на главную страницу

13 Декабря 2006 года

Специальный репортаж

Среда

Остров

Геннадий МИРАНОВИЧ, «Красная звезда».
Москва – Остров – Москва.
Фото Игоря ДЕТИНИЧА.



Остров – районный центр Псковской области. Расположен на реке Великой в 55 км южнее Пскова. В городе имеются предприятия машиностроения, электротехнической, легкой, пищевой и перерабатывающей промышленности. Население – 25 тыс. человек. Значительная его часть – военнослужащие и гражданский персонал местного гарнизона, основу которого составляют подразделения Межвидового регионального учебного центра, где готовят специалистов различного профиля для армии и флота. 10 декабря этому уникальному по своей специфике и единственному в наших Вооруженных Силах воинскому формированию, берущему начало от авиационной Школы мотористов, образованной в Красной Армии в 1926 году, исполнилось 80 лет.

     
У истоков

     Так вышло, что первым коренным жителем Острова, с которым меня познакомил начальник учебного центра (он же начальник гарнизона) полковник Олег Иваскевич, оказался глава районной администрации Алексей Иванович Афанасьев. Не знаю, преследовало ли гарнизонное начальство какие-то свои ведомственные интересы, организуя эту встречу, и удалось ли ему что-то решить, но лично для меня она была более чем впечатляющей.
     Во-первых, в рабочем кабинете главы администрации рядом с российским флагом красовался флаг белорусский, что уже само по себе грело мою ностальгирующую по малой родине душу. Как выяснилось, у Островского района есть побратим в Белоруссии – Городокский район Витебской области. Такой же небогатый, переживший долгую оккупацию и разруху и гордый своими традициями. Между ними давно уже существуют культурные, экономические и прочие взаимно полезные связи. Отсюда и белорусский флаг.
     А во-вторых… Мы застали хозяина кабинета опять же за крайне приятным для меня, хотя вроде как и не совсем обычным для чиновника районного масштаба занятием – он внимательно просматривал очередной номер «Красной звезды».
     - «Звездочку» читаю регулярно на протяжении уже многих лет, – улыбнулся Алексей Иванович, видимо, оценив неподдельное умиление на моем лице. – Чтобы быть в курсе. Ведь наш район, хоть он и сельский, можно сказать, самый военизированный в области. А Островский гарнизон уступает разве только Пскову. На параде 9 Мая у нас можно увидеть и моряков, и летчиков, и саперов, и связистов. Причем не привозных, а самых что ни на есть доморощенных.
     

     СПРАВКА. Кроме уже упомянутого учебного центра, в Островский гарнизон входят: единственный в России Центр боевого применения и переучивания летного состава морской авиации, части и подразделения специальных войск, Объединенный военный комиссариат и военный госпиталь.
     

     - Не скрою, в наших взаимоотношениях с военными присутствует и меркантильный интерес, – признался между тем Афанасьев. – Армия, что признано уже и руководством страны, вышла наконец из состояния элементарного выживания. Начинает повышаться и денежное довольствие военнослужащих. Следовательно, и у района, 60 процентов бюджета которого составляет подоходный налог, есть шанс стать богаче. Но дело не только в этом. Не надо забывать, что и начинался-то город наш с гарнизона. Почтение к ратным людям, интерес к военному делу испокон веков в крови островитян. У нас, например, практически не бывает проблем с призывом в армию. Нет их и сейчас, хотя в других местах (об этом, между прочим, я тоже узнал из «Красной звезды») многие призывники в предвкушении грядущего сокращения сроков службы стараются всеми правдами и неправдами не попасть в строй до весны.
     

     КСТАТИ. За вклад в организацию и проведение призыва граждан на военную службу в 2005 году глава администрации Островского района награжден Грамотой министра обороны России. В нынешнем году по этим показателям район также лидирует в области. Причем, кроме призывников, которые служат в разных уголках страны, он ежегодно поставляет контрактников в 14 частей и учреждений Островского гарнизона и части 76-й воздушно-десантной дивизии.
     

     Что же касается истоков гарнизона, то действительно, как и истоки самого города Острова, первое летописное упоминание о котором датировано 1341 годом, они уходят в глубь веков почти на семь столетий.
     По предположениям исследователей, где-то еще в эпоху Ледового побоища на небольшом островке среди реки Великой (отсюда и название «Остров») возникла крепость. Сначала она была деревянной. Но впоследствии, очевидно, с появлением у приходивших в русские земли захватчиков тяжелых «градобийственных» орудий ее переделали. В частности, в «Списке русских городов», составленном в конце XIV века, уже говорилось, что «Остров камен». Позже это подтвердили и враги. Секретарь походной канцелярии польского короля Стефана Батория ксендз Станислав Пиотровский в августе 1581 года записал в дневнике: «На полдороге от Пскова есть русская каменная крепость Остров… Замок построен на острове, среди реки, он большой, каменный и имеет каменные башни».
     Дошли до нас сведения, по которым в какой-то мере можно судить и о гарнизоне крепости. Вот строки из донесения островского воеводы Афанасия Хвостова царю от 27 июня 1631 года: «А в городе, государь, твоих государевых служилых людей 50 человек стрельцов, да 15 человек пушкарей, да посадских людей 4 человека. А в осадное, государь, время и островским служилым людям по смете, как ево можно осадить, прибавить ратных людей 250 человек».
     К сожалению, от самой цитадели, представлявшей собой, по оценкам специалистов, шедевр русского оборонного зодчества, практически ничего не осталось. Последние ее камни фашисты, оккупировавшие Остров в начале июля 1941 года (освобожден город был только в июле 1944-го), разобрали для строительства плотины и ремонта дорог. О том, что здесь стоял когда-то крупнейший форпост земли русской, напоминает лишь сохранившаяся до наших дней Николаевская церковь в Застенье (за стенами крепости), построенная в 1542 году. Как рассказал настоятель церкви отец Георгий, она уникальна еще и тем, что своей главной частью – алтарем – обращена не на восток, как другие русские храмы, а на север. То есть в ту сторону, где находится Псков, для защиты которого собственно и строилась крепость на острове.
     А вот какую историю услышали мы, когда, объезжая пределы гарнизона, побывали в гостях у отца Нифонта, настоятеля церкви Святителя Николая Чудотворца во Владимирце, что в нескольких десятках километров восточнее Острова. Оказывается, там, на берегу речки Лиственки, тоже была когда-то крепость. Но строили ее псковичи для защиты от кого бы вы думали? От своих же соседей, братьев-новгородцев, с которыми не раз потом плечом к плечу стояли против немецких и прочих рыцарей, а в минувшую войну – против фашистов.
     - Слава Богу, что сегодня от той междоусобицы остались только эти замшелые символы! – перекрестился отец Нифонт, указуя перстом на сохранившиеся кое-где элементы насыпного вала.
     - Для меня, как командира, служители храмов, расположенных на территории района, – это своего рода духовный спецназ, – признался позже полковник Иваскевич. – Среди обитателей гарнизона немало их прихожан, и роль священников в поддержании нормальной атмосферы в коллективе порой невозможно переоценить. Не говоря уже о том, что общение с такими людьми полезно и просто с познавательной точки зрения.
     Да, истлели, стали землей или разобраны на другие нужды камни многих русских крепостей. Но крепче камня память людская. В этом снова и снова убеждаешься, беседуя и с такими людьми, как Алексей Иванович Афанасьев, и со святыми отцами, и с ветеранами, и с молодыми воинами, которые сегодня несут службу на обильно политой потом и кровью островской земле.
     - Честно сказать, мне даже не всегда верят, когда слышат, что одним из наиболее посещаемых нашими курсантами мест в Острове является краеведческий музей, – поделился своими наблюдениями заместитель начальника учебного центра по воспитательной работе подполковник Валентин Лукьянчук. – А между тем это так. И идут ребята туда не только потому, что им по программе обучения положено знать историю края, где служат. На собственном опыте убедился: знакомясь с собранными там экспонатами, как бы наяву оказываешься у истоков славы русского воинства, в живую, что называется, соприкасаешься с его подвигами.
     Это правда. В музее ярко представлены и боевая история края, и героизм его защитников. Причем все это – результат, без преувеличения можно сказать, подвижнической работы, которую на протяжении многих лет ведет небольшая группа энтузиастов во главе с директором музея Петром Михайловичем Гринчуком. Только в нынешнем сезоне их поисковый отряд численностью 12 человек обнаружил останки 72 воинов, павших на псковской земле в годы Великой Отечественной войны. Одного из них – командира роты автоматчиков 811-го стрелкового полка 229-й стрелковой дивизии лейтенанта Самарина Трофима Васильевича, погибшего 23 июня 1944 года, поисковики уже идентифицировали с помощью специалистов по найденным при нем документам, наградам и медальону. А еще 11 человек, считает Петр Михайлович, могут быть опознаны с помощью Центрального архива Минобороны.
     Поиск же под девизом «Это нужно живым!» Гринчук и его команда, заручившись поддержкой начальника гарнизона, намерены вести и дальше.
     
Продолжение биографии

     В город Остров 32-я Военная школа по подготовке сержантов (так в последнее время называлась бывшая Школа мотористов) перебазировалась из Подмосковья в 1961 году после того, как ее из состава ВВС передали Ракетным войскам стратегического назначения. Установку же на подготовку специалистов для зарождавшегося тогда грозного вида Вооруженных Сил школа получила еще в 1958 году. В соответствии с этим был утвержден ее новый штат, увеличен срок обучения. 31 декабря 1959 года министр обороны СССР Маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский подписал приказ о передаче школы в состав РВСН, а 28 июля 1961 года было принято решение о преобразовании ее в Учебный центр Ракетных войск.
     Вместе с боевой биографией новому формированию предстояло унаследовать и славные традиции бывшей авиационной школы. А они ко многому обязывали.
     

     СПРАВКА. Только за время Великой Отечественной войны 32-я Школа младших авиаспециалистов ВВС Красной Армии (это наименование ей было присвоено в феврале 1944 года) дала фронту более пяти тысяч выпускников. Многие из них стали Героями Советского Союза, тысячи удостоены государственных наград. Всего же с момента создания школы по 1961 год в ней прошли обучение десятки тысяч специалистов.
     

     Не на пустом месте проходило становление новой «учебки» и в плане обустройства. Она обосновалась в военном городке, где дислоцировалась ракетная дивизия. Это было полезным и с точки зрения ее комплектования преподавательским составом. Ведь смена профиля требовала не только новых подходов к подготовке специалистов, поиска в методике, организации учебно-воспитательного процесса, но и соответствующих кадров.
     Да и неординарные, прямо скажем, задачи довелось вскоре решать коллективу. Вот лишь несколько примеров, которые привел в связи с этим полковник Иваскевич, перелистывая страницы юбилейного буклета, выпущенного к 80-летию учебного центра. В 1967 году на его базе прошли тридцатидневный курс обучения 33 командира ракетных дивизий, 16 офицеров КГБ СССР, 20 слушателей Военной академии химзащиты, 3.113 студентов гражданских вузов. За восемь лет (с 1964 по 1972 год) учебный центр подготовил более тысячи младших офицеров. И все это наряду с плановой учебой курсантов, рекордное количество которых (3.703 человека) было выпущено в 1978 году.
     - Так что нам есть чем гордиться и чем дорожить, – подытожил начальник учебного центра экскурс в «ракетную» историю своего коллектива.
     Кстати, сам он тоже из ракетчиков. В учебный центр пришел с должности командира стартовой батареи в 1990 году, когда здесь под руководством начальника инженерной службы РВСН генерал-майора Виталия Лысова уже вовсю развертывалась база для подготовки специалистов инженерных войск. Похожая биография и у подполковника Лукьянчука, начинавшего службу в Острове еще раньше помощником начальника политотдела ракетной дивизии по комсомольской работе. Вообще большинство офицеров учебного центра – профессиональные ракетчики. Некоторые уже не в первом поколении. Максимовы, Пашистые, Самсоненко, Макаренко – это лишь несколько «стратегических» династий, которые навскидку назвала мне председатель женсовета Наталья Пизнюр.
     - А есть еще такие, – продолжала она загибать пальцы, – как Левченко, Красовы, Сапожниковы, Макарчуки и другие, которые служат здесь целыми семьями…
     У самой Натальи Викторовны муж подполковник, сын – курсант училища ракетных войск. Естественно, как и все матери, она мечтает, чтобы после выпуска тот служил в родном гарнизоне. О том же, куда податься самим после службы, они с мужем пока не думали.
     А вообще-то многие, выйдя на пенсию, так и оседают в Острове. Служивые здесь востребованы. Начальник местной КЭЧ подполковник Михаил Куринков, например, откровенно признался, что именно таких кадров в его хозяйстве не хватает. Хозяйство же, надо сказать, немалое. Кроме Островского гарнизона, КЭЧ обслуживает несколько спецобъектов и 13 военкоматов юга Псковской области. А это 612 зданий, в том числе 160 жилых домов, более 120 километров тепло- и водопроводных сетей, 7 котельных, большинство которых работают на угле и дровах. И все функционирует без сбоев, по словам Куринкова, во многом благодаря исключительно добросовестному отношению к делу ветеранов коллектива. Таких, как Алла Ивановна Петрова, Василий Евдокимович Нехаев, Геннадий Викторович Чернокозов и другие. Все они старожилы гарнизона. Руководители структурных подразделений КЭЧ – бывшие офицеры.
     Тем не менее в одном из военных городков вдруг довелось увидеть, как вместо обучения курсантов своему предмету офицер-преподаватель занимается латанием прорех на прохудившейся крыше учебного корпуса. Впечатляющая, надо сказать, была картина – майор с молотком в руке сидит на крыше, а курсанты подают ему снизу доски.
     – Не удивляйтесь, – успокоил меня начальник гарнизона. – Дело в том, что некоторые из 125 зданий и сооружений, которые у нас на балансе, построены в 1936 – 1954 годах. На текущий же ремонт всего этого достояния нам отстегивают аж 3,5 миллиона рублей, в то время как на одну эту крышу надо около четырех миллионов. Вот и выкручиваемся, как можем. После того как полностью перешли на подготовку специалистов инженерных войск, стало легче. То мост для района построим, то еще что-нибудь. И нам выгода – заодно с учебой какие-никакие деньги зарабатываем, и население довольно. А майор на крыше – это чтобы меньше риска было…
     

     СПРАВКА. По просьбе губернатора Псковской области, глав администраций районов и в соответствии с указаниями командующего РВСН военнослужащими учебного центра построены: в январе 2001 г. – низководный деревянный мост длиной 13,5 м и грузоподъемностью 15 т через реку Вревка, в июле 2005 г. – такой же мост длиной 38 м и грузоподъемностью 60 т через реку Утрая в Островском районе, в мае 2006 г. – низководный деревянный мост длиной 37 м и грузоподъемностью 60 т в деревне Чернецово Невельского района.
     

     
Что такое кранодром?

     Итак, бывшая Школа мотористов сегодня – это мощнейший учебно-методический комплекс, который позволяет готовить специалистов инженерного профиля практически для всех видов Вооруженных Сил. Более 150 специализированных классов,
     9 учебных пунктов технического обслуживания, 4 учебно-тренировочных комплекса, автодром, геодезический городок, войсковое стрельбище, тактическое поле – это лишь малая часть его учебной базы. Причем многие объекты созданы за последние годы руками самих преподавателей. В частности, за счет использования тренажеров, в разработке которых приняли участие майоры Валерий Быков, Павел Васильев и другие преподаватели цикла практической подготовки механиков-водителей гусеничных путепрокладчиков, где начальником подполковник Валерий Красов, достигнута значительная экономия государственных средств.
     Рассказывают, что один академик, увидев все это великолепие в действии, буквально потребовал, чтобы офицеры немедленно приступили к написанию кандидатской диссертации.
     - Не знаю, как с кандидатской, но то, что каждый из наших преподавателей – профессор в своем деле, могу утверждать однозначно, – заметил по этому поводу полковник Иваскевич.
     Признанием высокого уровня преподавания в учебном центре является и то, что он прошел лицензирование и имеет право работать по программам общегосударственных образовательных стандартов по пяти специализациям. Сегодня, когда в рамках национального проекта «Образование» идет поиск военных учебных центров, где юноша мог бы приобрести и гражданскую специальность, думается, не мешало бы взглянуть и на островскую «учебку». Разве не пригодятся на «гражданке» машинисты автогрейдеров, экскаваторов, автомобильных кранов, бульдозеристы, аккумуляторщики и другие специалисты, которых здесь с успехом готовят уже не один год?
     И не просто готовят. Здесь они закаляются духовно и физически, здесь они обретают мужество. Разве не об этом говорит, например, тот факт, что среди бойцов 6-й роты 104-го парашютно-десантного полка, павших в неравном бою с бандитами в Аргунском ущелье в марте 2000 года, были и выпускники из Острова? Вот строки из письма одного из них, рядового Дмитрия Иванова, которое он написал своему бывшему командиру майору (теперь уже подполковнику) Сергею Казакову незадолго до гибели: «Вы, товарищ майор, скажите всем «духам», чтобы лучше учились, им это действительно пригодится, не дай Бог, попадут, как я». Не обращая внимания на терминологию, согласимся, что это слова не солдата-первогодка, а зрелого мужа.
     Перевод учебного центра на инженерный профиль потребовал по-новому подойти и к подбору кадров. Теперь среди молодых офицеров есть выпускники инженерных, автомобильных и других не ракетных вузов. Но есть и «чистые» ракетчики. Как, например, выпускник Пушкинского военного института радиоэлектроники Космических войск лейтенант Сергей Барковский. В бытовом плане все у него складывается прекрасно. В недельный срок (кстати, как и всем семейным лейтенантам) дали отдельную квартиру, жена уже устроилась на работу. А вот с вхождением в должность есть нюансы. Специальность у Барковского – инженер стартовых комплексов. Командовать назначили взводом, где готовят водителей БАТ. Что такое БАТ? Вот здесь-то и обнаружились «нюансы».
     - Вы знаете, только здесь услышал слово «кранодром» (оказывается, есть такое учебное место для подготовки водителей автокранов), – чуть смутившись, признался лейтенант, – а что такое БАТ, до сих пор не расшифровал.
     …Командировка подходила к концу. Последней учебной точкой, куда мы приехали с полковником Иваскевичем, был как раз тот самый кранодром. Там вовсю кипела работа. Под руководством преподавателя цикла практической подготовки капитана Константина Четвернина курсанты учились переводить кран из походного положения и обратно, перемещать различные по весу и габаритам грузы.
     Рядом, натужно ревя моторами, преодолевали препятствия на маршруте вождения огромные машины с различным навесным оборудованием. Вдруг одна из них остановилась, из кабины выпрыгнул офицер и направился в нашу сторону. Это был Сергей Барковский.
     - Вот это и есть БАТ! – улыбаясь, доложил он. – Большой артиллерийский тягач – путепрокладчик.
     Значит, одним «нюансом» в становлении офицера стало меньше. Что ж, в добрый путь!

     На снимках: На командном пункте.
Огневая пдготовка.
Первые шаги сапера.
«Добро пожаловать, товарищи лейтенанты!».
Бульдозеристы.
Аэродром.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex