на главную страницу

23 Декабря 2006 года

Память

Суббота

Подвиг в Брюсселе

Владимир АЛЕКСЕЕНКО, председатель исполкома Ассоциации по связям с соотечественниками.



     Делегация Ассоциации по связям с соотечественниками за рубежом (Ассоциация «Родина») посетила Бельгию, чтобы отдать должное памяти нашей соотечественницы Шафровой-Муратаевой Марины Александровны, совершившей 8 декабря 1941 года подвиг, который бельгийцы, и не только они, помнят до сих пор.
     Дочь русского эмигранта капитана 2 ранга Александра Шафрова Марина родилась 30 марта 1908 года в Ревеле, окончила там 5 классов гимназии и устроилась работать на текстильную фабрику. В 1929 году семья переехала в Бельгию, где Марина тоже работала на фабрике.
     В 1931 году она вышла замуж за Юрия Муратаева, мать которого, актриса Малого театра, переселилась к сыну в Брюссель. В 1932 году в семье родился сын Никита, а в 1938-м – Вадим.
     В 1939 году Юрий Николаевич Муратаев обратился в советское консульство в Париже, поскольку в Брюсселе не было ни посольства, ни консульств, с просьбой выдать на семью советские паспорта, чтобы вернуться в СССР. Паспорта были получены. Юрий Николаевич хранит их до сих пор. Но вернуться Муратаевы не успели: Бельгию оккупировали гитлеровцы.
     Марина Муратаева сразу же развернула среди населения, прежде всего русских эмигрантов, пропагандистскую работу. Она, записывая сводки Совинформбюро, переводила их на французский язык, размножала на печатной машинке и вечерами разбрасывала в городе.
     В октябре 1941 года Марина и Юрий вступили в ряды «Бельгийской армии партизан» и занялись подрывной деятельностью: на шоссе и дорогах разбрасывали металлические шипы, прокалывали шины, поджигали бензоцистерны.
     Немецкие полчища между тем приближались к Москве, над СССР нависла смертельная опасность. Марина решила осознанно пойти на самопожертвование.
     8 декабря 1941 года перед зданием немецкой комендатуры она ударом ножа ранила майора, заместителя военного коменданта Брюсселя, который вскоре скончался. Героине удалось спрятаться. 9 декабря оккупанты схватили в Брюсселе 60 заложников и объявили, что если до 17 декабря нападавший не будет найден, их расстреляют. Марина, мать двух малолетних сыновей (Никите было 9 лет, Вадиму – 3 года), 16 декабря отправилась в центр города, чтобы сдаться, не допустив гибели 60 заложников. Встретив первого немецкого офицера, она вновь пустила в ход нож.
     Военный суд приговорил Муратаеву к смертной казни, но военный губернатор Бельгии генерал Фолкенхаузен, боясь волнений и усиления сопротивления, отказался утвердить приговор. Марину отправили в Германию, в Кельне судили повторно и еще раз приговорили к смерти.
     В последнем письме, датированном 9 февраля 1942 года, Марина писала мужу, что она ни в чем не раскаивается, что никого не выдала и с чувством исполненного перед Родиной долга готова принять смерть.
     В 1947 году останки Марины Шафровой-Муратаевой и нескольких героев-бельгийцев были перевезены в Брюссель и перезахоронены на самом почетном месте. Тогда на деревянном кресте с одной стороны был изображен красный флаг и помещена надпись на русском языке, а с другой – бельгийский флаг и надпись по-французски. Сейчас на каменном надгробии только бельгийский флаг и надпись на французском.
     Делегация Ассоциации «Родина» посетила организации российских соотечественников в Бельгии и совместно с российским посольством, родственниками Марины - а это муж, сын и внуки, - с руководством Союза советских граждан Бельгии, Координационным советом русскоговорящих в Бельгии, Европейским русским альянсом возложили венок на могилу героини, которую бельгийцы называют своей Жанной д,Арк.
     Ассоциация надеется, что память о русской соотечественнице, шагнувшей в бессмертие вдали от русской земли, будет увековечена и в ее Отечестве.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex