на главную страницу

12 Января 2007 года

Планета людей

Пятница

Победу в море «куют» в базе… норвежской

Сергей ВАСИЛЬЕВ, «Красная звезда».



Во время недавнего визита дизельной подводной лодки «Утстейн» ВМС Норвегии в главную базу Северного флота Североморск норвежцы неоднократно рассказывали российским коллегам об учебных заведениях и специализированных центрах, расположенных в ГВМБ Хоконсверн, благодаря которым они получают достаточно высокую профессиональную подготовку. Постоянный корреспондент «Красной звезды» по Северному флоту побывал на этих объектах, о чем и идет речь в его специальном репортаже.

     
Требования Хоконсверна…

     До военно-морского училища ВМС Норвегии, открытого в 1960 году, от причалов Хоконсверна автотранспортом добираться минут пятнадцать-двадцать.
     - Честно говоря, я не знаю, - рассказывал командир фрегата УРО «Нарвик» капитан 3 ранга Стейнар Виллассен, сопровождавший в экскурсионной поездке нас, офицеров Северного флота, - почему, когда создавали базу, училище расположили за ее пределами. Но расположили его красиво: на живописном берегу фьорда…
     Кроме этого, как оказалось впоследствии, на противоположной «училищному пейзажу» стороне оборудован подводный технологический центр, краса и гордость которого - тренажер по эвакуации персонала с нефтяных добывающих платформ. Здесь на разной высоте над водой закреплены лодки, способные полностью герметизироваться. Во время тренировок в них садятся обучаемые, крепко пристегиваются, надежно задраивают верхний люк, и… лодки автоматически сбрасываются вертикально вниз. Полет верхней с высоты десяти-пятнадцати метров до поверхности воды составляет порядка полутора секунд. Нижней (с высоты пяти-десяти метров) – около одной секунды. Кроме нефтяников, по словам Виллассена, такое «экстремальное обучение» в обязательном порядке проходят и кадеты норвежского военно-морского училища.
     …Перед входом в училище на фронтоне здания выложена мозаикой огромная звезда темного цвета. Стейнар с гордостью продемонстрировал на мизинце правой руки перстень с такой же звездой: мол, «наша марка». Оказывается, всем, прошедшим здесь обучение, по окончании вручают аналогичные перстни. Так сказать, норвежский «товарный знак» штучного «изготовления» офицеров для королевских ВМС.
     Но чтобы стать кадетом военно-морского училища, нужно изначально быть холостым и соблюдать так называемый «обет безбрачия» на протяжении всего времени обучения. Поэтому, по словам Стейнара, некоторые из его воспитанников, как прошлых, так и настоящих, сравнивают училище с католическим монастырем. Но это абсолютно не мешает обучаться в училище представительницам прекрасного пола.
     - Кстати, помощник штурмана на «Нарвике» – женщина, - рассказывал Виллассен. – И она пришла к нам после окончания военно-морского училища в 2005 году. В настоящее время в училище 10-20 процентов кадетов – девушки.
     В училище поступают как с «гражданки», так и после службы в вооруженных силах. Преподают в нем на двух языках - норвежском и английском. Обучение длится четыре года: первый – подготовительный, как бы «перед училищем»; а затем уже три «училищных» года. Первый год самый загруженный в плане учебной программы - кадеты обучаются в смешанных группах и одних классах. На втором курсе группы разделяют и начинается обучение по «линиям» (специальностям): офицеры-операционщики, штурманы, специалисты по логистике (тыловому обеспечению) и корабельные инженеры. Всего на четырех курсах в настоящее время обучаются порядка трехсот кадетов. После подготовительного года они получают воинское звание сержант, а на втором курсе уже… – лейтенант.
     В училище пять так называемых «визуальных штурманских тренажеров», созданных в виде корабельного ходового поста. Они оснащены компьютерами, имитирующими различное по балльности волнение моря. Его изображение задано на специальных мониторах, расположенных перед глазами обучающихся в практически круговом секторе. За счет изменения плоскости горизонта на жидкокристаллических мониторах возникает иллюзия, что «кораблю» присущи бортовая и килевая качка, бортовой крен при маневрировании. Словом, подхватить «морскую болезнь» - укачаться - вполне возможно прямо на тренажере. Как, впрочем, и «задать» любую погоду: шторм, дождь, снег, туман. В ходе тренировки можно создавать различную навигационную обстановку: вход в реально существующие фьорды, прохождение конкретной проливной зоны с интенсивным судоходством и так далее.
     - Отмечу, - говорил наш сопровождающий, - что самая интересная часть навигационной тренировки – прохождение Английским каналом ночью. Только представьте, какое множество паромов «пересечет» ваш курс. Это очень интересно. Здесь хорошо практиковаться перед отправкой экипажа в море.
     На штурманском тренажере кадеты совершенствуют не только судовождение своего «корабля», но и его взаимодействие с одним либо с несколькими другими «кораблями», чьи силуэты слева, справа и по корме скользят по мониторам, пересекают курс по носу. Кстати, возможна отработка учебных задач совместно с авиацией.
     - Посещают ли тренажеры в целях поддержания профессиональной формы корабельные офицеры? – спросил командира фрегата УРО «Нарвик».
     - Безусловно, - ответил капитан 3 ранга Виллассен. - Вместе с корабельными штурманами я бываю здесь как минимум дважды в год.
     
…и тренажеры «Торденшольда»

     После военно-морского училища вторым местом экскурсии по Хоконсверну стала тактическая школа «Торденшольд». Свое название она получила благодаря, как нам объяснили, норвежскому морскому герою Торденшольду, чья скульптура горделиво высится у входа в главный корпус школы. К слову, мощный торс и бронзовое обветренное лицо героя – единственное, что разрешили сфотографировать. Внутри школы на использование фотоаппаратуры наложено категорическое табу.
     «Торденшольд» дает морякам тактическое образование, подходящее для всех типов кораблей; готовит водолазных специалистов для всех вооруженных сил Норвегии, профильных специалистов для тыловых структур. Есть службы метрологии и гидрологии, в компетенцию школы также входят тактическая разработка и алгоритм ведения всех видов боевых действий на море, кроме подготовки специальных операций.
     Основной курс длительностью один год – обучение правилам ведения боевых действий ВМС. По окончании курса слушателям выдают международный сертификат STWC-95. Кстати, только в 2005 году подготовку в «Торденшольде» прошли 340 специалистов.
     Тактическая школа организационно состоит из четырех центров: тактики и доктрины (сорок шесть человек), водолазной подготовки, безопасности и физической подготовки. Центр тактики и доктрины отвечает за развитие тактики, координирует покупку тренажеров и их использование. Кроме этого, обучает офицеров управлению полетами вертолетов и безопасной работе на палубе. Центр водолазной подготовки готовит водолазов как для ВМС, так и для специальных сил, включая спецназы полиции и вооруженных сил Норвегии.
     Что же касается центра безопасности, то его построили в 2000 году. Обошелся он Норвегии в 20 миллионов долларов. Сам центр состоит из нескольких, скажем так, профильных зданий (объектов). Так, на площадке, имитирующей посадочную палубу надводного корабля, расположен макет вертолета. На нем кадеты тренируются ликвидировать аварии винтокрылой машины в основном при ее возгорании. Ведут борьбу с несколькими типами пожаров: внешним, когда огнем охвачен корпус вертолета; с возгоранием двигателей и, конечно, с пожаром на самой вертолетной площадке - в случае разлива топлива. Во время посещения центра нам продемонстрировали ликвидацию внешнего пожара, когда практически весь вертолет находился в огне. При этом для «резки по металлу» был использован пострадавший в аварии… автомобиль.
     После показательной локализации пожара нас провели уже в само помещение управления огнем на вертолетной площадке, откуда контролируют активность стихии. Пожары создаются в трех режимах и исключительно с помощью компьютера. Первый режим - с использованием «мыши», легким щелчком клавиши превращающей газ в достаточно впечатляющий огонь; при этом оператор, сидящий за компьютером, находится в постоянном радиоконтакте с руководителем тренировки на площадке. Второй – так называемый местный режим: когда инструктор, находящийся внутри «вертолета», сам управляет силой и направлением пожара. И третий режим – автоматический, то есть заранее программируют параметры пожара, который начинается как бы внезапно.
     Словом, в каждом конкретном случае речь идет об абсолютной управляемости огня. В любой момент по сигналу от компьютера огонь может исчезнуть и тренировка, если группы не справляются с «разбушевавшейся стихией», прекратится.
     Следующим объектом для экскурсии по центру безопасности стало высокое кирпичное здание красного цвета, предназначенное для отработки борьбы с внутрикорабельными пожарами. В нем расположены помещения, имитирующие машинное отделение, боевой информационный центр, камбуз и каюты личного состава. Здесь же находятся двенадцать программирующихся дымовых машин, способных создать иллюзию задымленности помещений угарным газом.
     - Подготовку в центре проходит весь плавсостав без исключения, - рассказывал капитан 3 ранга Стейнар Виллассен, - начиная от командира корабля и заканчивая матросом. У нас группы по борьбе за живучесть смешанные: состоят из офицеров, мичманов и матросов, потому что в критических ситуациях люди должны не только понимать друг друга и смысл отдаваемых им команд, но и знать алгоритм своих практических действий.
     К слову, каждый год здесь обучаются (длительность курса - от одной до пяти недель) порядка трех с половиной тысяч человек. Правда, как признался Стейнар, сам командир «Нарвика» прошел подготовку в течение всего лишь... одного дня, но его корабельные специалисты по борьбе за живучесть «отучились» все пять положенных недель.
     В сером здании центра отрабатывают борьбу за живучесть, в ходе которой моделируются аварии на корабле с использованием воды. Внутри своеобразного водного полигона расположены три тренировочных помещения. По словам норвежцев, в них проигрывается двадцать один вариант повреждений, способствующих поступлению забортной воды внутрь корабля.
     Симулирующий (подвижный) тренажер – имитатор корабельного отсека – вмещает в себя 60 тонн воды. Отсек заполняется на высоту в один метр семьдесят сантиметров. И движение (вернее, раскачивание) «отсека» сопровождают звуковые эффекты: сильный гул поступающей воды, треск ломающихся переборок, грохот взрывов и стрельбы и так далее.
     Мы зашли внутрь небольшого помещения – поста управления и контроля над развитием ситуации в аварийном «отсеке». На переборке - приборы, программирующие «аварию», в частности сенсорный дисплей, на котором легким касанием пальца можно задать ту либо иную «бяку», а также моментально обнулить задачу. С дисплея также выбирают аварийные помещения. Мы находились в помещении номер «три»: за переборкой с огромным смотровым окном располагался и «отсек-бедолага», которому через считанные минуты предстояло заполниться водой. Норвежец – оператор тренажера объясняет, что, скажем так, неполадки делятся на «повреждения высокого и низкого давления» (от семи до одной атмосферы). Оператор касанием пальца дисплея задал повреждение (активировал нужный клапан) переборочной двери, снизу которой из-за нарушения герметизации в «отсек» пошла вода. Затем вновь касание пальцем дисплея - и вода уже хлынула из-под палубного люка. Третье касание оператором дисплея – и «разорвало» трубопровод высокого давления, из которого засвистела вода. В это время наша «платформа» начала двигаться, раскачиваясь влево – вправо, создавая иллюзию пребывания корабля в море. Скорость бортовой качки - от 0 до 10 условных единиц, размах - от +15 до -15 градусов. Эти параметры также задает и контролирует компьютер, расположенный в посту управления тренажером.
     - Если вижу, что аварийная партия не справляется с ситуацией, - пояснил оператор, - то на пульте управления есть так называемая «кнопка выключения аварийной ситуации»: после ее нажатия все движение сразу же прекращается, а вода начинает сливаться через специальные кингстоны, установленные на палубе «аварийного отсека». Кстати, чтобы слить шестьдесят тонн воды, требуется одна минута сорок две секунды…
     Командир «Нарвика» сказал, что руководителя центра капитана 3 ранга Ресснаса все называют «мистером борьбы за живучесть» ВМС Норвегии.
     - Мистер Ресснас всеобъемен, - подчеркнул Стейнар. - Мы на «Нарвике» немного боимся его, потому что, если что-нибудь не так сделаем, он отправит нас сюда - в «ад». Ведь раз в год специалисты центра посещают корабли королевских ВМС, находящиеся в море, где также проводят «адские» тренировки по борьбе за живучесть.
     - Стандарты безопасности всегда должны быть на высоком уровне, - добродушно улыбаясь, рассказывал капитан 3 ранга Ресснас, - поэтому лучше предотвратить огонь до выхода в океан. Кстати, специалисты центра могут воспрепятствовать нерадивому в вопросах БЗЖ экипажу корабля выйти в море. В этом случае они подготовят аргументированные рекомендации командиру соединения и он примет решение, что, мол, «на основании заключения руководства центра безопасности вам, учитывая практическую неподготовленность в вопросах БЗЖ, запрещено выходить в море».
     Центр безопасности (по живучести и борьбе с пожарами) вобрал в себя все новейшие технические разработки, созданные за последние годы в Норвегии, Великобритании и Канаде. По словам командира «Нарвика» капитана 3 ранга Стейнара Виллассена, это лучшие тренажеры по безопасности и живучести в мире. Что-то подобное есть в ВМС США и Германии, однако на норвежских тренажерах внедрено многое из того, чего нет у них.
     При содействии Центра зарубежной военной информации Северного флота.
     На снимках: тренировочный центр нефтяников; пульт управления тушением пожара.Фото автора.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex