на главную страницу

29 Декабря 2006 года

Армия и общество

Пятница

Колумб степи солончаковой

Дмитрий АНДРЕЕВ, «Красная звезда».



1 января исполняется 100 лет со дня рождения первого начальника Государственного центрального полигона Капустин Яр – генерал-полковника Василия ВОЗНЮКА.


     На днях в Волгограде состоялась торжественная церемония открытия мемориальной доски в память о «стратегическом первопроходце» Герое Социалистического Труда, генерал-полковнике Василии Вознюке. Она размещена на доме № 6 по улице Краснознаменской, в котором Василий Иванович провел последние годы жизни. О его службе не знали даже соседи по дому. Получается, Вознюк был «секретным генералом». И действительно, если изучить подшивки «Красной звезды», то ничего о видном военачальнике, кроме некролога, обнаружить не удастся. А в нем – лишь краткая биографическая справка и несколько слов «о преданности Советской Родине» и «партийной принципиальности»… В ту эпоху открыто говорить в прессе почти обо всем, что связано с Ракетными войсками стратегического назначения, запрещалось… Зато сейчас, уже после смерти первого начальника полигона Капустин Яр, о нем написано много, и не только очерковых зарисовок, но и научных трудов…
     Василий Иванович родился в городе Гайсин Винницкой области в семье актеров. В подростковом возрасте работал суфлером и рабочим сцены в различных театрах. Казалось, путь на подмостки был ему предначертан. Однако он мечтал о штормах, сверкающем морском горизонте… Генерал-полковник Василий Вознюк напишет об этом в своих письмах-воспоминаниях: «В 1923 году удалось поступить в Мариуполе на пароход каботажного плавания, где я проработал несколько месяцев и, как говорится, «понюхал море»… Говоря словами Николая Рубцова, во время работы «на гребнях чудовищных волн» у Василия возникло желание поступить в Ленинградское военно-морское училище. Но для этого требовалось среднее образование, а он доучился только до «половины четвертого класса».
     «Я сразу же подал рапорт о зачислении добровольно на флот рядовым матросом… но вскоре сказали, что… еще мало лет», - пишет Василий Иванович. В результате он стал курсантом 1-й Ленинградской артиллерийской школы имени Красного Октября. После ее окончания в 1929 году был назначен командиром взвода артполка, а через девять лет принял должность начальника штаба этого полка. В 1938-1939 гг. преподавал в Пензенском артиллерийском училище, с началом Великой Отечественной войны был на различных штабных и командных должностях в действующей армии в гвардейских минометных соединениях Резерва Верховного Главнокомандования в составе Брянского, Юго-Западного, 3-го Украинского и Воронежского фронтов.
     После окончания Великой Отечественной войны остро встал вопрос о необходимости создания ракетного оружия дальнего действия, тем более что американцы даром времени не теряли. Принципиальное решение о создании соответствующего полигона было принято в мае 1946 года. Его место определяла рекогносцировочная группа специалистов, возглавляемая Василием Ивановичем. Были обследованы семь перспективных в этом отношении районов, и на Капустин Яр Астраханской области выбор пал не случайно. Для создания полигона использовались непригодные в хозяйственной деятельности земли – пыльная, выжженная солнцем степь. Начальником полигона был назначен заместитель командующего артиллерией Южной группы войск генерал-лейтенант Василий Вознюк. В то время ему не было и 40 лет…
     В воспоминаниях участников тех событий отчетливо просматривается сходство с обстановкой военных лет: острый дефицит времени, необходимость решать неизвестные ранее задачи, бытовая неустроенность. Василий Иванович так напишет об этом: «Голая степь. Полынь, верблюжья колючка, изредка молочай. Воды по сути нет. Эшелон за эшелоном прибывали прославившие себя во время Великой Отечественной войны бойцы инженерно-строительных частей… Размещение – в палатках и в лучшем случае в деревеньках, расположенных вдоль небольшой речушки, вода в которой для питья не годится – соленая… Работа организована по-фронтовому». Как рассказывают инженеры-строители, коренастую фигуру начальника полигона можно было увидеть на всех стройках. Испытательный центр создали в рекордно короткие сроки – в два с половиной месяца.
     К сентябрю 1947 г. промышленностью были подготовлены к испытаниям около 30 баллистических ракет и комплекс наземного оборудования, а 18 октября 1947 г. с этого полигона стартовала первая в нашей стране ракета дальнего действия (одноступенчатая баллистическая ракета А-4). Советские специалисты всего за полтора года полностью освоили и воспроизвели, а в некоторых деталях даже усовершенствовали немецкую конструкцию и пошли дальше. Буквально через год после пуска немецкой предшественницы на государственном полигоне, возглавляемом Василием Ивановичем Вознюком, был осуществлен пуск первой отечественной ракеты Р-1. Не случайно, полигон Капустин Яр называют колыбелью Ракетных войск стратегического назначения, а его начальника генерал-полковника Вознюка – отцом-основателем…
     Теперь уже трудно сказать, сколько пусков было в жизни Василия Ивановича… Десятки… сотни… не подсчитаешь… Но в грохоте двигателей машин, уходящих со старта, ветерану Великой Отечественной, прошедшему войну от Сталинграда до Вены, командуя гвардейскими минометными частями, слышались залпы легендарной «Катюши». Его детская мечта о путешествиях, романтике дальнего плавания воплотилась в двух других стихиях: на земле и в небе. Он стал Колумбом унылой солончаковой степи… Ведь под руководством Василия Ивановича Вознюка полигон превратился в крупный испытательный и исследовательский центр.
     В Комсомольском парке Знаменска, где похоронен Василий Иванович, установлен бронзовый бюст, часть средств на который собрана благодарными жителями города. Одна из улиц названа его именем. В музее полигона имеется отдельный зал, посвященный жизни и деятельности генерал-полковника Василия Вознюка. Его не забывает и пресса. Вот только до сих пор не решен вопрос о том, чтобы 4-й Центральный межвидовой полигон был назван в честь его начальника-первопроходца…
     - Все мы слышали о Чапаевской дивизии или, например, о соединении, названном именем Дмитрия Федоровича Устинова, – рассуждает помощник председателя военно-научного комитета РВСН полковник Владимир Ивкин, – и корабли называют именами (вспомним легендарный «Теодор Нетте»), а вот полигона имени Василия Вознюка пока еще нет… Этот вопрос поднимался на конференции, посвященной 60-летию полигона, но с тех пор так и остается открытым…


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex