на главную страницу

23 Декабря 2006 года

Планета людей

Суббота

Куда пойдет Туркмения?

Вадим МАРКУШИН



     Внезапный уход Сапармурата Ниязова поставил политический мир, включая, разумеется, Москву, в режим напряженного ожидания. До сего времени нейтральная, дружески настроенная по отношению к России страна буквально в ближайшие дни может сделать весьма значимый шаг в ту или другую сторону.
     Существует, конечно, и третий вариант: официальный Ашхабад останется там, где он есть, переняв от почившего вождя линию на поддержание спокойных, ни к чему не обязывающих связей с внешним миром. Есть основания надеяться именно на такой событийный ход, тем более что о преемственности курса туркменбаши сейчас говорят первые лица в правительственном кругу. На это же рассчитывают и в Кремле. Как заявил помощник Президента РФ Сергей Приходько, в Москве исходят из того, что «новое руководство Туркмении будет строить свою деятельность в интересах туркменского народа и работать на укрепление двусторонних связей».
     Как бы то ни было, резкое оживление взоров в сторону Туркмении налицо. Уже утром в четверг проснувшаяся Европа с присущим ей умением произносить приятные вещи в нужный момент заговорила об открывающейся «демократической перспективе» для туркменского народа. И хотя официальных соболезнований от Европейского союза не последовало, комиссар по внешним связям ЕС Бенита Ферреро-Вальднер заявила: «Мы надеемся, что Туркменистан снова встанет на путь демократии, как только новый лидер страны примет полномочия».
     Незамедлительно к Евросоюзу присоединилась несколько позже отошедшая ото сна Америка. И тоже в таком духе: о демократии, об уважении чаяний туркмен, о «совпадающем стремлении» обеспечить в Центральной Азии мир и порядок. Официальный представитель госдепартамента США Шон Маккормак, в частности, выразился следующим образом: «Сейчас, когда туркменский народ будет размышлять о своем будущем, США и, как я уверен, другие страны тоже будут с ним, чтобы оказывать содействие, которое будет подобающим и с которым будут согласны как туркменский народ, так и другие правительства».
     Ничего не скажешь, быстрота реагирования политических элит Запада на изменяющуюся обстановку остается завидно высокой. За этим, естественно, стоят бесперебойная экспертная работа по отслеживанию событий в разных уголках планеты и готовность оперативно предлагать оценки и выводы. На сем, как говорится, стоит вся передовая дипломатия.
     В этом смысле можно без особых сомнений предположить, что для российской дипломатии сегодня пробил звездный час. Точнее, звездным он только может стать, если наши профи сумеют использовать в «интеллигентной» борьбе с американскими и европейскими коллегами очевидные преимущества России. То есть в первую очередь фактор исторической, географической, хозяйственной, культурной, духовной, человеческой, даже порой родственной близости.
     Как это ни странно, но сплошь да рядом этот, казалось бы, первостатейный фактор на пользу России не играл. Либо играл никудышно, с потугами, натыкаясь на массу всяких пустяков, из которых мгновенно вырастали проблемы и дилеммы. Примеры приводить нет смысла, они были и остаются у всех на виду и на слуху. Теперь, когда вроде бы наметилась благоприятная перемена в положении России на мировой арене, когда увереннее и авторитетнее зазвучал ее голос, мы вправе надеяться на то, что досадные геополитические утраты перестанут быть следствием субъективных промахов («хотели как лучше, получилось как всегда»).
     Стран, занимающих в том или ином регионе важное стратегическое положение, немало. Однако Туркмению можно смело выделить в особый, приоритетный ряд значимых региональных игроков. Достаточно бросить беглый взгляд на политическую карту и просмотреть данные о наличии углеводородных ресурсов, чтобы сразу оценить значение этой страны в энергетическом пространстве огромного региона.
     От того, как поведет себя новое руководство в Ашхабаде, в частности, какую политику цен на газ будет проводить, в некоторой мере зависит и прочность позиций России на рынке энергоресурсов. Именно в некоторой мере, как полагают российские эксперты. Но ведь всякое общее состоит из частностей, причем иная частность способна проявлять себя так, что вокруг нее возникают весьма странные и неожиданные вещи.
     В данный момент Туркмения находится в известной растерянности. Ей нужен новый лидер. Предстоят выборы, а опыта в их проведении практически никакого. Иностранная помощь, не станем в этом сомневаться, будет предложена быстро. Столь же быстро, видимо, надо действовать и российским политикам.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex