на главную страницу

8 Декабря 2006 года

Армия и общество

Пятница

Старый друг лучше новых двух

Андрей ДИЕВ,
эксперт Института геополитической информации «Энергия».



В начале этой недели в США побывал с официальным визитом премьер-министр Украины Виктор Янукович. Его поездка за океан не могла не оказаться в центре внимания аналитиков, что вполне естественно, учитывая особенности нынешней внутриполитической ситуации в этой восточноевропейской стране и ее важное значение в сложной геополитической игре мировых центров силы на постсоветском пространстве. Вполне объяснимо и то, что одной из основных тем для переговоров, помимо обсуждения совместных действий после принятия Украиной пакета законов, необходимых для вступления в ВТО, стали вопросы транзита энергоресурсов в Европу.

     В СВОЕМ выступлении в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне Виктор Янукович отметил, что его страна приветствует создание международных консорциумов и привлечение иностранных партнеров для создания новых путей, расширяющих транзитные возможности Украины. Киев, как следует из выступления Януковича, ведет переговоры о добыче углеводородов на территории России, Казахстана, Азербайджана, а также стремится возобновить высокий уровень энергетического сотрудничества с Туркменистаном и Узбекистаном.
     Премьер-министр, как сообщает ИТАР-ТАСС, заверил, что «Украина является надежным транзитером энергоресурсов в Европу» (на днях стало известно, что республика намерена модернизировать свою газотранспортную систему на участке Богородчаны - Ужгород в 2007—2008 годах, что гипотетически позволяет увеличить поставки газа в Европу на 20 млрд. кубометров). Он подтвердил сообщения о договоренности своей страны с Россией относительно цены на импортируемый газ в 2007 году (130 долларов за тыс. куб. м), но при этом опроверг предположения о неких возможных компромиссах в отношении газотранспортной системы, которая останется украинской.
     Накануне визита премьер-министра за океан его советник Константин Грищенко высказал предположение, что во время пребывания в США речь может пойти и о реализации проекта нефтепровода Одесса - Броды, поскольку этот нефтепровод «не может оканчиваться Бродами». Трубопровод, построенный Украиной на собственные средства и предназначавшийся, по замыслу инициаторов его строительства, для экспорта нефти из республик СНГ в Европу, пока используется, и то не на полную мощность, рядом российских компаний в реверсном режиме (т.е. нефть вместо поступления в Броды движется в обратную сторону).
     Для возобновления работы нефтепровода в изначально планировавшемся направлении требуется не менее 4,5—5 млн. тонн в год (плюс дополнительно 600 тыс. тонн нефти для заполнения трубы). Однако пока нет ясности, какой нефтью и для кого намерена наполнять трубопровод украинская сторона, если ей все-таки удастся договориться с Евросоюзом о его достройке до польского Плоцка.
     У российских компаний есть свои выходы на европейский рынок, в частности через Балтийскую трубопроводную систему, пропускная способность которой доведена в этом году до 74 млн. тонн. В результате реконструкции российский Приморск становится одним из крупнейших портов мира. Его мощность больше, чем нефтеперевалочные мощности Новороссийска, Туапсе, Одессы, портов Южного и Батуми вместе взятых.
     Украина пытается заинтересовать Азербайджан возможностью поставок нефти в Словакию и Чехию по проходящему через ее территорию трубопроводу «Дружба», нефтепереработкой на двух НПЗ, подключенных к трубопроводу Одесса – Броды, а также совместным использованием 600 автозаправочных станций, принадлежащих компании «Укртранснафта». Но Азербайджан ориентирован на наполнение нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан (мощность – 50 млн. тонн), в чем ему в ближайшие годы будет помогать Казахстан. Поэтому вряд ли Баку сможет участвовать в реанимации украинского проекта. У Киева остаются надежды на быстро растущую нефтедобычу в Казахстане. Однако и у Астаны есть свои альтернативные и экономически более выгодные проекты.
     МНОГОЕ, конечно, будет зависеть от «геополитического расклада» на постсоветском пространстве и от самих темпов освоения новых месторождений в Азербайджане и Казахстане. Если оптимистические сценарии все же верны, то в 2007 году в Азербайджане добыча нефти может составить 47 млн. тонн, а к 2010 году достигнет 65 млн. тонн. Еще большими экспортными возможностями будет, возможно, обладать Казахстан. К началу 2008 года добыча нефти на его крупнейшем месторождении Тенгиз выйдет на максимальные показатели – 26 млн. тонн в год (при нынешних 13 млн.), общая же добыча нефти может достигнуть к 2010 году 100 млн. т в год.
     Поэтому нельзя исключить, что какая-то часть азербайджанской и казахстанской нефти начнет поступать на европейский рынок не через турецкие проливы, а по украинскому трубопроводу Одесса – Броды как части проекта Евро-азиатского транспортного коридора. Для этого могут быть использованы ведущие к Черному морю нефтепроводы Баку – Супса (мощность до 10 млн. т), Баку – Новороссийск (5 млн. т), Тенгиз – Новороссийск (28 млн. т). Да и по мере разгрузки турецких проливов (благодаря трубопроводу до средиземноморского Джейхана и намеченному к постройке трубопроводу Бургас - Александруполис) появится возможность доставки танкерами в Одессу какого-то количества арабской нефти, например ливийской.
     Но это, повторим, лишь гипотетически. Основная слабость проекта Одесса – Броды – Плоцк – Гданьск - его бизнес-составляющая. Казахстанская нефть из-за четырехкратной перевалки нефти в каспийских и черноморских портах будет стоить дороже как минимум на 6—8 долларов за тонну. Да и неясно, кто станет потребителем дополнительных объемов нефти в Европе, которая благодаря современным энергосберегающим технологиям не так уж и нуждается в них. Все переговоры украинских представителей с поставщиками нефти для трубопровода Одесса - Броды и ее потенциальными потребителями остаются пока безрезультатными. Также безуспешны и усилия диверсифицировать поставки «черного золота» для самой Украины.
     ДЛЯ ЗДРАВОМЫСЛЯЩИХ украинских политиков и предпринимателей очевидно, что энергобезопасность страны может быть обеспечена в рамках сотрудничества с Россией. Поиск альтернативных источников углеводородного сырья, возможно, и необходим с прицелом на отдаленную перспективу, но в ближайшие годы экономика республики должна ориентироваться на российские нефть и газ. В год Украине требуется около 13 млн. нефти и 80 млрд. кубометров природного газа. По признанию украинских должностных лиц, страна, хотя и добывает некоторое количество углеводородного сырья (в частности, 4 млн. тонн нефти), на 75% зависит от импорта, прежде всего из России.
     Жизнь украинский экономике облегчает то обстоятельство, что через ее территорию в советское время были проложены экспортные нефте- и газопроводы в Западную Европу, по которым СССР при Леониде Брежневе стал исправно снабжать энергетическими ресурсами «загнивающий Запад». Сегодня газотранспортная система Украины, к контролю за которой официальный Киев пока не допускает российские компании, является, пожалуй, самой мощной в Европе (82% российского и среднеазиатского газа в страны Евросоюза идут через территорию Украины). Например, общая длина системы магистральных нефтепроводов составляет 4.570 км, а их пропускная способность - 100 млн. тонн нефти в год.
     В то же время нефтепровод «Дружба» , который в Киеве порой рассматривают как аргумент на переговорах с Москвой, постепенно утрачивает свое значение для российского бизнеса. Еще в 90-е годы появились альтернативные экспортные маршруты - прежде всего Новороссийский нефтяной порт и уже упомянутая Балтийская трубопроводная система. Вскоре появится, видимо, еще один альтернативный маршрут - нефтепровод Бургас (Болгария) - Александруполис (Греция). В последние годы через украинскую территорию прокачивалось в Западную Европу (ежегодно) порядка 16 млн. тонн, еще около 10 млн. тонн поступало на украинские НПЗ на переработку.
     ИМЕННО российская нефть обеспечивает сырьем довольно мощную украинскую нефтеперерабатывающую промышленность. На территории республики еще при СССР были построены шесть НПЗ и Щебелинский газоперерабатывающий завод (способен перерабатывать нефтепродукты), технологически ориентированных на нефть из России. Три из них - Одесский (принадлежит российской компании «ЛУКОЙЛ»), Лисичанский (англо-российская ТНК-ВР) и Кременчугский (российская «Татнефть») НПЗ контролируют 66% украинского рынка бензина и 51% рынка дизельного топлива. Общая мощность всех украинских НПЗ теоретически составляет 51 млн. тонн нефти в год, но практически из-за износа оборудования - не более 41 млн. тонн.
     Предприятия загружены не на полную мощность отчасти из-за падения спроса на их продукцию после развала Советского Союза, отчасти из-за более прибыльного ввоза в страну импортных нефтепродуктов. Весной прошлого года объемы внутренней переработки нефти упали из-за ликвидации 30-процентной пошлины на импортируемые нефтепродукты, вследствие чего российская и белорусская продукция оказалась на 40 процентов дешевле украинской.
     Сейчас треть нефтепродуктов, потребляемых в республике, завозится из-за рубежа, и правительством в Киеве поставлена задача увеличить загрузку НПЗ (уровень загрузки в этом году – 34–35%). Согласно официальной статистике за первые девять месяцев этого года НПЗ Украины переработали 11,2 млн. тонн (2,7 млн. тонн - украинская нефть, остальная – из России), что хуже показателей аналогичного периода прошлого года на 23%.
     Новых НПЗ на Украине пока строить не планируется, и правительством принимаются меры по модернизации имеющихся НПЗ. Для этого принято 8 законопроектов, которые призваны стимулировать развитие нефтепереработки в стране. Они предусматривают введение нулевой ставки пошлины и НДС на ввоз оборудования для реконструкции НПЗ. Два завода уже находятся на реконструкции - Херсонский (принадлежит российской группе «Альянс» совместно с «Казахойлом») и Одесский. Речь идет об увеличении глубины переработки до европейского уровня, чтобы выйти на качество топлива, принятое в странах Евросоюза. После завершения «ЛУКОЙЛом» реконструкции Одесского НПЗ глубина переработки нефти вырастет с 57% до 80%, а доля производства светлых нефтепродуктов увеличится с 43% до 65%.
     Российский нефтяной бизнес обладает, таким образом, в республике довольно прочными позициями. В частности, активно работает «ЛУКОЙЛ», который инвестировал в украинскую экономику страны 300 млн. долларов. Компания не только приобрела нефтеперерабатывающий завод в Одессе, но и построила около 190 автозаправочных станций. В ближайшие 4—5 лет «ЛУКОЙЛ» планирует вложить в Украину еще 700 млн. долларов, значительная часть которых будет направлена на реконструкцию и модернизацию Одесского НПЗ, а также на расширение сети своих автозаправок до 300—350. В прошлом месяце с.г. президент Украины Виктор Ющенко и президент компании «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов приняли участие в церемонии начала строительства нового завода по производству хлора и каустической соды в Ивано-Франковской области (создается на базе компании «Карпатнафтохим»).
     УКРАИНСКОЕ правительство не оставляет надежд привлечь Россию к развитию проекта «Одесса – Броды». России предлагается изучить вопрос о транспортировке нефти по маршруту Самара – Кременчуг - нефтетерминал «Южный». Однако проблема заключается в том, что пока пропускная способность приднепровских нефтепроводов (Кременчуг – «Южный») не позволяет пока реализовать это предложение.
     Главный камень преткновения в российско-украинских отношениях – «газовый». Если нефтепровод «Дружба» России не так уж и интересен, о чем говорилось выше, то без транзита через украинскую территорию «Газпром» обойтись в обозримом будущем вряд ли сможет. Транспортировать «голубое топливо» в Южную Европу через Турцию – это был бы самый крайний и очень затратный вариант.
     Выгодна транспортировка российского газа в Европу и Киеву. Платежи «Газпрома» за транзит приносят Украине немалый доход (в соответствии с подписанными с Москвой соглашениям на пять лет зафиксирована ставка транзита газа через территорию Украины - 1,6 доллара за 1 тыс. кубометров на 100 км). Кроме того, Киеву удается получать российский газ по довольно приемлемой по европейским меркам цене. В октябре достигнуты договоренности о поставках газа в 2007 году в объеме не менее 55 млрд. кубометров. В будущем году Украина планирует закупать и среднеазиатский газ (в прошлые годы республика потребляла его ежегодно до 35 млрд. кубометров), доставляемый через территорию России.
     Словом, сами экономические императивы «подсказывают» Киеву курс на развитие экономического сотрудничества с Россией. Разумеется, многое будет зависеть и от самой России, от дипломатичности и дальновидности ее крупных корпораций. Очевидно, что «газовые войны», даже победоносные, могут иметь самые неожиданные геополитические последствия. В связи с этим нельзя не отметить, что неожиданно для многих экспертов на пространстве СНГ в последние месяцы наметилось такое новое явление, как активизация контактов между Киевом, Баку и Минском.
     В конце ноября в Минске в период саммита СНГ прошла трехсторонняя встреча Александра Лукашенко, Виктора Ющенко и Ильхама Алиева, констатировавших, что у их государств есть серьезный потенциал для взаимодействия в сфере энергетической безопасности. Достигнута договоренность о создании рабочей группы по вопросам транспортировки каспийских энергоносителей в Европу. Речь идет о некоем «консорциуме экспортеров, транзитеров и импортеров нефти и газа».
     Очевидно, что такие тренды на постсоветском пространстве предоставляют мировым центрам силы известные возможности для новых геополитических комбинаций. Это, как представляется, ставит для России в повестку дня усиление координации зарубежных усилий государства и крупного бизнеса исходя из приоритета долгосрочных общенациональных интересов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex