на главную страницу

26 Декабря 2006 года

Военный космос

Вторник

Кадетская семья

Инна ПЕТРОНЮК,
Дмитрий АНДРЕЕВ.



За время обучения воспитанники Военно-космического Петра Великого кадетского корпуса испытывают на себе все прелести казарменной жизни. Их не пугает уставная муштра, регламентированная общевоинскими уставами. Увольнение предоставляется по выходным. Впрочем, от обычной средней школы корпус отличается не только изучением предметов профессиональной (военой) подготовки, соблюдением военных ритуалов. Его воспитанники обязаны носить форму. Кадеты, как и курсанты, обучаются в «сборном» коллективе.


     Наверное, немногие в подростковом возрасте могут самостоятельно определиться с будущей профессией. В большинстве случаев это реализация родительских планов. На вопрос: «Кому принадлежит идея поступления в корпус?» кадеты отвечают неопределенно: «Мне предложили, я согласился». Однако чтобы в дальнейшем выпускник выбрал профессию офицера, необходимо за время обучения в корпусе сформировать у него позитивное отношение к военной жизни с ее тяготами и лишениями.
     Кадетский корпус — словно старт военной карьеры. Как считают офицеры-воспитатели Военно-космического кадетского корпуса, уже с первых дней обучения необходимо, чтобы подростку стали близки и понятны ценности и стереотипы поведения, присущие офицеру, и он почувствовал себя принятым в этой профессиональной среде.
     Офицеры-воспитатели, командиры рот зачастую заменяют кадетам родителей. Их ответственность неизмерима: никакие руководящие документы не способны регламентировать сиюминутность ситуации в детском коллективе. Только ротные командиры знают во всех деталях все о своих кадетах: их друзьях, родителях, бабушках-дедушках, домашних компьютерах, попугаях, мобильных телефонах и заветной мечте каждого стать суперменом. Доверие и взаимное уважение - главный критерий взаимоотношений между воспитанниками и командирами рот. Как говорят кадеты, у них строгие голоса и добрые глаза. Они каждый день помнят о тысяче мелочей: об обеде по расписанию, о промокших ботинках, о «двойках» по русскому языку, о досрочной покупке проездного билета на время отпуска… Перечень забот ротных командиров бесконечен: они думают не только о нынешнем, но и о завтрашнем дне кадета. Наверное, педагогический талант подполковников А. Смирнова, И. Кириллова, Ю. Морозова и майора С. Дюбко, у каждого из которых по 75 воспитанников, невозможно описать никакими «изобразительно-выразительными» средствами… «Мы не стремимся заменить кадетам семью, - говорит подполковник Алексей Смирнов, - не пытаемся оградить их от отрицательных эмоций, защитить от всех жизненных неприятностей. Но хотим, чтобы каждый паренек в нашей роте почувствовал свою нужность, ценность и важность, научился быть самостоятельным и сильным, отвечать за свои желания и поступки, уверенно смотрел в завтрашний день».
     Уже к концу первого курса в конфликтных ситуациях кадеты ориентированы на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон, настроены «решить вопрос», договориться самостоятельно. Не прибегать к помощи старших считается делом чести. Для юношей подросткового возраста характерно стремление обрести контроль над окружающими, власть над однокурсниками, доминировать в семье, подчеркивая свое особое положение, однако проявление резкости и грубости в кадетском коллективе недопустимо. К концу обучения в кадетском корпусе в отношениях между ребятами выражены стремление сотрудничать на равных, дружелюбие, искренность и непосредственность.
     Конечно, выпускная рота в корпусе всегда самая подготовленная, воспитанная и самостоятельная. Четыре года назад это были совсем дети, сегодня — вполне взрослые юноши. Многие являются призерами спортивных соревнований разного уровня, победителями предметных олимпиад. Практически все определились с выбором военной специальности. Подавляющее большинство связывает свое будущее с Космическими войсками.
     За пределами корпуса и взрослые, и сверстники относятся к кадетам, как к «ненастоящим военным». В силу возраста они при поступлении не принимают присягу, а дают торжественное обещание, у них нет статуса военнослужащего Российской армии. В то же время кадеты (особенно выпускной роты) ощущают себя полноценными членами этого профессионального сообщества. Они ежедневно общаются с офицерами, большинство которых имеет опыт службы в боевых частях Космических войск. Знаменательным является то, что возглавляет Военно-космический кадетский корпус ветеран космодрома Байконур, заслуженный испытатель космической техники полковник Игорь Форсюк. Атмосфера государственности, привития любви к военной профессии создана благодаря вниманию к корпусу командования Космических войск. Весь уклад жизни молодых людей в сочетании с воспитательным процессом дают тот неповторимый эффект, который был присущ педагогическому процессу и в дореволюционных кадетских корпусах. Поэтому поступление в высшее военное учебное заведение и принятие присяги на верность Отечеству — для выпускников событие осознанное, долгожданное, наполненное особым смыслом.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex