на главную страницу

29 Ноября 2006 года

Страна и мир

Среда

Иран делает свой ход

Марианна ГРИШИНА.



Политические стратегии Ирана и проблемы иранской ядерной программы на прошлой неделе вновь оказались в центре внимания мирового сообщества. Поводом послужили визит президента Ирака Джаляля Талабани в Иран и его переговоры с Махмудом Ахмадинежадом по вопросам стабилизации обстановки в Ираке. Предваряя эту встречу, Ахмадинежад предложил США помощь в нормализации ситуации в Ираке в обмен на отказ Вашингтона от «политики запугивания» в отношении Тегерана. Де-факто главная цель иранцев - добиться снятия запретов на дальнейшее развитие своей ядерной программы. Учитывая то, что меньше чем за месяц до этого Совбез ООН не смог принять резолюцию об антииранских санкциях, вопрос о перспективах развития иранской ядерной программы обрел, таким образом, новое звучание. Как в дальнейшем будет развиваться ситуация вокруг иранской ядерной программы? Согласятся ли США на посредничество иранских властей в иракском урегулировании и в какой форме оно будет происходить? Все эти вопросы, по-прежнему волнующие мировое сообщество, требуют детального и тщательного анализа.

     
Историческая встреча в Тегеране

     На прошлой неделе ведущие мировые информагентства объявили о том, что 25—26 ноября по приглашению иранского президента Махмуда Ахмадинежада в Тегеран прибудут лидеры Сирии и Ирака для проведения переговоров по урегулированию иранского кризиса. Позднее иранские власти уточнили, что трехсторонний саммит проводить не планировалось, однако подтвердили информацию о предстоящем визите президента Ирака Джаляля Талабани в Иран. Впоследствии встреча иракского и иранского лидеров, которую без каких-либо натяжек следует рассматривать как историческую, была вынужденно перенесена с субботы на понедельник из-за новой серии терактов в Багдаде, в ходе которых погибли более двухсот человек. В целях предотвращения новых актов насилия и межконфессионального противостояния в иракской столице был введен бессрочный комендантский час.
     Джаляль Талабани вылетел в Тегеран 27 ноября и уже на следующий день провел переговоры с Ахмадинежадом. Важность этому событию придает тот факт, что это первый визит иракского президента в Иран более чем за два последних десятилетия – с момента победы в Иране исламской революции в 1979 году и прихода к власти в Ираке в том же году Саддама Хусейна. В 1980 году началась ирано-иракская война, инициированная Хусейном в расчете на присоединение к Ираку нефтеносной провинции Хузестан, за ней последовала агрессия Ирака против Кувейта, наконец, в 1991 году была проведена операция многонациональных сил «Буря в пустыне», направленная против Ирака. Все эти годы Иран и Ирак разделяло многое: и отличия в политических режимах двух стран (исламская шиитская республика в Иране, светский баасистский режим Хусейна в Ираке), и дискриминационные меры, предпринятые Хусейном в отношении иракских шиитов. Теперь обстановка явно изменилась: по результатам прошедших выборов у власти в Ираке оказались шииты, главой правительства стал шиит Нури Аль-Малики, и при этом ослабленные усиливающимся гражданским противостоянием иракские власти все больше нуждаются в помощи и посредничестве Ирана, Сирии и других своих стран-соседей для достижения успеха в политическом урегулировании.
     В свою очередь Ираном явно выбран весьма удачный момент для начала прямых переговоров с иракскими лидерами. Это в первую очередь было связано с тем, что в последнее время позиции США в Ираке очень сильно ослабли. Яркое подтверждение тому – тот факт, что число погибших в результате терактов, произошедших в Ираке в октябре этого года, достигло максимальной отметки, чего не было с марта 2003 года. На прошлой неделе, вскоре после терактов 23 ноября, как стало известно, жители Багдада закидали камнями кортеж премьер-министра Нури Аль-Малики, недовольные введением комендантского часа, а также предстоящей встречей иракского премьера с Дж. Бушем в Иордании. Тупик американской модели урегулирования в Ираке, таким образом, стал очевиден, а кредит доверия к американцам в Ираке, похоже, уже исчерпан. В этих условиях иранский президент Махмуд Ахмадинежад предложил Соединенным Штатам «помочь восстановить спокойствие в Ираке», если Вашингтон изменит свою «политику запугивания Ирана». «Пришло время лидерам США и Великобритании прислушаться. Вы зашли в тупик как в нашем регионе, так и во всем мире», - заявил иранский лидер в минувшее воскресенье, выступая перед бойцами подразделений исламской милиции «басидж», тесно взаимодействующей с Корпусом стражей исламской революции.
     В ходе тегеранской встречи Джаляль Талабани призвал Иран «оказать всемерную помощь в стабилизации ситуации в Ираке». Иранский лидер Махмуд Ахмадинежад в свою очередь отметил, что его страна «готова сделать все возможное для помощи».
     Следует отметить, что у Ирана имеется достаточно средств для того, чтобы содействовать нормализации обстановки в соседней стране, где ежедневно происходят теракты и разгорается межконфессиональное противостояние. Иракское правительство сейчас получает серьезную поддержку, в том числе финансовую, со стороны шиитского Ирана. В то же время у иранских властей имеются широкие рычаги воздействия на шиитскую иракскую общину, используя которые они могут способствовать консолидации иракских шиитов и повлиять на то, чтобы радикальные шиитские лидеры не выступали против нынешнего правительства в Багдаде. Иран также может сыграть ведущую роль в формировании единого фронта из тех стран региона, которые намерены объединить усилия по иракскому урегулированию. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: в конце октября Иран предложил странам, входящим в Совет по сотрудничеству арабских стран Персидского залива, а также Ираку подписать совместное соглашение в области обеспечения региональной безопасности.
     Обсуждение всех указанных вопросов и вошло в программу ирано-иракских переговоров на высшем уровне, стартовавших в понедельник в Тегеране. Следует отметить, что США, хотя и не отреагировали открыто негативным образом на эту встречу, явно постарались снизить ее реальную значимость. Комментируя высказывания иранского президента в преддверии встречи, в госдепартаменте США подчеркнули, что «в них нет ничего нового». С другой стороны, официальный представитель госдепа США Том Кейси, используя известные принципы риторики, постарался представить дело таким образом, что «слова», о которых говорят иранцы, расходятся с их «реальными делами» в области иракского урегулирования. «Хотя имеются позитивные заявления иранского правительства об их стремлении играть положительную роль в разрешении иракской проблемы, эти заявления не были подкреплены никакими действиями», - заявил, в частности, американский чиновник.
     Позиция американцев, стремительно теряющих свои политические очки из-за ситуации в Ираке, вполне понятна, но очевидно также и то, что точки в вопросе участия Ирана в иракском урегулировании все же не поставлено. По всей видимости, это связано с тем, что за свое посредничество иранские власти потребовали от США высокую цену, фактически увязав этот вопрос с перспективами дальнейшего развития своей ядерной программы. Другими словами, Вашингтон должен снизить накал страстей вокруг иранского кризиса и отказаться от санкций, и тогда Тегеран окажет американцам содействие в иракском вопросе.
     
Заминка в ядерном урегулировании

     Тот факт, что американцам не удалось «замять» переговоры между Ираком и Ираном по мирному урегулированию, был, однако, не единственным за последнее время проколом американской политики в отношении Ирана. Не менее негативным для США образом в настоящее время развивается ситуация вокруг иранской ядерной программы, поскольку вероятность введения антииранских санкций Советом Безопасности ООН остается крайне низкой.
     В этом контексте следует в первую очередь упомянуть о двух важнейших событиях, произошедших в минувший месяц. Первое – это то, что 23 ноября на сессии Совета управляющих МАГАТЭ был озвучен очередной доклад Мохаммеда Эль Барадея по Ирану, в котором описывался ход развития иранских ядерных разработок за последние три месяца. Среди новых моментов в докладе есть указание на запуск в октябре в Иране очередного каскада из 164 газовых центрифуг. Общий вывод доклада сводится к тому, что Тегеран в принципе выполняет Соглашение о гарантиях, однако более широкое сотрудничестве с различными службами МАГАТЭ не в состоянии прояснить многие вопросы и гарантировать, что иранская программа носит исключительно мирный характер.
     В то же время в докладе не оцениваются еще не реализованные планы иранского руководства установить к марту 2007 года 3 тыс. центрифуг по обогащению урана, а также завершить полный топливный цикл, то есть полностью овладеть процессом производства обогащенного урана. Ситуацию подогревает и то, что Ахмадинежад на прошлой неделе объявил о весьма амбициозных намерениях Ирана запустить около 60 тыс. центрифуг как одной из целей ядерной программы. В госдепартаменте США на это незамедлительно отреагировали, отметив, что такой шаг может привести «к иранскому атомному оружию, появление которого станет крайне дестабилизирующим событием на Ближнем Востоке». Напомним, что для функционирования ядерного реактора достаточно обогатить уран до 5%, тогда как для начинки атомной бомбы степень обогащения должна быть выше 80%.
     Другим важным событием стало рассмотрение в Совете Безопасности ООН в конце октября разработанного европейцами проекта санкций по Ирану. «Евротройка» (Франция, Германия и Великобритания) 25 октября представила новый проект резолюции СБ ООН по Ирану странам, имеющим право «вето» в Совбезе - России, Китаю, США, Великобритании и Франции. Пакет предлагаемых санкций предусматривал введение запрета на продажу Ирану ракетных и ядерных технологий, замораживание военных иранских счетов и ввод ограничений на выдачу виз для высокопоставленных иранских чиновников, имеющих отношение к ракетной и ядерной сферам. Напомним, вопрос о санкциях был вынесен в повестку дня СБ ООН в августе этого года после того, как Иран отказался выполнить резолюцию Совбеза о введении моратория на ядерные разработки.
     При рассмотрении «пакета санкций» Россия наряду с Китаем отвергла проект резолюции «евротройки». По словам главы российского МИДа Сергея Лаврова, проект резолюции, представленный 25 октября, «не отвечал ранее согласованной позиции России, США, Китая, Франции, Германии и Великобритании». «Наша главная цель состоит в том, чтобы воспрепятствовать попаданию в руки Ирана технологий по получению высокообогащенного урана, поддерживая при этом возможные каналы сотрудничества», - сообщил Лавров, мотивируя принятое решение.
     Примечательно, что России и Китаю в ходе рассмотрения иранского вопроса в СБ ООН удалось защитить свои интересы в области сотрудничества с Тегераном. Так, Россия сумела продемонстрировать мировому сообществу, что не собирается отступать от сотрудничества с Ираном в военно-технической и ядерной сферах, в частности по Бушерской АЭС, куда нашей страной инвестировано порядка 1 млрд. долларов. Китай в свою очередь проигнорировал негативное восприятие Вашингтоном заключения многомиллионных контрактов с Ираном на поставку в Китай иранской нефти.
     Вопрос, однако, состоит в том, как отреагируют американцы на возникшую заминку в урегулировании иранского кризиса. Нельзя не учитывать при этом, что проблема Ирана является чуть ли не вопросом номер один внешнеполитической стратегии республиканцев во главе с Джорджем Бушем, учитывая неоднократные обещания американского президента «противостоять оси зла» во главе с Тегераном и ставшие очевидными провалы в Ираке.
     
США склоняются к компромиссу?

     В принципе есть два возможных варианта реагирования США на возникший тупик в отношении принятия антииранских санкций: это принятие самостоятельного решения о нанесении ударов по иранским ядерным объектам и проведение компромиссной политики по иранскому вопросу. Относительно первого из этих вариантов большинство экспертов придерживаются мнения, что он вряд ли будет реализован. Сторонников нанесения ударов по Ирану в американской администрации и в военных кругах становится все меньше, хотя по этому поводу сохраняется некоторый ажиотаж в СМИ в полном соответствии с «политикой запугивания», о которой говорил Ахмадинежад. Продолжают настаивать на таком сценарии как единственном способе «предотвратить обретение ядерного оружия Тегераном» разве что некоторые израильские политики, в частности выступивший недавно с рядом жестких заявлений посол Израиля в США Даниэль Айалон. Одновременно, если проанализировать целый ряд событий последнего времени, можно заметить появление многих указаний на то, что Белый дом, скорее всего, склоняется к компромиссу по решению проблем иранской ядерной программы. По крайней мере вопрос об участии Ирана в поствоенном урегулировании в Ираке, очевидно, будет всерьез рассмотрен в администрации Буша с точки зрения всех «за» и «против». Ну и, наконец, шанс на то, чтобы доказать мирный характер своей ядерной программы, Ирану также, видимо, будет предоставлен.
     В то же время Соединенные Штаты явно не прочь застраховать себя от возможных непредвиденных обстоятельств, что ярче всего проявляется в продолжающихся попытках склонить на свою сторону по иранскому вопросу российский МИД. Важную роль в этом отношении сыграл саммит Организации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) с участием России и США, прошедший 17—19 ноября в Ханое.
     Несмотря на то что саммит был проведен вскоре после того, как Россия заблокировала в СБ ООН европейскую резолюцию по Ирану, это, однако, не помешало Соединенным Штатам поддержать подписание протокола о вступлении России в ВТО, а также выступить с рядом инициатив по иранской проблеме. В частности, Джордж Буш во время встречи в Ханое предложил создать на территории США ядерные центры по обогащению урана, которые могли бы передавать в другие страны с разрешения МАГАТЭ топливо для ядерных реакторов. Тем самым США фактически поддержали российский проект по созданию центров по обогащению в ряде стран мира, работающих под контролем МАГАТЭ. Однако согласится ли Иран на доставку ядерного топлива для своих реакторов из подобных центров, еще большой вопрос.
     С другой стороны, США в ходе саммита в Ханое заявили также об отмене санкций в отношении российского авиационного холдинга «Сухой», объявленных госдепом США в августе 2006 года в связи с заключением российско-иранского контракта о закупке Ираном 29 зенитно-ракетных комплексов «Тор-М1». Нельзя сказать, что победа российской стороны в данном случае была полной, так как на продукцию ФГУП «Рособоронэкспорт» американские санкции сохраняются по сей день.
     Несмотря на продолжающийся нажим со стороны США и Евросоюза, требующих отменить контракт по «Тор-М1», российские власти продолжают занимать последовательную позицию по данному вопросу. Так, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, комментируя контракт по «Тор-М1», заявил следующее: «Пока резолюция (CБ ООН. – М.Г.) не согласована, мы никаких действий по изменению планов нашего сотрудничества с Ираном предпринимать не будем. Эти планы будут по-прежнему реализовываться, ибо они полностью вписываются в международное право».
     Такую постановку вопроса поддерживает и иранская сторона. Не случайно и иранский президент, и представители иранского МИДа характеризуют Россию наряду с КНР как «главных друзей Ирана», подчеркивая при этом, что Исламская Республика Иран приветствует развитие различных направлений сотрудничества с этими странами. Равно как и российско-китайскую позицию в СБ ООН, ориентированную на «дальнейшие переговоры» в решении иранской ядерной проблемы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex