– Виталий Викторович, какова история создания военной автоинспекции?
– ВАИ зародилась еще в начале Первой мировой войны. Но юридически годом основания инспекции считается 1942-й, когда приказом по Главному управлению автомобильной и дорожной службы Красной Армии от 26 августа отделы военно-автомобильных дорог, дорожно-комендантской службы и инспекторский слили в один отдел военной автоинспекции и военно-автомобильных дорог.
– А как живет ВАИ сегодня?
– Основные задачи ВАИ – проведение мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в войсках; контроль за организацией движения транспортных средств Вооруженных Сил; организация регистрации и контроля технического состояния транспортных средств Вооруженных Сил РФ; а также экзаменационной и разрешительной деятельности в системе подготовки и допуска к управлению транспортными средствами водителей и исполнению обязанностей начальниками контрольно-технических пунктов (КТП). В задачи входит и организация обязательного страхования гражданской ответственности водителей транспортных средств Вооруженных Сил РФ.
– О несовершенстве правовой базы деятельности ВАИ говорят уже даже неспециалисты…
– Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 года утверждены общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ. В них регламентируется и деятельность ВАИ. Однако нормативная база работы ВАИ требует улучшения, и в первую очередь на законодательном уровне. В подтверждение сказанного можно привести несколько характерных примеров так Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» не содержит никакого упоминания о ВАИ.
Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года с последующими изменениями утверждено Положение о ГИБДД МВД России. В нем предусматривается, что «ГИБДД осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, военной автомобильной инспекцией и иными организациями». Обращу ваше внимание на то, что ВАИ здесь упоминается в единственном числе, хотя ВАИ имеются и в других силовых ведомствах (МЧС России и МВД России), и каждая из них является в определенном смысле самостоятельной. Четкий механизм их взаимодействия с ВАИ Министерства обороны не регламентирован.
Самое актуальное сейчас для совершенствования правовой базы ВАИ – это, безусловно, утверждение Указом Президента РФ «Положения о ВАИ». В настоящее время над его текстом мы, по поручению министра обороны, работаем в тесном сотрудничестве с другими органами военного управления.
– С первого марта прошлого года в структуре ВАИ Минобороны произошли значительные изменения. Чем они вызваны и в чем их суть?
– ВАИ ранее состояло из ведомственных, разрозненных по подчиненности и различных по составу подразделений, не имеющих единого ствола подчиненности и руководства ими. Отсутствовали штатные структурные подразделения ВАИ низшего звена – штатные ВАИ гарнизонов. Старшие инспекторы ВАИ гарнизонов входили в состав военных комендатур, при этом ответственность за обеспечение безопасности дорожного движения на военных комендантов не возлагалась. Как правило, при очередном сокращении военные комендатуры переводились на более низкий разряд, а должности старших инспекторов сокращались в первую очередь. Только в 2005 году было сокращено более 60 должностей старших инспекторов. Это привело к тому, что в гарнизонах работать стало практически некому. Такая разобщенность негативно сказывалась на работе ВАИ, а главное – на обстановке, складывающейся на дорогах страны с участием транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации.
Для создания в Вооруженных Силах Российской Федерации эффективной системы обеспечения безопасности дорожного движения, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации, министром обороны и начальником Генерального штаба Вооруженных Сил было принято решение создать структуру ВАИ Вооруженных Сил Российской Федерации, включающую ВАИ Минобороны, 9 региональных ВАИ и 83 ВАИ территориальных как структурных подразделений ВАИ Вооруженных Сил, организующих свою работу по территориальному принципу. А в состав автомобильных служб видов Вооруженных Сил РФ, родов войск и Главных (центральных) управлений ввели должности офицеров по безопасности дорожного движения. Организация дорожно-постовой службы в гарнизонах возложена на территориальные ВАИ, а осуществляется дежурными инспекторами ВАИ в соответствии с главой 3 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил.
Получилась стройная система обеспечения безопасности дорожного движения в Вооруженных Силах.
Организованная совместная работа в рамках созданной системы позволит, на наш взгляд, сократить уровень аварийности и тяжесть последствий ДТП в Вооруженных Силах в течение 5-7 лет на 15-20%.
– Как организованы взаимодействие и сотрудничество ВАИ с другими структурами?
– ВАИ Министерства обороны наиболее тесно взаимодействует с ДОБДД МВД России и подведомственными ему подразделениями ГИБДД. Это вполне закономерно и объяснимо, учитывая общность решаемых обеими структурами задач.
Возвращаясь к несовершенству правовой базы деятельности ВАИ, следует признать, что в настоящее время нет нормативных документов, регламентирующих взаимодействие ВАИ с ГИБДД.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2005 года утверждена концепция федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». Им определено, что ее государственным заказчиком-координатором является МВД России, а государственными заказчиками программы – МЧС России, Росздрав, Рособразование и Росавтодор. Министерство обороны, имеющее значительный автопарк и специальную структуру, на федеральном уровне занимающееся безопасностью дорожного движения, в число заказчиков указанной Федеральной целевой программы не вошло.
– Но работа ВАИ Минобороны четко определена хотя бы ведомственными приказами, а общевоинские уставы, регламентирующие деятельность инспекции утверждены, как вы подчеркнули уже в нашей беседе, указом Президента России. А чем руководствуются ваши коллеги из МЧС, ВВ МВД и Погранвойск?
– В прошлом году по настоянию Минюста России в связи с тем, что ранее изданные приказы, утверждающие положения о ведомственных ВАИ в МЧС и МВД, не прошли в установленном порядке госрегистрацию, они соответствующими приказами тех же ведомств были отменены. А ФПС РФ была и вовсе расформирована. Однако вышеупомянутые ВАИ продолжают функционировать. Вопросов в этой сфере пока больше, чем ответов. Началом их решения, как уже говорил, должно стать внесение изменений и дополнений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
– На дворе век информационных технологий. Как решается проблема создания информационной системы ВАИ?
– Мы давно лелеем мечту о создании автоматизированной информационной системы военной автомобильной инспекции (АИС ВАИ), предназначенной для обеспечения работы иерархической интегрированной информационной сети. АИС ВАИ смогла бы обеспечить технологическое сопряжение банков данных военных округов (флотов) о зарегистрированных транспортных средствах воинских частей, дислоцированных на территории этих округов; создать единую систему учета и анализа ДТП, проведенных государственных технических осмотров транспортных средств; систему учета спецпродукции.
Представьте себе инспектора на отдаленном посту ВАИ, способного проверить любое транспортное средство по коммуникатору, имеющему доступ в режиме он-лайн к единой базе данных зарегистрированных транспортных средств. Но пока это мечты…
В настоящий момент автоматизированной информационной системы ВАИ не имеет, в создании ее необходимо задействовать управление начальника связи Вооруженных Сил и другие главные управления Министерства обороны. Мы также надеемся в этом плане на более конструктивное сотрудничество с Российским союзом автостраховщиков (РСА).