению председателя Государственной Думы России Константина Косачева, Саакашвили и его окружение все-таки могут попытаться осуществить молниеносную войну, блицкриг. А объектом приложения сил в данном случае может быть только Южная Осетия, поскольку ситуация там кардинальным образом отличается от ситуации в Абхазии. Южная Осетия малочисленна по составу населения, у нее значительно слабее вооруженные силы, экономика, она изолирована от каких-либо внешних контактов за исключением Рокского туннеля, соединяющего Южную Осетию с территорией России. Так что соблазн очень велик.
     Нет сомнения в том, что при любом раскладе сил Россия заинтересована в мирном урегулировании межнациональных конфликтов на территории Грузии. Ведь ни для кого не секрет, что боевые действия в Южной Осетии или Абхазии – это бикфордов шнур, тянущийся на Северный Кавказ. Очевидно и то, что термин «замороженные» конфликты, позволяющий отсрочить вопрос их решения на максимально возможную перспективу, теряет свою актуальность. Пока в Грузии верховодит режим Саакашвили, этого уже не будет. Не стоит уповать и на то, что Америка справится со своим ставленником и не допустит применения грузинским руководством силы по отношению к Южной Осетии и Абхазии, ведь по большому счету интересы Вашингтона и Тбилиси во многих аспектах совпадают.
     В складывающихся условиях гарантия невозобновления боевых действий в зонах грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов может быть только одна – последовательная политика России по отношению к своему южному соседу. Причем политика жесткая, превентивная, опережающая возможные действия Саакашвили. Как свидетельствовали события последних двух месяцев, только такой язык общения доступен для восприятия грузинским лидером.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex