на главную страницу

27 Декабря 2006 года

Оружие России

Среда

Чтобы броня была крепка

Тарас РУДЫК, «Красная звезда». Омск. Фото автора.



В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации в Омске состоялась 3-я Межрегиональная научно-практическая конференция «Многоцелевые гусеничные и колесные машины: разработка, производство, модернизация и эксплуатация» «Броня-2006». Это мероприятие на берегах Иртыша – своего рода пролог к намеченной на 5-9 июня 2007 года 7-й Международной выставке военной техники, технологий и вооружения Сухопутных войск.

     35 участников конференции представляли 28 предприятий (организаций) из различных городов России. В их числе – конструкторы из Уральского бюро транспортного машиностроения, Специального конструкторского бюро (СКБМ) машиностроения (г. Курган), Ростовского оптико-механического завода, автомобильного завода «Урал» (г. Миасс) и др.
     В числе научно-исследовательских и учебных заведений – радиотехнический институт (ФГУП ЦНИРТИ) им. академика А.И. Берга, 38-й НИИ Минобороны РФ
     (г. Москва), Центральный научно-исследовательский национальный центр радиоэлектронной борьбы (г. Москва), ОАО «НИИ Стали» (г. Москва), Государственный оптический институт «НПП ГОИ» им. С.И. Вавилова (г. Санкт-Петербург), Томский научный центр Сибирского отделения РАН и другие.
     Разумеется, хозяева-омичи представили на конференцию наибольшее количество участников из различных предприятий, конструкторских бюро и вузов, таких как «Конструкторское бюро транспортного машиностроения», ООО НТК «Криогенная техника», ПО «Иртыш», Приборостроительный завод им. Н.Г. Козицкого, Государственный технический университет и Госуниверситет путей сообщения, Автомобильно-дорожная академия и Танковый инженерный институт…
     - Раньше Омск был закрытым городом, омичи даже и не знали, что выпускалось на местных предприятиях ОПК, - отметил заместитель председателя правительства Омской области, министр промышленной политики, транспорта и связи области Александр Луппов. – Сегодня знают все, что у нас есть продукты, которые, можно сказать, являются своего рода региональным брендом: танк Т-80, ракета-носитель «Космос», беспроводная связь на атомных подводных крейсерах, криогенная техника… Не случайно за последние 10 лет в Омске состоялось 6 выставок военной техники, технологий и вооружения.
     - Мы – свидетели активного наращивания гособоронзаказа на омских оборонных предприятиях, - сказал корреспонденту «Красной звезды» Александр Михайлович Луппов. - У нас традиционно хорошие отношения с Главным автобронетанковым управлением Министерства обороны России, с руководством инженерных войск, ВМФ, с Главным разведывательным управлением и другими структурами Министерства обороны. И, надо сказать, мы считаемся хорошими партнерами по поставкам вооружения.
     Организаторы конференции «Броня-2006» ставили перед собой несколько целей при организации и проведении данного мероприятия: содействовать сохранению и приумножению научно-технического потенциала оборонного комплекса России, согласовать взгляды специалистов военной науки и оборонного комплекса на особенности боевого применения многоцелевых гусеничных и колесных машин (МГКМ) в современных войнах и военных конфликтах, согласовать возможные концепции развития и модернизации МГКМ и их применение, содействовать становлению научных и деловых связей между предприятиями оборонного комплекса и учреждениями Российской академии наук (РАН) и высшей школы страны.
     Любопытно, что пленарная часть конференции фактически весь день проходила в стенах Омского кадетского корпуса, единственного в России военного вуза, где ведется подготовка инженеров-танкистов, — Омского танкового инженерного института. Работа проходила в пяти секциях, которые назывались: «Применение многоцелевых гусеничных и колесных машин в наземных операциях», «Вооружение и защита многоцелевых гусеничных и колесных машин», «Шасси многоцелевых гусеничных и колесных машин», «Обслуживание и ремонт многоцелевых гусеничных и колесных машин», «Образование как система интеллектуального обеспечения эффективного применения многоцелевых гусеничных и колесных машин».
     Можно сказать, что в ходе пленарного заседания прозвучало немало интересных и в то же время тревожных докладов, после которых участникам конференции, полагаю, приходилось испытывать двойственные чувства. Но вначале о хорошем, что довелось услышать в первый день.
     Александр Луппов сказал, что Омск очень серьезно готовится к предстоящей летом будущего года 7-й Международной выставке военной техники, технологий и вооружения Сухопутных войск. В частности, министр промышленной политики, транспорта и связи Омской области с удовлетворением проинформировал, что продолжается строительство нового выставочного комплекса. На полигоне учебного центра ВДВ строится водоем для преодоления бронемашинами водных преград.
     На пленарном заседании было рассмотрено несколько наиболее актуальных проблем, в числе которых: роль и место многоцелевых гусеничных и колесных машин (МГКМ) в современных войнах и военных конфликтах, основные концепции перспектив их развития, комплексный подход к разработке, производству (модернизации) и эксплуатации МГКМ, современные материалы, высокотехнологичные производства как основа выпуска (модернизации) современной военной техники, информационно-управляющие системы ведения боевых действий, подготовка кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса.
     Начальник штаба – первый заместитель начальника Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ генерал-лейтенант Юрий Коваленко в своем докладе рассказал о состоянии и перспективах развития бронетанковой техники и вооружения на ближайшие 2-3 года. Он отметил, что за 2005-2006 годы в Вооруженные Силы поступило 12 новых образцов бронетанкового вооружения, в числе которых – танки различной модификации Т-80, Т-90, модернизированные бронетранспортеры – БТР-60БМ, БТР-70М, БТР-2М и БМД-4. Приняты также на оснащение учебных баз частей Сухопутных войск компьютерные тренажеры для танка Т-90, БМП-3.
     При модернизации на танки установлена новая пушка, позволяющая улучшить точность попадания на 10-15 процентов и увеличить дальность действительного огня бронебойно-подкалиберным снарядом. Усовершенствован автомат заряжания, установлено устройство ввода поправок, обеспечивающее повышение эффективности стрельбы с учетом климатических условий, температуры воздуха, атмосферного давления. А новый прицельный комплекс командира танка позволяет распознавать цели на больших дальностях. Установлен также прицельный комплекс наводчика-оператора, обеспечивающий увеличение дальности обнаружения целей.
     По словам генерал-лейтенанта Коваленко, эти технические усовершенствования повысили огневую мощь танков на 60 процентов.
     Проведена значительная работа и по обеспечению защищенности танков от поражения их различными огневыми средствами. В частности, изготовлен комплекс усовершенствованной встроенной динамической защиты, обеспечивающий повышение защищенности от ряда противотанковых средств, в том числе кумулятивных и бронебойно-подкалиберных снарядов.
     Установлен комплекс средств, снижающих заметность бронетехники на поле боя. Для этого на ней применены элементы радиопоглощающих материалов и покрытий. А противоосколочные экраны позволят снизить вероятность поражения экипажа, боекомплекта и внутреннего оборудования.
     Танки оснащены новыми противопожарными системами и оптико-электронными комплексами подавления противотанковых управляемых ракет.
     Стали ли «восьмидесятки» и «девяностые» быстрее за два минувших года? Стали. Увеличены мощность силовой установки и их средняя скорость движения по грунтовым дорогам. Усилена ходовая часть. На танке типа Т-90Б установлен газотурбинный двигатель и более совершенный комплект средств связи.
     - Конечно, нужен новый танк, - резюмировал генерал-лейтенант Коваленко. - Разработка его станет прорывом в отечественном танкостроении. При этом должно быть соблюдено одно из главных требований: обеспечение максимальной вероятности попадания первым снарядом, что лишит противника возможности продолжать бой.
     В новом танке крайне важна и более эффективная защита экипажа от кумулятивного и кинетического боеприпаса. К слову, такая защита необходима и в модернизируемых образцах бронемашин.
     В настоящее время продолжаются работы по модернизации БМП-2. Например, для усиления противоминной стойкости машины планируется крепление на ней противоминных поддонов.
     В 2006 году завершены государственные испытания модернизированной БМП-3. На ней установлены блоки динамической защиты. Применение комплекса активной защиты «Арена» предотвращает попадание ПТУРов. Для повышения силовых и скоростных характеристик машины на «тройке» установлен более мощный двигатель. Система автоматического переключения передач обеспечивает повышение тяговых качеств БМП-3. Для улучшения ее огневой мощи производится установка комбинированного прицела наводчика-оператора, имеющего оптические, электронные каналы, каналы управления ракетой. В результате боевой коэффициент машины будет увеличен в 2,5 раза.
     - Ввиду сложности техники вопрос квалификации экипажа выходит сегодня на первый план, - подчеркнул генерал-лейтенант Коваленко. - Этот вопрос Главное автобронетанковое управление будет решать путем подготовки комплексных учебно-тренировочных средств.
     В выступлении представителя Департамента анализа и перспективного планирования «Рособоронэкспорта» Евгения Забавина прозвучала обеспокоенность тем, что в последние годы Россия утрачивает свои позиции на мировом рынке продаж танков. Наиболее активная фаза продаж отечественных бронемашин приходится на 1999 – 2005 гг. За шесть лет было продано 1.130
     Т-55, но в основном не российскими экспортерами, а странами Восточной Европы, Белоруссии и Украины. За это же время танков второго поколения продано 2.030 единиц, из них российской разработки – 38 процентов. И, наконец, танков третьего поколения за этот период продано 2.148. Из них лишь 18 процентов приходится на долю российских производителей. На рынке продаж доминируют немецкие «Леопарды-2А6» и американские «Абрамсы» (М1А2-SEP) по цене порядка 6-7 млн. долларов, в то время когда наши аналогичные по типу машины оцениваются в 2,5-3 млн. долларов.
     «Леопарды» в основном закупают страны блока НАТО, Европейского союза и Латинской Америки. Танки США приобретают сегодня 11 стран, и по этому показателю география российских поставок шире. Наибольший интерес к российским танкам проявляют страны Африки, Ближнего и Среднего Востока и Юго-Восточной Азии. Особенно к Т-90.
     В период 1999 — 2005 гг. бывшие в употреблении танки закупали 28 стран. На такие танки российской разработки приходится до 26 процентов продаж. Процент невысок из-за оченьй высокой стоимости их предпродажной подготовки и больших затрат по восстановлению техники, содержащейся на базах хранения Минобороны. По оценкам экспертов, упущенные из-за этого выгоды России составили 250 млн. долларов.
     Еще одна малоутешительная информация, которой поделился с присутствующими Евгений Забавин: за последние 15 лет Россия не подписала ни одного контракта по ремонту подержанных танков. А вот Украина, Белоруссия и Китай на этом зарабатывают. В то же время емкость рынка модернизации, например, танков типа
     Т-72 достигает 1.600 единиц.
     В последние годы в рамках мирового рынка усиливается процесс продаж танков первого и второго поколений по остаточной стоимости. Некоторые экспортеры отдают свои машины бесплатно, но при условии, что предварительно эти танки будут модернизированы на коммерческой основе до максимально возможного уровня. Большой опыт здесь у немцев и американцев, и такой опыт совершенно отсутствует у нас. Так, в 2003 году одним из отечественных предприятий предлагалось рассмотреть подобный проект на примере танков Т-72, Т-80, но он не нашел поддержки в Минобороны.
     Вообще, чтобы наши танки третьего поколения нашли больше покупателей, им необходимы определенные качества. Дальность эффективной стрельбы кинетическим боеприпасом – 2,5 – 2,7 км, комплекс активной защиты, высокая эксплуатационная готовность, эргономичность, интеграция СУО с АСУ войск. Наши танки близки к этим требованиям. к тому же имеют ряд преимуществ – наличие управляемого вооружения и автомата заряжания, низкий силуэт и меньшую массу.
     Чуть предпочтительнее позиции России в экспорте гусеничных боевых машин (ГБМ). Ежегодная потребность рынка ГБМ составляет около 500-700 единиц. На этом рынке доминирует американский БТР М113 различных модификаций (75 процентов от общих продаж). На втором месте наши БМП-2, но их продается в 4 раза меньше, чем БТР М113.
     Представитель «Рособоронэкспорта» Забавин выступил перед участниками конференции с неожиданным предложением отказаться от БМП и вооружить мотострелковые роты высокозащищенными и высокоманевренными бронетранспортерами, в которых пехотинцы размещались бы комфортней. А для прикрытия мотострелков создать подразделения огневой поддержки. Кстати, на конференции были показаны на слайдах три чертежных варианта таких бронетранспортеров. К слову, подобную технику в свое время разработало Омское КБТМ, но не получило заказов на ее производство. Зато идею омичей весьма успешно подхватил один из харьковских заводов и находит покупателей на международном рынке.
     Начальник - главный конструктор ФГУП «КБТМ» Игорь Шумаков рассказал, что его предприятие разработало единое гусеничное шасси на базе танков Т-80 и Т-90 для военно-инженерной техники. Участникам конференции был продемонстрирован видеоролик с записью испытаний гусеничного плавучего транспортера, который может перевозить тяжелую технику, в том числе танки.
     Начальник отдела нового проектирования нижнетагильского ФГУП «Уральское бюро транспортного машиностроения» Владимир Неволин проинформировал, что из всех российских танковых заводов полноценно работает только завод в Нижнем Тагиле. Неволин отметил, что для России слишком накладно производить танки нескольких типов, потому их будут делать на базе шасси Т-90 и Т-72, выпускаемых
     ПО «Уралвагонзавод».
     Председатель военно-научного комитета инженерных войск Минобороны РФ полковник Андрей Котенко отметил, что в настоящее время в инженерных войсках используется 13 типов гусеничных базовых шасси под монтаж более 300 образцов инженерной техники и эти шасси необходимо свести к двум типам.
     Главный конструктор Национального центра радиоэлектронной борьбы профессор Юрий Иванов отметил, что в бою на бронетехнику нацелены самые разнообразные огневые средства, в том числе высокоточные, воздушного и наземного базирования. Поэтому задача средств РЭБ - подавление информационных каналов разведки, наведения и управления вооружениями. Как показывает практика, использование этих средств позволяет повысить защищенность и эффективность бронемашин в 10 – 20 раз.
     Средства РЭБ должны, во-первых, обеспечивать разведку, обнаружение и определение угрозы тех информационных каналов, которые воздействуют на бронетехнику. Вторая задача – обеспечить подавление этих информационных каналов и защиту танков от применения этих средств.
     Создание специальных датчиков обеспечит работу и разведку во всем диапазоне применения информационных каналов по бронетехнике. Есть датчики, которые определяют фазы облучения техники, и есть датчики, обеспечивающие необходимую информацию, например, о пуске ПТУРСа.
     Как отметил Юрий Иванов, в Национальном центре радиоэлектронной борьбы разрабатывается принципиально новая РЛС для групповой защиты бронетанковой техники. Уже проведены испытания средств функционального поражения, задача которых – поражение радиоэлектронных элементов, которыми оснащены, например, противотанковые управляемые ракеты.
     На снимках:
     Т-90
     Боевая машина поддержки танков.
     БТР-80.

     


     * * *
     На пленарном заседании конференции отмечалось, что Министерство обороны увеличило объем государственного оборонного заказа на 125,7 процента по сравнению с 2005 г. Объем закупок танков возрос на 82 процента. Несмотря на капитальный ремонт и модернизацию танков типа Т-72, БТРов, на предприятиях оборонно-промышленного комплекса остается немало проблемных вопросов. Один из главных - доля заданий государственного оборонного годового заказа в годовом портфеле заказов подавляющего большинства предприятий не превышает 50 процентов. В связи с этим основное оборудование заводов загружается не более чем на треть. Значительная часть его нуждается в обновлении.
     Чтобы модернизировать производство для выпуска новых образцов техники, необходима соответствующая подготовка самого производства. А для этого большинству предприятий требуется от 200 млн. до 1,5 млрд. рублей.
     * * *
     По итогам 3-й межрегиональной научно-практической конференции «Броня-2006» под руководством организационного комитета выработано решение, в котором отмечается необходимость поиска новых путей развития боевых и вспомогательных машин, в том числе многоцелевых гусеничных и колесных машин. Необходимы более тесное сотрудничество военной науки и специалистов оборонного комплекса, формирование задач, которые будут решать в перспективе МГКМ, и на этой базе целенаправленный поиск новых технических решений.
     Учитывая пожелания и предложения по всем проблемным вопросам, участники конференции выступили с рядом предложений, в числе которых - принять активное участие в 7-й Международной выставке военной техники, технологий и вооружения Сухопутных войск «ВТТВ-Омск-2007», нацелить усилия специалистов оборонно-промышленного комплекса на создание танка будущего, рассмотреть возможность открытия на базе Омского танкового инженерного института, Сибирской автодорожной академии и Омского ГТУ центра по переподготовке и переобучению специалистов зарубежных стран и СНГ, объединить усилия предприятий радиоэлектронного комплекса, разработчиков БТВТ и военных специалистов Омской области в деле разработки, создания и внедрения танковых информационных управляющих систем, а также создать в системе оборонно-промышленного комплекса Омской области центр по разработке и выпуску продукции антитеррористической направленности.
     




Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex