на главную страницу

20 Декабря 2006 года

Фан-клуб

Среда

Иван ЕДЕШКО:
Мы не понимали, что вошли в историю

Записал Андрей КУРНЯЕВ. Фото автора.



Заслуженного мастера спорта, заслуженного тренера СССР Ивана ЕДЕШКО я застал в тренировочном зале детско-юношеской школы «Глория», когда он учил 10-12-летних мальчишек играть в защите. Олимпийского чемпиона пригласили помочь подготовить группу к показному занятию на семинаре детских тренеров. Стоило видеть, как энергично и увлекательно он вел занятие. У ребят горели глаза, старались они изо всех сил. На скамейках собрались зрители со всей школы… А потом Иван Иванович рассказал мне о своем сегодняшнем житье-бытье, вспомнил годы, проведенные в составе ЦСКА и сборной СССР, в том числе и легендарный олимпийский финал 1972 года.

     
Жизненный выбор

     Мне лично было очень приятно, что накануне празднования юбилея отечественного баскетбола, по результатам голосования болельщиков, я был назван в пятерке лучших за эти сто лет игроков. Признаюсь, не ожидал. Но народ так решил, и в свои 61 год я переживаю один из самых прекрасных моментов в жизни. Эта оценка очень важна, потому что баскетболу я посвятил многие, лучшие свои годы. Значит, я жил и делал свое дело хорошо. Это ли не подтверждение правильности моего жизненного выбора?
     Позже, когда я вместе с Гомельским работал тренером сборной, мы выигрывали чемпионаты мира и Европы. Будучи главным тренером ЦСКА, я в 1991/92 годах выиграл первый чемпионат России. Поэтому считаю, что и в качестве наставника проявил себя достойно.
     У меня часто спрашивают: «А не считаете ли вы, что рано родились?» Дескать, сейчас я, как игрок, зарабатывал бы очень хорошие деньги, может, пробился бы в НБА и вообще не знал бы проблем… Да нет, не считаю я так! Не мы выбираем время – оно выбирает нас. Я ни о чем не жалею. Мы знали, за что сражались, и я не отказываюсь от идеалов своей юности.
     
Учителя

     За все годы были два тренера, которые оставили глубокий след в моей жизни. Это Кондрашин и Гомельский. Я считаю себя их учеником. Они были лучшими. При том, что, как известно, исповедовали разные взгляды на тактику, комплектование команды. Требовали по-разному…
     Я считаю, что настоящий, хороший тренер должен помимо других качеств обладать умением максимально раскрывать возможности игроков. Иногда средний баскетболист, если его тренер раскроет на 80-90 процентов, действует на площадке лучше, полезнее, чем сверходаренный, но не проявляющий себя полностью. Кондрашин отличался как раз тем, что у него игроки раскрепощались и выдавали лучшее, что им дала матушка-природа. Во многом за счет этого блистал в то время ленинградский «Спартак». Ведь там был только один игрок уровня сборной – Саша Белов. Но как выступала команда! Становилась чемпионом СССР. А тогда конкуренция была в первенстве страны намного выше, чем сейчас. Гомельскому было легче, к нему в ЦСКА в буквальном смысле слова, через военкомат, призывали лучших баскетболистов со всего Советского Союза. У Александра Яковлевича набиралось пять человек, попадавших в сборную, и он, надо признать, здорово умел поставить игру. Работать с великими игроками – это своего рода искусство. А Владимир Петрович Кондрашин еще как-то по-особому чувствовал игроков. Каким образом – непостижимо. Но даже его «середняки» творили невозможное. И замены у него были странные. Многие пытались копировать Кондрашина, но безуспешно!
     Владимир Петрович Кондрашин не был материалистом. Если Гомельский сам себя сделал тренером – самообразованием, силой характера, то Кондрашин был тренер от Бога. Он раскрыл талант Александра Белова. Не думаю, что это удалось бы другому наставнику. И Саша считал его вторым отцом. Хотя любимчиком у Кондрашина он не был. Наоборот, тренер гонял его больше других, порой просто уничтожал – так, что все диву давались.
     В том, что меня избрали лучшим защитником столетия, я вижу огромный вклад Владимира Петровича. Он полностью доверял мне. В 1970 году, когда Кондрашин сменил Гомельского на посту старшего тренера сборной, он сразу привлек меня в состав, хотя мне было уже 25. Александру Яковлевичу после этого говорили: «Где же раньше был Едешко, который теперь творит чудеса в сборной?» Но Гомельский, назначенный тогда тренером ЦСКА, оставался при своем мнении, поэтому в сборной я играл в стартовой пятерке, а в армейской команде лишь выходил на замену.
     Что поделаешь, у каждого наставника свое видение оптимального состава. И все-таки по прошествии времени кое-что видится иначе. Вот и Александр Яковлевич несколько лет назад в какой-то телепередаче признал: «Если в футболе был Бобров, то в баскетболе – Едешко. Я часто его не понимал, не ставил в состав, потому что он часто терял мячи. Но Едешко делал баскетбол зрелищным». Гомельский был жестким тренером. Он говорил: «Пусть меня ненавидят, но уважают». Мы же держались независимо, тянулись в семьи. Однако преклонялись перед ним как специалистом.
     И потом, когда довелось работать с Гомельским в сборной, отношения с ним складывались непросто. Хотя сейчас понимаю, что напрасно я демонстрировал характер. Это все были амбиции молодого человека.
     
Эпоха

     Это были две великие команды —ЦСКА и сборная СССР. В ЦСКА мы жили как единый, сплоченный организм, что очень помогало. Не случайно же в 1971-м стали лучшими на континенте, выиграв Кубок европейских чемпионов. Мы сражались не за деньги. Главным было – честь клуба, престиж советского спорта. Так же и в сборной СССР. Тогда и не могло быть иначе.
     Не буду пересказывать подробности олимпийского финала 1972 года в Мюнхене, только замечу, что, вырвав на последних секундах победу, мы не понимали, что вошли в историю. Тогда мы и не могли этого осознать, потому что вообще не задумывались о таких вещах. А уж во время матча – тем более! Была напряженная концовка после того, как мы растеряли преимущество в восемь очков. Требовалось в оставшиеся три секунды что-то предпринять. Специально каких-то таких комбинаций мы не наигрывали, но кто-то обладал хорошим пасом, кто-то – хорошим броском. И, конечно, Кондрашин при том творившемся в зале ажиотаже четко и ясно распределил: кто должен давать пас, кто – забивать. Так и вышло: я через всю площадку отдал пас Саше Белову, он – забил.
     Для американцев, привыкших побеждать, это был холодный душ. Они так и не смирились со своим поражением, к 30-летию матча выпустили фильм. Он у меня есть, причем, наверное, единственная копия в России. Вначале показывают сейф, где лежат серебряные медали американцев, от которых они отказались, потом – кадры, символизирующие «холодную войну», и – спорные моменты матча, мол, как грубо мы играли. Критикуют своего тренера Хенка Айбу, который неверно построил тактику. Есть там и кадры о захвате в заложники израильских спортсменов… Эта трагедия, конечно, всех потрясла. Но со спортивной точки зрения Олимпиада в Мюнхене прошла отлично. Она запечатлелась в истории яркими выступлениями Валерия Борзова и Ольги Корбут, американского пловца Марка Спитца и нашей победой в баскетбольном финале.
     
Новые времена

     Через четыре года Кондрашина сняли с работы за то, что сборная заняла в Монреале третье место. Вот какой высокой тогда была планка. А сейчас мы радуемся тому, что пробились на чемпионат Европы! Ну не позор? Нужно возрождать отечественный баскетбол, его тренерскую школу. И я думаю, что сейчас мог бы приносить много больше пользы, если бы был по-настоящему востребован. Я отношусь к себе вполне критически, тем не менее чувствую, что мои знания и опыт пригодились бы сейчас. Да и силы еще есть. Поэтому на мне рано ставить крест. Но в нашем баскетболе засилье иностранных тренеров. Я не имею в виду Ивковича и Мессину, они настоящие специалисты. Однако таких раз, два и обчелся, а приезжают в основном непонятно кто. При этом наши остаются не у дел. Тем более те, кому уже 55-60. При такой политике омоложения можно вместе с водой выплеснуть и ребенка.
     Но я не опускаю руки, я перешел несколько в другое качество – работаю над выпуском учебных видеоматериалов для наших тренеров. Они в этом нуждаются, особенно на периферии. Я уже выпустил пять таких материалов. По линии Федерации баскетбола помогаю проводить учебно-методические занятия. То, что регулярно проводятся семинары тренеров, обнадеживает. Пора возрождать все то лучшее, что было растеряно за последние 15 лет. И может быть, через эту работу я смогу вернуться в «обойму» настоящих тренеров.
     На снимке:Иван ЕДЕШКО проводит занятие в школе «Глория».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex