на главную страницу

20 Декабря 2006 года

Армия и общество

Среда

Завтрашние рабочие востребованы уже сегодня

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».



Дефицит кадров – хроническая болезнь «оборонки». Остро ощущается он и на многих петербургских предприятиях. Хотя еще лет 20—25 назад в город на Неве приезжали перенимать опыт со всей страны – здесь была создана лучшая в стране система профессионально-технических училищ. Но сегодня, после постперестроечной паузы, в Петербурге вновь развернули интенсивную работу в сфере начального профессионального образования (НПО). Что нового здесь появилось? Есть ли реальные подвижки к лучшему? Об этом наш корреспондент беседует с заместителем председателя комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга полковником запаса Степаном ЖОЛОВАНОМ.

     - Степан Васильевич, еще не так давно система НПО в городе на Неве включала порядка полутора сотен образовательных учреждений. Сегодня их стало меньше. Удалось повысить за счет этого качество обучения?
     - Безусловно, и это позволило нам провести оптимизацию: было 148 учебных заведений, а стало 68. Но за данным шагом лежит отнюдь не только чисто количественная сторона – мы решаем задачу постепенного повышения качества профессионального обучения: объединяются лучшие педагогические кадры, аккумулируются ресурсы – нет их прежнего распыления.
     Работа ведется в рамках реализации принятого 7 декабря 2004 года постановления правительства города о развитии системы начального профессионального образования на период до 2008 года. Главная идея этого документа – перевод профессионального образования на рельсы рыночной экономики. То есть ориентиры определят спрос и предложение. Сейчас есть спрос на рабочие профессии, в том числе и на предприятиях ОПК. Значит, ему должно удовлетворять и предложение. Понятно, что подготовка кадров, мало изменившаяся с 60-х годов ХХ века, не вызывала энтузиазма у работодателей. Поэтому нужны были изменения.
     Речь идет не о сокращении учебных мест, а о модернизации путем объединения образовательных учреждений. Сейчас городская система НПО рассчитана на 45 тысяч учебных мест. При этом мы можем учить не только вчерашних школьников, но и взрослое население. Так, на 1 сентября обучение прошли 12 тысяч человек, а к концу года эта цифра возрастет до 15 тысяч. Практически наши образовательные учреждения превращаются не только в центры профобразования для юношей и девушек, но и в центры профподготовки для взрослых.
     - Если можно, об этом поподробнее. Что включает такая профессиональная подготовка?
     - Во-первых, повышение квалификации рабочего персонала – мы сотрудничаем с рядом предприятий. Во-вторых, по направлению службы занятости здесь можно бесплатно получить специальность. Правда, тут нужно соответствовать определенным критериям. Тем не менее таких за минувший год было порядка 300 человек. В-третьих, значительная часть взрослого контингента получает профессиональное образование платно. О чем речь? Приходит, к примеру, слесарь, которому необходимо повысить квалификацию – получить очередной разряд. Соответствующий курс подготовки предоставляет то или иное учреждение НПО. Да, человек его оплачивает (порой это делается за счет предприятия-работодателя), но затраты окупаются – с повышенным разрядом специалист, как правило, находит работу с большим заработком.
     - Вы упомянули рациональное использование ресурсов. Что имеется в виду?
     - Созданы отраслевые ресурсные центры, объединяющие несколько однопрофильных учреждений НПО. Это позволяет улучшить учебно-производственную базу одного из училищ, колледжей или лицеев, а впоследствии на должный уровень подтянуть и все остальные. В частности, в судостроении ресурсным центром стало ПУ № 25, вокруг которого объединились еще три училища. Здесь повышают квалификацию мастера. Учащиеся отрабатывают темы, требующие более сложного оборудования.
     В упомянутом ресурсном центре в ходе дополнительного образования проходят обучение и практику студенты Санкт-Петербургского морского технического университета. Это целевой заказ «Адмиралтейских верфей»: на предприятии считают, что, прежде чем стать инженером, студент сначала должен постичь рабочую профессию – знать свое дело с азов. Тогда у будущего организатора производства появится совсем иное отношение к труду рабочего. Сейчас там обучаются несколько десятков студентов – занятия в течение двух лет один раз в неделю.
     - Что еще отличает нынешние учреждения НПО?
     - Одна из их особенностей – развитие системы услуг. То есть учебно-производственные мастерские имеют двойное назначение: и чисто учебное, и производственное – выпускается востребованная рынком продукция. Посмотрите на выставках: профессиональные училища демонстрируют по нескольку десятков различных изделий. Выпускается свыше 800 видов различной продукции! Необязательно в большом количестве – иной раз заказчику требуется минимум: условно говоря, нужны не сотни шестеренок, а всего несколько штук. Такую штучную работу вполне осилят в учебно-производственных мастерских. В 2004 году доходы от предпринимательской деятельности учреждений НПО составили 101 млн. рублей, в 2005-м – 208 млн. рублей, а в 2006 году эту цифру предполагается увеличить. Часть доходов пойдет на решение актуальных задач, в частности на компьютеризацию.
     Хотя самое главное – мотивация. Ребята видят, что они делают деталь или изделие не для того, чтобы потом их выбросили в корзину, – это кому-то нужно. Опять же каждый стремится сделать вещь на совесть.
     Кстати, в этом году после 11 классов в учебные заведения НПО пришли 16 процентов выпускников.
     - В прежние времена почти за каждым ПТУ шефствовал промышленный гигант – оказать поддержку учебным заведениям считалось делом чести. Есть ли подобные примеры в условиях рыночной экономики? Помогают ли заводы в трудоустройстве?
     - Есть и примеры, и понимание необходимости более тесных контактов с профильными учреждениями НПО. Яркий пример – то же ФГУП «Адмиралтейские верфи». Это предприятие даже в самые трудные времена не забывало о помощи учебным заведениям в подготовке кадров. Недавно передало ПУ № 25 полностью оборудованную мастерскую. В результате на заводе нет кадрового голода. Такое внимательное отношение чаще всего присуще именно предприятиям «оборонки».
     Если же говорить о перспективах трудоустройства, то завтрашние выпускники системы НПО востребованы уже сегодня. Это стимул как для самих учащихся, так и для их наставников: квалифицированный специалист всегда обеспечит себе достойное будущее.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex