на главную страницу

17 Января 2007 года

Среда

ВАИ: вчера, сегодня, завтра

Василий ФАТИГАРОВ, «Красная звезда».



Дорогие читатели, редколлегия «Красной звезды» планирует регулярный ежемесячный выпуск тематической полосы, посвященной военно-автомобильной тематике. Мы постараемся сделать ее интересной для вас, и для этого нам потребуется ваша помощь. Пишите в редакцию «по мылу» и по-старинке, звоните, шлите sms! Советуйте, не стесняйтесь.
Конечно, материалы полосы не ограничатся обсуждением только военных автомобильных проблем, но от своих цивильных коллег она, безусловно, будет отличаться.
Постоянным консультантом полосы согласился стать начальник Военной автомобильной инспекции Минобороны России полковник Виталий Кох. Сегодня мы представляем вашему вниманию интервью Виталия Викторовича «Красной звезде», в котором он рассказывает о прошлом, настоящем и будущем своей службы.


     – Виталий Викторович, какова история создания военной автоинспекции?
     – ВАИ зародилась еще в начале Первой мировой войны. Но юридически годом основания инспекции считается 1942-й, когда приказом по Главному управлению автомобильной и дорожной службы Красной Армии от 26 августа отделы военно-автомобильных дорог, дорожно-комендантской службы и инспекторский слили в один отдел военной автоинспекции и военно-автомобильных дорог.
     – А как живет ВАИ сегодня?
     – Основные задачи ВАИ – проведение мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в войсках; контроль за организацией движения транспортных средств Вооруженных Сил; организация регистрации и контроля технического состояния транспортных средств Вооруженных Сил РФ; а также экзаменационной и разрешительной деятельности в системе подготовки и допуска к управлению транспортными средствами водителей и исполнению обязанностей начальниками контрольно-технических пунктов (КТП). В задачи входит и организация обязательного страхования гражданской ответственности водителей транспортных средств Вооруженных Сил РФ.
     – О несовершенстве правовой базы деятельности ВАИ говорят уже даже неспециалисты…
     – Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 года утверждены общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ. В них регламентируется и деятельность ВАИ. Однако нормативная база работы ВАИ требует улучшения, и в первую очередь на законодательном уровне. В подтверждение сказанного можно привести несколько характерных примеров так Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» не содержит никакого упоминания о ВАИ.
     Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года с последующими изменениями утверждено Положение о ГИБДД МВД России. В нем предусматривается, что «ГИБДД осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, военной автомобильной инспекцией и иными организациями». Обращу ваше внимание на то, что ВАИ здесь упоминается в единственном числе, хотя ВАИ имеются и в других силовых ведомствах (МЧС России и МВД России), и каждая из них является в определенном смысле самостоятельной. Четкий механизм их взаимодействия с ВАИ Министерства обороны не регламентирован.
     Самое актуальное сейчас для совершенствования правовой базы ВАИ – это, безусловно, утверждение Указом Президента РФ «Положения о ВАИ». В настоящее время над его текстом мы, по поручению министра обороны, работаем в тесном сотрудничестве с другими органами военного управления.
     – С первого марта прошлого года в структуре ВАИ Минобороны произошли значительные изменения. Чем они вызваны и в чем их суть?
     – ВАИ ранее состояло из ведомственных, разрозненных по подчиненности и различных по составу подразделений, не имеющих единого ствола подчиненности и руководства ими. Отсутствовали штатные структурные подразделения ВАИ низшего звена – штатные ВАИ гарнизонов. Старшие инспекторы ВАИ гарнизонов входили в состав военных комендатур, при этом ответственность за обеспечение безопасности дорожного движения на военных комендантов не возлагалась. Как правило, при очередном сокращении военные комендатуры переводились на более низкий разряд, а должности старших инспекторов сокращались в первую очередь. Только в 2005 году было сокращено более 60 должностей старших инспекторов. Это привело к тому, что в гарнизонах работать стало практически некому. Такая разобщенность негативно сказывалась на работе ВАИ, а главное – на обстановке, складывающейся на дорогах страны с участием транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации.
     Для создания в Вооруженных Силах Российской Федерации эффективной системы обеспечения безопасности дорожного движения, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации, министром обороны и начальником Генерального штаба Вооруженных Сил было принято решение создать структуру ВАИ Вооруженных Сил Российской Федерации, включающую ВАИ Минобороны, 9 региональных ВАИ и 83 ВАИ территориальных как структурных подразделений ВАИ Вооруженных Сил, организующих свою работу по территориальному принципу. А в состав автомобильных служб видов Вооруженных Сил РФ, родов войск и Главных (центральных) управлений ввели должности офицеров по безопасности дорожного движения. Организация дорожно-постовой службы в гарнизонах возложена на территориальные ВАИ, а осуществляется дежурными инспекторами ВАИ в соответствии с главой 3 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил.
     Получилась стройная система обеспечения безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах.
     Организованная совместная работа в рамках созданной системы позволит, на наш взгляд, сократить уровень аварийности и тяжесть последствий ДТП в Вооруженных Силах в течение 5-7 лет на 15-20%.
     – Как организованы взаимодействие и сотрудничество ВАИ с другими структурами?
     – ВАИ Министерства обороны наиболее тесно взаимодействует с ДОБДД МВД России и подведомственными ему подразделениями ГИБДД. Это вполне закономерно и объяснимо, учитывая общность решаемых обеими структурами задач.
     Возвращаясь к несовершенству правовой базы деятельности ВАИ, следует признать, что в настоящее время нет нормативных документов, регламентирующих взаимодействие ВАИ с ГИБДД.
     Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2005 года утверждена концепция федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». Им определено, что ее государственным заказчиком-координатором является МВД России, а государственными заказчиками программы – МЧС России, Росздрав, Рособразование и Росавтодор. Министерство обороны, имеющее значительный автопарк и специальную структуру, на федеральном уровне занимающееся безопасностью дорожного движения, в число заказчиков указанной Федеральной целевой программы не вошло.
     – Но работа ВАИ Минобороны четко определена хотя бы ведомственными приказами, а общевоинские уставы, регламентирующие деятельность инспекции утверждены, как вы подчеркнули уже в нашей беседе, указом Президента России. А чем руководствуются ваши коллеги из МЧС, ВВ МВД и Погранвойск?
     – В прошлом году по настоянию Минюста России в связи с тем, что ранее изданные приказы, утверждающие положения о ведомственных ВАИ в МЧС и МВД, не прошли в установленном порядке госрегистрацию, они соответствующими приказами тех же ведомств были отменены. А ФПС РФ была и вовсе расформирована. Однако вышеупомянутые ВАИ продолжают функционировать. Вопросов в этой сфере пока больше, чем ответов. Началом их решения, как уже говорил, должно стать внесение изменений и дополнений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
     – На дворе век информационных технологий. Как решается проблема создания информационной системы ВАИ?
     – Мы давно лелеем мечту о создании автоматизированной информационной системы военной автомобильной инспекции (АИС ВАИ), предназначенной для обеспечения работы иерархической интегрированной информационной сети. АИС ВАИ смогла бы обеспечить технологическое сопряжение банков данных военных округов (флотов) о зарегистрированных транспортных средствах воинских частей, дислоцированных на территории этих округов; создать единую систему учета и анализа ДТП, проведенных государственных технических осмотров транспортных средств; систему учета спецпродукции.
     Представьте себе инспектора на отдаленном посту ВАИ, способного проверить любое транспортное средство по коммуникатору, имеющему доступ в режиме он-лайн к единой базе данных зарегистрированных транспортных средств. Но пока это мечты…
     В настоящий момент автоматизированной информационной системы ВАИ не имеет, в создании ее необходимо задействовать управление начальника связи Вооруженных Сил и другие главные управления Министерства обороны. Мы также надеемся в этом плане на более конструктивное сотрудничество с Российским союзом автостраховщиков (РСА).


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex