на главную страницу

11 Января 2007 года

Геополитика

Четверг

На белорусском направлении

Андрей ДИЕВ, эксперт Института геополитической информации «Энергия».



     К ЧИСЛУ неурегулированных проблем в российско-белорусских экономических отношениях к началу нового, 2007 года относился вопрос о разделе экспортных пошлин на нефтепродукты, вывозимые из республики. Минск не устраивали условия, в соответствии с которыми 85 процентов пошлины должны зачисляться в бюджет РФ и лишь 15 - в бюджет Белоруссии. По появившимся в СМИ сообщениям, белорусские эксперты полагали целесообразным делить экспортные пошлины на нефтепродукты в иной, более выгодной для республики пропорции, и сторонам предстояли непростые переговоры по этому спорному вопросу.
     В сложившейся ситуации, по мнению многих аналитиков, сторонам было разумно избегать искусственного «нагнетания страстей» и политизации энергетического спора, вполне возможного даже в отношениях между дружественными странами. Тем более что в мире есть немало геополитических сил, не заинтересованных в дальнейшем сближении Белоруссии и России, укреплении их единого оборонного пространства.
     К сожалению, перед самым Новым годом стало известно, что Белорусский государственный концерн по нефти и химии («Белнефтехим»), в состав которого входит более 50 организаций, неожиданно приостановил заключенные на 2007 год контракты с российскими компаниями на поставку нефти, мотивировав это невыгодностью данных закупок. Было заявлено, что начнется поиск альтернативных вариантов закупок сырья для белорусских химзаводов, а пока-де нефтеперерабатывающие заводы республики будут работать на остатках нефти при минимальной загрузке.
     Решение «Белнефтехима», являющегося монополистом на национальном нефтеперерабатывающем рынке, еще более осложнило ситуацию. Позицию Минска пытался разъяснить председатель концерна Александр Боровский, заявивший, что из-за введения Россией таможенных пошлин на нефть в размере 180,7 долларов на тонну «белорусские НПЗ понесут убытки в десятки миллионов долларов». Напомним, что Россия является основным поставщиком углеводородного сырья в Белоруссию. В 2005 году в республику было поставлено 19,3 млн. тонн нефти и 20,2 млрд. кубометров природного газа. В прошлом году объем поставок был приблизительно таким же.
     Наша справка.С 1 января 2007 г. в отношении Белоруссии Правительством РФ было принято решение применять ставки экспортных таможенных пошлин, утвержденные постановлением от 16 ноября 2006 г. Данное решение мотивировалось необходимостью защиты экономических интересов РФ с учетом расторжения Белоруссией соглашения с РФ от 12 мая 1995 г. о порядке распределения в бюджеты двух стран вывозных таможенных пошлин на экспортируемую белорусскими предприятиями продукцию, изготовленную из российского сырья.
     Позицию России эксперты объясняют тем, что наша страна ежегодно недополучает порядка 4 млрд. долларов из-за разницы в экспортных пошлинах в Белоруссии и России на нефтепродукты, производимые из российской нефти. В частности, с 1 декабря 2006 года российская пошлина на экспорт мазута, смазочных масел и отработанных нефтепродуктов из РФ составляла 92,9 доллара за тонну, а белорусская – всего 72,2.
     ПРИОСТАНОВКА белорусской стороной контрактов на поставки нефти из РФ неизбежно затронула экономические интересы российских компаний, которые традиционно рассматривали госконцерн «Белнефтехим» как надежного партнера. На нефтеперерабатывающие предприятия республики «черное золото» поставляли многие российские компании, в первую очередь «Сургутнефтегаз» (почти 30% поставок) и «Роснефть» (25%). «ЛУКОЙЛ» и «Славнефть» имеют, кроме того, в Белоруссии свои автозаправки, которые требуется ритмично снабжать нефтепродуктами. «Славнефть» владеет также большим пакетом акций Мозырского НПЗ.
     Еще больше подлили масла в огонь сообщения о том, что по западному ответвлению экспортного трубопровода «Дружба» прекратилась прокачка сырья из-за того, что белорусская сторона стала незаконно изымать российскую транзитную нефть. О прекращении поступления топлива заявили Польша, Германия, а также Словакия, Чехия и Венгрия. Это дало повод представителям Евросоюза упрекать Россию как ненадежного партнера в энергетической сфере. Заместитель министра экономики Польши Петр Наимский, например, заявил, что «ситуация снова указывает нам на то, что государства бывшего СССР, с нашей точки зрения, осуществляют эти поставки ненадежно».
     Происходящие в последние недели события, надо подчеркнуть, скажутся прежде всего на белорусской экономике, которая, по мнению многих независимых экспертов, демонстрирует свою эффективность во многом именно благодаря особым отношениям с Россией. В новых условиях сохранить «белорусское экономическое чудо» будет весьма непросто. По некоторым оценкам, российское решение о введении экспортных пошлин лишит белорусский бюджет не менее 1,7 млрд. долларов в год. Неудивительно, что премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский на пресс-конференции в Москве после подписания контракта с «Газпромом» выглядел расстроенным и не скрывал озабоченности сложившейся ситуацией со снабжением республики углеводородным сырьем. Он признал, в частности, что цена на природный газ в 100 долларов является «очень сложной и неподъемной», а после введения экспортной пошлины на российскую нефть республика не в состоянии ее закупать.
     ВИДИМО, как своего рода ответную меру белорусской стороны на российский курс по выстраиванию «энергетических отношений» с бывшими советскими республиками на рыночной основе можно в какой-то мере рассматривать также введение правительством Белоруссии с 1 января таможенной пошлины на российскую нефть, транспортируемую по нефтепроводам республики. На текущий месяц она установлена на уровне 45 долларов за тонну нефти.
     Наша справка. Пошлина на перемещение нефти через белорусскую территорию введена в соответствии с постановлением правительства республики от 31 декабря 2006 г. «в целях обеспечения экономических интересов Республики Беларусь с учетом существенного ухудшения экономического состояния нефтеперерабатывающей отрасли страны». По белорусским трубопроводам в 2006 году транспортировано около 100 млн. тонн нефти. В случае сохранения этих объемов белорусский бюджет в 2007 году получит благодаря таможенной пошлине 4,5 млрд. долларов, что полностью компенсирует дополнительные издержки в связи с введением Правительством РФ экспортной пошлины на поставки нефти в Белоруссию.
     Это решение, естественно, вызвало протесты с российской стороны. В Минэкономразвития РФ указали на то, что введение Белоруссией пошлин на транспортируемую через республику российскую нефть противоречит действующим двусторонним торгово-экономическим соглашениям и не имеет аналогов в мировой практике. Как отмечалось в сообщении пресс-службы МЭРТ, «ограничение свободы транзита товаров может негативным образом отразиться на реализации планов дальнейшей интеграции между обеими странами, в том числе планов формирования таможенного союза».
     Наша справка. В соответствии с соглашением между правительствами России и Белоруссии о свободной торговле от 13 ноября 1992 г. каждая сторона должна обеспечить беспрепятственный транзит через ее территорию товаров, происходящих с таможенной территории другой стороны. Соглашение о единых условиях транзита через территории государств - участников таможенного союза от 22 января 1998 г. предусматривает, что товары, находящиеся в транзите, освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов за таможенное оформление, а также от применения к товарам мер экономической политики.
     В СИТУАЦИИ осложнения снабжения Белоруссии энергоресурсами Александр Лукашенко потребовал от правительства республики полностью обеспечить потребности страны в нефтепродуктах. «Народ должен быть абсолютно уверен, что в Белоруссии и бензина, и солярки, и ракетного топлива будет предостаточно», - сказал Лукашенко на недавнем совещании по вопросам обеспечения страны энергоносителями. В привычной для себя манере глава белорусского государства обратился к членам правительства, участвующим в совещании, со словами: «Если мне доложат, что на какой-то заправке нет топлива, пеняйте сами на себя». Он потребовал, чтобы республиканские НПЗ продолжали работать с рентабельностью не ниже, чем в 2006 году, ибо «бюджет не должен пострадать ни на копейку».
     Белорусский лидер не исключил, что республика может поставить перед Россией вопрос о собственности РФ в Белоруссии, а также об оплате земли, которая используется под нефте- и газопроводы. «В первом квартале текущего года России должны быть направлены предложения об оплате всех услуг, которые она получала в Белоруссии бесплатно - начиная от военных объектов и заканчивая транзитом», - такие слова белорусского лидера приводят СМИ.
     Дальнейшее развитие событий может проходить по нескольким сценариям, но в любом случае очевидно, что белорусской стороне все же придется искать в нефтяной сфере компромиссные решения со своими российскими партнерами. В ближайшие годы альтернативы российской нефти не предвидится. Закупки венесуэльской или иранской нефти вряд ли будут рентабельными из-за больших транспортных расходов (к тому же своего выхода в море у Белоруссии нет), а надежды на нефть из Азербайджана или Казахстана тоже пока иллюзорны.
     В конце декабря российская компания «Транснефть» и англо-российская ТНК-ВР подписали с «Укртранснефтью» контракт, в соответствии с которым до 2010 года по трубопроводу Одесса - Броды в направлении одесского терминала Южный будет прокачиваться не менее 9 млн. тонн российской нефти в год. Вопрос об использовании нефтепровода Одесса - Броды в прямом, северном, направлении (на что мог гипотетически надеяться Минск) снят, таким образом, на ближайшие три года.
     НЕЛЬЗЯ не видеть, что повышение цен на российское «голубое топливо» (из-за чего изначально и разгорелся нынешний энергетический спор между Белоруссией и РФ) в какой-то мере явление закономерное, если принимать во внимание общие тенденции в российской экономике и предстоящее вступление РФ в ВТО.
     В конце прошлого года Правительством России были одобрены меры Минпромэнерго по обеспечению экономики РФ газом и электроэнергией. Они предполагают введение пятипроцентной доли свободного рынка с 1 января 2007 года и ее последующее увеличение с 1 июля еще на 5% с дальнейшим ежегодным ростом (два раза в год). Предполагается также переход на долгосрочные контракты по поставкам газа (от пяти лет) и по поставкам электроэнергии (от трех лет).
     Увеличение тарифов на газ в 2007 году планируется в объеме 15% с выходом к 2011 году на полную либерализацию рынка газа. Так что через несколько лет российские регионы - та же Смоленская область, на которую ссылается белорусская сторона, - вынуждены будут покупать природный газ по рыночным ценам, конкурируя с иностранными потребителями.
     Не секрет для аналитиков и то, что добыча газа растет в России невысокими темпами. По предварительным данным, «Газпромом» было добыто в 2006 году 550,2 млрд. кубометров газа. По сравнению с предыдущим годом рост добычи составил менее 1 процента (в 2005 году - 547 млрд. кубометров). Кроме того, другие компании добыли еще 94,8 млрд. кубометров. Из этих 645 млрд. кубометров внутри России потреблено 455 млрд. кубометров. Между тем спрос на российское «голубое топливо» и внутри страны, и за рубежом растет более быстрыми темпами, чем его добыча.
     В связи с этим европейских предпринимателей и политиков, судя по появившимся публикациям, волнует перспектива возникновения к 2010 году у России трудностей в выполнении экспортных обязательств перед странами Евросоюза. По некоторым оценкам, к 2010 году разница между объемами добычи и ожидаемым спросом может составить не менее 125 млрд. кубометров. Официальные представители российского газового гиганта не раз опровергали подобные прогнозы, указывая на огромные запасы природного газа в России (по ряду оценок, не менее 47 трлн. тонн) и предпринимаемые усилия по поиску и разработке новых месторождений. Но некоторые доводы европейских аналитиков, как представляется, все же заслуживают внимания.
     ОПАСЕНИЯ экспертов основаны прежде всего на том, что добыча основного объема природного газа в России базируется в основном на старых, начавших иссякать гигантских месторождениях советского времени (три месторождения Надым-Пур-Тазовского нефтегазоносного района и месторождение Заполярное). Обращается внимание и на то, что в России отмечается нехватка инвестиций для разработки новых крупных газовых месторождений. Повышение отпускных цен на газ, конечно, позволяет «Газпрому» получить дополнительные крупные финансовые ресурсы. Но значительная часть вложений компании в инфраструктуру (ежегодно до 11 млрд.) используется для развития экспортной инфраструктуры, например предстоит построить Северо-Европейский трубопровод в Германию (он обойдется, видимо, не менее чем в 5,5 млрд. долларов), и для приобретения иностранных активов. Кроме того, немалые средства отвлекает поддержка российского спорта и средств массовой информации. В довершение всего - изношенная советская инфраструктура требует также огромных вложений в газовые скважины, компрессорные станции и трубопроводы.
     В этих условиях через несколько лет гипотетически может возникнуть ситуация, когда встанет трудноразрешимая задача выбора приоритетов в поставках газа. Ограничение поставок внутри страны чревато замедлением экономического роста и внутриполитическими осложнениями, сокращение экспорта для европейских потребителей – ухудшением межгосударственных отношений и подрывом репутации России как надежного торгово-экономического партнера, а для стран СНГ – дестабилизацией социально-экономической ситуации и переходом их в орбиту влияния других геополитических центров силы. И первое, и второе, и третье одинаково неприемлемо для России с точки зрения ее национальных интересов.
     Сумеет ли российский ТЭК обеспечить внутренние потребности и сохранить при этом роль РФ на мировом энергетическом рынке, покажут уже ближайшие годы. Но уже сегодня становится очевидной необходимость внесения коррективов в национальную энергетическую стратегию, принимая во внимание важность дополнительных мер по энергосбережению внутри страны, и четкой расстановки приоритетов в экспорте углеводородного сырья, исходя из требований национальной безопасности и геополитических интересов России, среди которых - стимулирование интеграции на постсоветском пространстве.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex