на главную страницу

28 Декабря 2006 года

Армия и церковь

Четверг

Пехотный священник, или что показала командировка в Чечню

Беседовал Михаил ИВАНОВ.



Сотрудник Синодального отдела иерей Димитрий Солонин совсем недавно вернулся из очередной командировки в горные районы Чечни. Мы попросили батюшку рассказать о своих впечатлениях.


     - Отец Димитрий, поделитесь, пожалуйста, опытом работы среди военнослужащих группы войск на Северном Кавказе...
     - Я работал в самом большом по численности полку группировки федеральных сил. В полку прежде не было ни часовни, ни храма. Мы нашли палатку, изготовили крест, навершие, освятили часовню в честь всех святых, в земле российской просиявших. Это случилось еще в июне. А в последнюю свою командировку я привез походный складной престол с жертвенником, семисвечник, все евхаристические сосуды. На праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы мы вдвоем с отцом Иларионом с Божией помощью причастили 32 человека, включая детишек и воспитателей местного детского сада.
     Основная проблема в том, что в этой части священнослужители бывают нечасто. А люди просят, чтобы священник служил постоянно. К священнику ведь надо привыкнуть. Вот мы приехали, и не сразу к нам привыкли. Дальние казармы вообще узнали о том, что приехали священники, поздно.
     Необходимы более длительные командировки в войска, чтобы не было пауз в пребывании священников среди военнослужащих. Нужно ведь и венчания проводить. Меня несколько раз просили об этом, но в последнюю поездку венчание было невозможно провести ввиду поста, да и с венцами проблема.
     Сменился командир полка. Сейчас – Эдуард Евгеньевич Котик. Он относился к нам положительно. Мы передали ему проект небольшого храма и смету на строительство этого храма. Эдуард Евгеньевич нас заверил, что будет изыскивать средства.
     - Что еще полезного удалось сделать?
     - Была освящена школа № 13. В этой школе около 30 учеников и 13 преподавателей. Для детей тяжело постоянно пребывать в расположении полка ввиду того, что кроме школы они нигде не бывают. За пределы гарнизона выйти, во-первых, опасно, во-вторых, некуда. Ведь там недалеко Аргунское ущелье проходит. Поэтому сейчас собираются наладить кружковую работу, организовать спортивные секции. Детишкам тяжеловато в замкнутом пространстве.
     Посетили шесть застав: Борзой, Заны, Ушкалой, Башин-Кале, Ярышмарды, Альпийская. На этих заставах находятся военнослужащие того же самого 291-го полка. Служили молебны, говорили проповеди, кропили святой водой, раздавали крестики, иконы. Желающих крестили, причащали.
     - Какое впечатление от общения с военнослужащими?
     - Если говорить откровенно, двойственное. С одной стороны, воины добросовестно выполняют свой ратный долг в обстановке, приближенной к боевой. С другой стороны, неприятно поразило распространение пьянства, матерной брани. Отборная ругань стала лексической нормой. Командирам следовало бы обратить внимание на эту проблему. В проповедях мы всегда говорим о происхождении мата, о его вреде. Свердловская киностудия сняла очень неплохой фильм, который я надеюсь привезти с собой в следующую командировку и показать бойцам. Может быть, они хотя бы через фильм убедятся, что материться нельзя. Пребывание священника в течение двух недель должного эффекта не дает.
     Не могу умолчать о вопиющем факте. Одного из офицеров заставили снять иконы в его личной комнате в общежитии. Встретиться с комдивом мне не удалось, и объяснить подобный случай затруднительно. Тот офицер иконы снова повесил, но неизвестно, чем все закончится.
     У меня сложился неплохой контакт с замом комдива по воспитательной работе. Он понимает необходимость нашего пребывания в «горячих точках», но не все зависит от него.
     В Шали были. Там ребята собрали около 500 тысяч рублей на строительство храма. А строительство не идет, потому что, по мнению должностных лиц округа, постройка храма может вызвать недовольство среди мусульман. Хотя я сам лично разговаривал об этом с мусульманами, и те говорят: «Нам-то какое дело». Сейчас в Дагестане усиливаются брожения ваххабистского толка, не дай Бог откроется новый фронт...
     Еще раз хочется подчеркнуть, что кратковременное пребывание священника не дает должного эффекта. Нужно, чтобы среди солдат священник находился постоянно, нужно, чтобы строились храмы. Если же нет возможности организовать строительство, то на этот случай уже созданы мобильные храмы, которые помещаются на трехмостовых грузовиках-вездеходах. Такая машина могла бы ездить по всем заставам. А мы, священники, всегда готовы туда ездить.
     - Как относятся солдаты к проповеди духовенства?
     - Я думаю, что самой лучшей проповедью будет наше чистое и непостыдное житие в расположении воинской части. Ведь можно иметь великолепный ораторский дар, говорить красивые речи. Но все слова будут бесполезными, если оратор продемонстрирует противоположный своим словам образ поведения.
     Пример командира очень важен. Стояло в Чечне подразделение десантников, а командир у них был верующий. Так за ним на причастие пришло 120 человек, хотя он никого не заставлял. А если командир к священникам относится с пренебрежением, то солдаты также не станут должным образом воспринимать богослужения, беседы. В таком случае может помочь долговременное пребывание священника в воинской части, чтобы солдаты, убедившись в правоте его слов, пошли за ним.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex