Наверное, немногие в подростковом возрасте могут самостоятельно определиться с будущей профессией. В большинстве случаев это реализация родительских планов. На вопрос: «Кому принадлежит идея поступления в корпус?» кадеты отвечают неопределенно: «Мне предложили, я согласился». Однако чтобы в дальнейшем выпускник выбрал профессию офицера, необходимо за время обучения в корпусе сформировать у него позитивное отношение к военной жизни с ее тяготами и лишениями.
Кадетский корпус — словно старт военной карьеры. Как считают офицеры-воспитатели Военно-космического кадетского корпуса, уже с первых дней обучения необходимо, чтобы подростку стали близки и понятны ценности и стереотипы поведения, присущие офицеру, и он почувствовал себя принятым в этой профессиональной среде.
Офицеры-воспитатели, командиры рот зачастую заменяют кадетам родителей. Их ответственность неизмерима: никакие руководящие документы не способны регламентировать сиюминутность ситуации в детском коллективе. Только ротные командиры знают во всех деталях все о своих кадетах: их друзьях, родителях, бабушках-дедушках, домашних компьютерах, попугаях, мобильных телефонах и заветной мечте каждого стать суперменом. Доверие и взаимное уважение - главный критерий взаимоотношений между воспитанниками и командирами рот. Как говорят кадеты, у них строгие голоса и добрые глаза. Они каждый день помнят о тысяче мелочей: об обеде по расписанию, о промокших ботинках, о «двойках» по русскому языку, о досрочной покупке проездного билета на время отпуска… Перечень забот ротных командиров бесконечен: они думают не только о нынешнем, но и о завтрашнем дне кадета. Наверное, педагогический талант подполковников А. Смирнова, И. Кириллова, Ю. Морозова и майора С. Дюбко, у каждого из которых по 75 воспитанников, невозможно описать никакими «изобразительно-выразительными» средствами… «Мы не стремимся заменить кадетам семью, - говорит подполковник Алексей Смирнов, - не пытаемся оградить их от отрицательных эмоций, защитить от всех жизненных неприятностей. Но хотим, чтобы каждый паренек в нашей роте почувствовал свою нужность, ценность и важность, научился быть самостоятельным и сильным, отвечать за свои желания и поступки, уверенно смотрел в завтрашний день».
Уже к концу первого курса в конфликтных ситуациях кадеты ориентированы на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон, настроены «решить вопрос», договориться самостоятельно. Не прибегать к помощи старших считается делом чести. Для юношей подросткового возраста характерно стремление обрести контроль над окружающими, власть над однокурсниками, доминировать в семье, подчеркивая свое особое положение, однако проявление резкости и грубости в кадетском коллективе недопустимо. К концу обучения в кадетском корпусе в отношениях между ребятами выражены стремление сотрудничать на равных, дружелюбие, искренность и непосредственность.
Конечно, выпускная рота в корпусе всегда самая подготовленная, воспитанная и самостоятельная. Четыре года назад это были совсем дети, сегодня — вполне взрослые юноши. Многие являются призерами спортивных соревнований разного уровня, победителями предметных олимпиад. Практически все определились с выбором военной специальности. Подавляющее большинство связывает свое будущее с Космическими войсками.
За пределами корпуса и взрослые, и сверстники относятся к кадетам, как к «ненастоящим военным». В силу возраста они при поступлении не принимают присягу, а дают торжественное обещание, у них нет статуса военнослужащего Российской армии. В то же время кадеты (особенно выпускной роты) ощущают себя полноценными членами этого профессионального сообщества. Они ежедневно общаются с офицерами, большинство которых имеет опыт службы в боевых частях Космических войск. Знаменательным является то, что возглавляет Военно-космический кадетский корпус ветеран космодрома Байконур, заслуженный испытатель космической техники полковник Игорь Форсюк. Атмосфера государственности, привития любви к военной профессии создана благодаря вниманию к корпусу командования Космических войск. Весь уклад жизни молодых людей в сочетании с воспитательным процессом дают тот неповторимый эффект, который был присущ педагогическому процессу и в дореволюционных кадетских корпусах. Поэтому поступление в высшее военное учебное заведение и принятие присяги на верность Отечеству — для выпускников событие осознанное, долгожданное, наполненное особым смыслом.