на главную страницу

17 Января 2007 года

Геополитика

Среда

Возвращение Сахалина

Игорь НОВИКОВ,
эксперт Института геополитической информации «Энергия».



Одним из знаковых событий минувшего года стало обретение российской компанией «Газпром» контроля над проектом «Сахалин-2». Большинство аналитиков расценило эту коммерческую сделку не просто как дальнейшее укрупнение газового гиганта, а как корректировку российским государством своей энергетической стратегии с учетом новых тенденций в мировой политике и обостряющейся борьбы за основные источники энергоресурсов на планете.


     ИСТОРИЯ с «Сахалином-2» началась осенью минувшего года, когда стало известно, что российские природоохранные структуры, весьма снисходительно относившиеся ранее к загрязнению окружающей среды, обнаружили в работе иностранных нефтяных компаний и их российских подрядчиков на Сахалине серьезные нарушения экологического и лицензионного законодательства. Речь шла об англо-голландской компании «Шелл» и ее двух японских компаньонах – «Мицуи» и «Мицубиси», работающих на российском острове с 1990-х годов на основе соглашения о разделе продукции. Ущерб природе был предварительно оценен Росприроднадзором в 10 млрд. долларов.
     Выяснилось также, что происходит постоянное удорожание этого нефтегазового проекта. Вместо первоначальных расходов в 10 млрд. долларов США иностранный оператор проекта заговорил уже о 22 млрд. долларов расходов, что отодвинуло бы начало получения российским государством доходов на два – три года (поясним: особенность соглашения о разделе продукции в том, что прибыль начинает поступать стране-«хозяйке» только после того, как иностранные участники проекта – инвесторы полностью возместят свои расходы).
     Наша справка. На территории России в настоящее время осуществляются три проекта в энергетической сфере на основании соглашений о разделе продукции, практикуемых западными компаниями в основном в слаборазвитых странах третьего мира. В нашей стране это, помимо «Сахалина-2», «Сахалин-1» (участвуют американская «Экссон Мобил», оператор проекта, индийская ОНГК и японская «Содеко») и Харьягинское месторождение в Ненецком автономном округе (французский концерн «Тоталь»). Прибыль от всех этих проектов 1990-х годов составила для России только около 700 млн. долларов, хотя при разработке нефтегазовых месторождений на общих условиях она была бы, по однозначному мнению экспертов, в несколько раз больше.
     Что касается «Сахалина-2», то в результате сложных переговоров российской стороны с участниками проекта, сопровождавшихся, заметим, многочисленными антироссийскими публикациями в западной прессе, была достигнута договоренность о новом формате разработки месторождений на сахалинском шельфе. «Газпром» покупал у иностранных участников проекта контрольный пакет акций созданной ими фирмы – оператора проекта «Сахалин Энерджи» за 7,45 млрд. долларов (первоначально «Шелл» имел 55 процентов акций, «Мицуи» - 25 и «Мицубиси» – 20). Каждая из трех компаний согласилась уступить российской газовой монополии половину своих акций – всего 50 процентов плюс одну акцию. Иностранным компаниям, судя по появившимся сообщениям, придется взять на себя также самостоятельную оплату 3,6 млрд. долларов дополнительных расходов по проекту.
     Оформление сделки должно быть завершено уже к концу февраля, т.е. фактически уже весной «Газпром» станет обладателем новых крупных нефтегазовых активов на востоке России, что еще больше увеличит капитализацию этой компании. Правда, о порядке оплаты газовым гигантом своего восточного приобретения точной информации пока нет. Высказывается мнение, что «Газпром» может расплатиться из денег самого проекта после начала промышленной разработки, когда начнет поступать выручка от продажи сжиженного природного газа. Для «Газпрома» это был бы лучший вариант, особенно учитывая, что, по мнению многих аналитиков, компания перегружена финансовыми обязательствами и нуждается в поиске дополнительных крупных средств для разработки новых перспективных месторождений в труднодоступных арктических районах.
     Наша справка. Проект «Сахалин-2» предусматривает освоение Лунского и Пильтун-Астохского месторождений на шельфе Сахалина с общими геологическими запасами в 600 млн. тонн нефти и конденсата и 700 млрд. кубометров природного газа (суммарные извлекаемые запасы - 150 млн. тонн нефти и 500 млрд. кубометров газа). Для производства сжиженного природного газа на юге острова в поселке Пригородное сооружается первый в России завод такого профиля мощностью 9,6 млн. тонн в год. В рамках этого же проекта – строительство двухниточного 800-километрового трубопровода с севера на юг Сахалина, предприятия по переработке газового конденсата, нефтяного терминала и двух морских платформ. Первые поставки сжиженного газа должны начаться в 2008 году.
     Но в реализации проекта «Саха-лин-2» могут возникнуть новые трудности, связанные с тем, что иностранные банки – потенциальные кредиторы проекта, включая Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), настороженно отнеслись к приобретению российским газовым гигантом контрольного пакета акций. Уже в начале этого года появились сообщения о том, что ЕБРР в новых условиях не хочет предоставлять заем в 300 млн. долларов, чтобы не поддерживать фактическую «национализацию» проекта.
     Представляется, что это отражение настроений, доминирующих сегодня в элитарных кругах Евросоюза, склонных к упрощенному рассмотрению «Газпрома» как энергетического инструмента российского государства. Хотя в действительности наше государство, хотя и является крупнейшим акционером компании, уже не имеет контрольного пакета акций, в силу чего корпоративная политика уже не может оцениваться, даже формально, как тождественная государственной политике. Эта тема — согласование интересов крупных корпораций, государства и всего общества – предмет отдельного непростого анализа.
     ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ финансовых кругов Евросоюза относительно нового статуса «Сахалина-2» не скажутся, скорее всего, на судьбе проекта в силу экономической заинтересованности других геополитических центров в азиатских энергоресурсах России. Считается, что, помимо ЕБРР, тремя другими потенциальными кредиторами проекта «Сахалин-2» являются Американский экспортно-импортный банк, Департамент экспортных кредитных гарантий правительства Великобритании и Японский банк по международному сотрудничеству.
     На фоне проблем, возникших у компании «Шелл», более благополучным выглядит проект «Сахалин-1», к которому со стороны российских государственных структур нет пока серьезных претензий (потенциальные извлекаемые запасы разрабатываемых в его рамках месторождений составляют около 307 млн. тонн нефти и 485 млрд. кубометров газа). Так, в декабре прошлого года официальный представитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) констатировал соблюдение подрядчиками российских законов при строительстве объектов на острове. Не было выявлено нарушений и при строительстве магистрального газопровода Сахалин - Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск.
     


     

     «Дальний Восток - это кладовая богатств, одно освоение которых способно изменить жизнь людей и поднять экономическую мощь России. Практически не распечатаны нефтегазовые запасы ДФО - 8,5 млрд. т нефти и 30 трлн. куб. м газа (прогноз). На Сахалине - 1,3 млрд. т нефти, на Камчатке в 2,5 раза, в Магадане - в 3 раза больше, имеется богатый шельф у побережья Якутии. При этом рядом находится огромный рынок потребления. В ближайшие 15 лет только в Китае потребность в нефти вырастет более чем на 300 млн. т, газа - на 90 млрд. куб. м. В Северной Америке - соответственно на 150 млн. т и 70 млрд. куб. м».
     Из интервью представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Камиля ИСХАКОВА агентству Интерфакс, декабрь 2006 года.
     

     


     Российские инстанции согласились, без упреков к оператору «Сахалина-1», с увеличением расходов по проекту на 6,5 млрд. долларов (с 12,8 млрд. до 19,3 млрд.). Это в какой-то мере сбило волну критики действий России в иностранных средствах массовой информации, негативно комментирующих любые шаги российского государства по укреплению своих позиций в энергетической сфере.
     Уместно в связи с этим будет отметить, что действия многих российских компаний, особенно с государственным участием, нуждаются в более грамотном информационном сопровождении. К сожалению, силы, не заинтересованные в проникновении российского бизнеса на европейский рынок, пока зачастую переигрывают российские информационные структуры (это касается не только сахалинских проектов). Надо признать, что имидж России в европейском и североамериканском общественном мнении, особенно в деловом сообществе, довольно невысок, что мешает российским компаниям, например нефтяным, приобретать новые иностранные активы.
     На важность для России эффективности ее «агитпропа» за пределами страны обращают внимание многие достаточно объективные зарубежные аналитики. Эксперт Германского совета по внешней политике Александр Рар, комментируя ситуацию, возникшую в отношениях между Россией и Белоруссией в энергетической сфере, совершенно правильно заметил: «Теперь самое главное для России не проиграть пиаровскую битву. Надо показать, что виноват Минск, а не Москва… Если Запад поверит в то, что Россия хочет поглотить Белоруссию, тогда начнутся проблемы… Поэтому России не стоит пренебрегать европейским общественным мнением».
     Да и некоторым крупным российским компаниям не следует забывать, что, помимо финансовых интересов, есть интересы более высокого уровня. Председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев в интервью РИА «Новости», говоря недавно о том же российско-белорусском энергетическом споре, деликатно заметил, что «имидж страны на международной арене, безусловно, более важный фактор, чем любая коммерческая выгода».
     УСПЕШНОЕ участие иностранных компаний в проекте «Сахалин-1», как и сотрудничество российской компании «ЛУКОЙЛ» с американской «Коноко Филлипс», показывает принципиальную возможность для крупного бизнеса выгодно работать в России в энергетической сфере. Тем более что освоение новых месторождений в российском секторе Арктики и на востоке страны требует огромных инвестиций и новых технологий. То же гигантское Штокмановское месторождение, расположенное в Баренцевом море (3,7 трлн. кубометров природного газа), потребует, скорее всего, сотрудничества России с иностранными компаниями, обладающими опытом глубоководного бурения в арктических широтах.
     Но в условиях растущего спроса на углеводородное сырье ведущие страны Запада и Востока готовы «вкладываться» в Россию. Уже упомянутая выше индийская государственная компания ОНГК получит в этом году для национальной экономики 2,4 млн. тонн сахалинской нефти. Первая партия нефти была доставлена с острова в Индию в прошлом месяце и поступила на нефтеперерабатывающий завод в Мангалоре (на западном побережье страны), который будет ориентирован теперь на работу на российском сырье. Конечно, объем индийских закупок довольно невысок, если принимать во внимание, что эта азиатская держава импортирует ежегодно более 80 млн. тонн нефти (70 процентов – в Ближневосточном регионе), но интерес к «черному золоту» России налицо.
     На российскую нефть все белее нацеливается и Япония, чей нефтяной импорт на 90 процентов зависит от неспокойного Ближнего Востока. Первая пробная партия сахалинской нефти поступила в Страну восходящего солнца в конце прошлого года и была положительно оценена потребителями с точки зрения соотношения цены и качества. С начала 2007 года уже начались регулярные поставки нефти с месторождений на севере Сахалина для шести крупных японских компаний.
     Диверсификация источников углеводородного сырья соответствует стратегии энергетической безопасности Японии, как и других ведущих мировых держав. Если учесть, что танкер от терминала Де Кастри на побережье Хабаровского края плывет до Японии всего 5 – 6 дней (вчетверо быстрее, чем из арабских портов), то становится очевидной заинтересованность японской экономики в нефти из азиатской части России.
     Только годовая мощность добывающих платформ проекта «Сахалин-1» составит около 12,5 млн. тонн нефти, а есть еще проекты «Сахалин-2», «Сахалин-3»… К этому надо добавить газодобывающие мощности. По имеющейся информации, компания «Сахалин Энерджи» уже подписала договор о поставках в Японию 420 тыс. тонн сжиженного газа в год. Поставки будут осуществляться в течение двадцати лет начиная с 2010 года.
     Наша справка. Осенью 2006 года государственная компания «Роснефть» и английская «Бритиш Петролеум» подписали операционные соглашения о совместной деятельности на Западно-Шмидтовском («Сахалин-4») и Восточно-Шмидтовском («Сахалин-5») лицензионных участках. Проекты будут реализовываться на условиях действующей системы налогообложения при соотношении долей соответственно в 51 и 49 процентов. Финансирование геологоразведочных работ и бурения на шельфе северной части острова Сахалин вплоть до коммерческого открытия будут осуществлять англичане с последующей компенсацией понесенных затрат из доли добычи «Роснефти».
     Еще большие надежды японцы возлагают на экспортный трубопровод Восточная Сибирь – Тихий океан (от города Тайшета в Иркутской области через Сковородино в Амурской области до бухты Козьмино возле Находки), строительства которого Токио несколько лет усиленно добивался, вступив в негласную конкуренцию с Пекином за направление маршрута. Первая очередь нефтепровода (до Сковородино) должна быть построена уже к концу 2008 года. Первоначальная проектная мощность «трубы» - 30 млн. тонн в год, а к 2015 году по ней будет транспортироваться 80 млн. тонн, основными потребителями которых станут Япония, Южная Корея и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
     Но пока вопрос о наполняемости нового восточного трубопровода остается открытым. Российские компании располагают на данный момент разведанными запасами, способными обеспечить прокачку 25 - 30 млн. тонн ежегодно, но эти запасы еще надо ввести в эксплуатацию. Это откровенно признал в прошлом месяце на совместной коллегии Генпрокуратуры и министерства природных ресурсов РФ замминистра Анатолий Темкин. Он сообщил, что отставание от сроков разработки месторождений практически всех недропользователей Восточной Сибири ставит под угрозу обеспечение трубопровода необходимым объемом нефти. По его словам, серьезное отставание по срокам выполнения геологоразведочных работ имеется почти у всех компаний, в том числе у «Роснефти», «Газпрома», ТНК-ВР.
     Фактически российские нефтяники сталкиваются сегодня в Восточной Сибири с такими же проблемами, которые могут возникнуть в ближайшие годы у газовиков по отношению к европейским потребителям (новые перспективные месторождения находятся в труднодоступных районах, что увеличивает себестоимость сырья и требует огромных инвестиций). Безусловно, это не остается незамеченным иностранными аналитиками, которые внимательно следят за ресурсной базой России, рассматривая ее как один из основных источников углеводородного сырья для промышленно развитых стран Азиатско-Тихоокеанского региона в первой половине XXI века. Для всех при этом очевидно, что без природного потенциала России ведущие мировые центры силы не смогут решить свои энергетические проблемы и сохранить относительную стабильность функционирования мировой экономики.
     Наша справка. Рост мирового потребления нефти на планете составит в 2007 году, по оценкам западных аналитиков, 1,7 процента. Мировой экономике потребуется 85,9 млн. баррелей в день, из которых страны ОПЕК будут добывать 27 - 28 млн. баррелей в день. Основными потребителями нефти будут по-прежнему США (импорт покрывает около половины потребностей), Китай (40 процентов), Евросоюз (75 процентов), Япония (полностью зависит от импорта) и Индия (70 процентов). До 2010 года спрос на нефть ежегодно будет расти на 1,2 - 2 млн. баррелей в день, удовлетворить который будет сложно без российской нефти.
     В этих условиях для России крайне важно поддерживать в мировом общественном мнении имидж дееспособного государства, способного самостоятельно распоряжаться природными богатствами азиатской части страны, учитывая в то же время заинтересованность мировых центров силы в выполнении ведущими нефтегазовыми компаниями РФ своих международных обязательств. Это в свою очередь ставит в повестку дня более тесное сопряжение усилий российского государства и крупных компаний на азиатском направлении при гармоничном сочетании общенациональных и корпоративных интересов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex