на главную страницу

17 Января 2007 года

Среда

Самарский передел

Несовершенство федерального законодательства позволяет местным властям уводить у военных десятки квартир

Владимир МОХОВ, «Красная звезда».



Минувший год тихую Самару сотрясали громкие предвыборные скандалы. В борьбе за город схлестнулись мощные финансово-промышленные группировки, политические партии, представители малого и среднего бизнеса.
А под шумок этой борьбы продолжался передел собственности. Власть – она, как известно, приходит и уходит, а собственность остается. При этом в городе на Волге наиболее явно обозначилась нехарактерная до недавних пор для России тенденция.
Еще вчера даже отпетые криминальные «авторитеты», стремясь приумножить свой капитал, считали ниже собственного достоинства покушаться на интересы военных. Армию они считали той «священной коровой», которую нельзя трогать ни при каких обстоятельствах. Армия цементирует государство. И, будучи надежной защитой от внешней опасности, позволяет спокойно вершить внутри этого государства самые разные дела. Имея в силу понятных причин сложные отношения с милицией, эти люди, как правило, относились к Вооруженным Силам с уважением. То же самое можно сказать о представителях бизнеса. Известно немало случаев, когда в период обеих чеченских кампаний они отстегивали с барского плеча немалые средства на экипировку и продовольственное обеспечение уходящих на войну частей.
Сегодня, когда на Северном Кавказе войны уже нет, внутри страны разворачиваются другие войны. Войны за дорогостоящие земельные участки, на которых расположены военные объекты. Или за квартиры, построенные на скудные средства военного ведомства и переданные недавно в муниципальную собственность. И в этих войнах пощады нет никому…
Самара в этом плане особенно «преуспела». Вот почему «Красная звезда» продолжает публикацию материалов, посвященных самарскому переделу собственности.

     
«Новаторский» подход


     В штабе 2-й гвардейской армии офицеров, убывающих к новому месту службы и сдающих квартиры в Самарскую КЭЧ района, раньше едва ли не на руках носили, призывая побыстрее оформлять документы. В Самарском гарнизоне 1.205 необеспеченных жильем военнослужащих, в том числе более 300 офицеров и прапорщиков, уволенных или подлежащих увольнению в запас, и каждая освобождающаяся квартира отслеживалась жилищными комиссиями с особой тщательностью. Нынче покидающих или покинувших Самару офицеров умоляют уже об ином – не оформлять юридическую сдачу квартиры, поскольку за этим процессом зорко следят и в районных администрациях.
     В соответствии с распоряжением Правительства РФ жилой фонд, находившийся на балансе Самарской КЭЧ, был передан в муниципальную собственность. Сделали это в целях освобождения организаций и учреждений Минобороны от несвойственных им функций, связанных с обслуживанием жилых домов. Но местные власти решили, что вместе с подачей туда тепла и света к ним перешло и право распоряжаться освобождающейся жилплощадью. И зачем распределять ее снова офицерам, если можно распределить, скажем, знакомому бизнесмену? Пусть не в личную собственность, а, например, как… служебную.
     Именно так произошло в Самаре с квартирой по адресу: ул. Ново-Вокзальная, 253, кв. 146. Гарнизонная жилкомиссия выделила ее подполковнику Валерию Гуку. Но ушлый бизнесмен уже установил там железную дверь, прописался и слышать ничего не хочет.
     Спору нет, администрация Промышленного района Самары вправе иметь служебный фонд (хотя вправе ли она предоставлять его руководителям коммерческих организаций – большой вопрос). Но почему он должен формироваться за счет Минобороны? Оговаривайте эти вопросы с инвесторами, строящими жилье на территории города, и вселяйте туда кого угодно. У военного ведомства куча своих очередников и, кстати, та же самая проблема формирования служебного жилфонда. Между тем «новаторский» подход самарских властей к перераспределению квартир, освобождаемых военнослужащими, ставит на решении этой проблемы жирный крест. Ибо любая из квартир, имеющих статус «постоянной», при перемещении офицера может быть захвачена точно так же, как это произошло на улице Ново-Вокзальной.
     Творили все это, как говорят в Самаре, «люди Лиманского» – бывшего мэра, потерпевшего поражение на недавних выборах главы города. Понимая, что власть ускользает, они стремились материализовать ее во что угодно, хотя бы в квартиры, из которых выписывались офицеры. Кстати сказать, людьми этими за период правления Лиманского наворочано было немало. Так что пришедший ему на смену представитель партии «Справедливая Россия» Виктор Тархов, не желая нести ответственности за чужие грехи, перво-наперво обратился в Счетную палату РФ с просьбой провести в Самаре независимый аудит.
     Но одну из авгиевых конюшен, оставленных прежними властями, команде Тархова придется разгребать самостоятельно. Речь о том самом квартирном вопросе…
     
Где два юриста, там три мнения?

     5 декабря командующий 2-й гвардейской армией и начальник Самарского гарнизона генерал-майор Сергей Скоков обратился к главе городского округа Самара Виктору Тархову с письмом. В нем говорится, что в связи с передачей домов в муниципальную собственность районные администрации препятствуют заселению очередников Минобороны в квартиры, освобожденные в связи с выездом других военнослужащих. Командующий подчеркивал, что «согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей». И даже напоминал, что по данному вопросу есть специальное Определение Конституционного суда РФ – высшей в стране судебной инстанции.
     У командования общевойскового объединения нет ни малейшего желания вступать в конфронтацию с новыми самарскими властями. Напротив, командование нацелено на сотрудничество по всем направлениям. Военные не раз откликались и впредь готовы откликаться на любые просьбы города. Но «разруливать» ситуацию с квартирами каким-то образом надо. Потому и генерал Скоков убедительно просил нового градоначальника принять меры для беспрепятственного заселения квартир, стоящих на учете в Самарской КЭЧ, а также определить порядок оформления договоров социального найма при повторном заселении жилой площади, освобождаемой военнослужащими.
     Правомерная, согласитесь, просьба. Как тяжело дается Министерству обороны каждый введенный в эксплуатацию дом, хорошо известно. Недавно в той же Самаре более ста военнослужащим торжественно вручили ключи от новеньких квартир. Но офицер себе не хозяин. И если завтра его переведут в другой гарнизон, что же, вместе с ним в городской фонд «уплывет» и квартира?
     Чтобы этого не произошло, офицер, получается, должен ее приватизировать. А если это не входит в его планы? К тому же жизнь – штука непредсказуемая. Сегодня человеку нравится в Самаре, а завтра его переводят в Москву, и ситуация кардинальным образом меняется. Собственно поэтому в Минобороны ставят целью на период службы обеспечить 100 процентов офицеров служебным жильем. Но решение этой задачи требует времени и средств. И на переходный период, думается, надо выработать особые правила распределения квартир, освобождаемых военнослужащими в муниципальном жилфонде. Хотя бы потому, что возводились эти дома на средства Минобороны, да еще и военными строителями.
     В наступившем году в Самаре для военнослужащих планируется сдать еще 300 квартир. Так неужели часть из них в итоге достанется людям, не имеющим никакого отношения к армии? И отнюдь не малоимущим гражданам, которым местные власти могут выделять жилье по договорам социального найма…
     За счет чего тогда, позвольте спросить, будет формироваться служебный жилфонд, на который так уповают сегодня в Минобороны? Где будут жить молодые офицеры, участвующие в накопительной ипотечной системе? Чтобы ипотека реально заработала, требуются те самые служебные квартиры, на которые покушаются сегодня местные власти.
     Перед Новым годом командование 2-й гвардейской армии получило ответ г-на Тархова. Приведем его практически полностью.
     «Рассмотрев Ваше обращение по вопросу предоставления военнослужащим освободившихся жилых помещений муниципального жилого фонда на условиях договоров социального найма, сообщаем следующее.
     Действовавшая до 01.01.2005 редакция статьи Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривала предоставление военнослужащим жилых помещений за счет государственного или муниципального жилищного фонда.
     В настоящее время в указанный федеральный закон внесены изменения, в силу которых на органы местного самоуправления не возлагается обязанность по предоставлению жилых помещений военнослужащим в первоочередном или внеочередном порядке на условиях договора социального найма.
     Определение Конституционного суда РФ от 25.12.2003 № 453-О, разъясняющее вопросы обеспечения жильем военнослужащих, не может быть принято во внимание, поскольку внесено до вступления в силу вышеуказанных изменений и Жилищного кодекса РФ.
     К компетенции органов местного самоуправления в соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса РФ относится предоставление по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
     Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ иным категориям граждан, определенных федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации и признанных нуждающимися в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются из государственного жилищного фонда.
     Учитывая изложенное, предоставление органами местного самоуправления военнослужащим жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма не представляется возможным».
     Однако с таким подходом согласны далеко не все. К примеру, руководитель территориального управления Росимущества по Самарской области Айвар Кинжабаев в обращении на имя г-на Тархова и в письме руководству Самарской КЭЧ называет действия районных администраций Самары неправомерными, нарушающими права и законные интересы военнослужащих. Руководствуется он опять-таки положениями ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и разъяснениями Конституционного суда.
     Вместе с тем г-н Кинжабаев говорит о невозможности передать жилые помещения, занимаемые военнослужащими, из муниципальной собственности обратно в федеральную (именно такой вариант решения проблемы предлагался бывшим мэром Самары Георгием Лиманским, которому проблемы армии, судя по всему, все-таки небезразличны). Оснований для этого, по мнению Росимущества, нет.
     А есть ли основания для того, чтобы нарушать Федеральный закон «О статусе военнослужащих», в частности, ту его статью, которая гласит, что в квартиру, освобожденную одним служивым, должен заселяться другой? Кинжабаев считает, что нет. Тархов, получается, – да. Кто же из них прав?
     Понятно, что и в городской администрации, и в территориальном управлении Росимущества ответы по этому щекотливому вопросу готовили штатные юристы. Между тем существует известная присказка: где два юриста, там минимум три мнения. И если, по мнению одних, Определение Конституционного суда по данному вопросу утратило юридическую силу, то, по мнению других, не утратило. Ибо на соответствующем официальном сайте сообщений об отмене этого Определения нет. Значит, Конституционный суд свою позицию не пересматривал. Почему же за него все «пересмотрели» клерки из Самарской администрации? Между прочим, один из них прямым текстом заявил начальнику юридической службы общевойскового объединения подполковнику юстиции Александру Скороходову: «Закон «О статусе военнослужащих» распространяется только на военнослужащих. Нас он не касается».
     Как вам это нравится?!
     Сложившаяся коллизия законов, в свою очередь полагают военные юристы, приводит к тому, что упускается из внимания само понятие «военная служба», которая по смыслу статей 59 и 71 (пункт «т») Конституции РФ представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих. Статус этот выражается, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.
     Но правила эти местные чиновники принимать во внимание упорно не желают. О ст. 1 Гражданского кодекса РФ и ст. 1, 4 Жилищного кодекса, гласящих, что в целях защиты конституционных и жилищных прав военнослужащих и обеспечения обороноспособности РФ муниципальные органы власти обязаны оказывать содействие в осуществлении военнослужащими их жилищных прав, в Самаре вовсе предпочитают не вспоминать. Дошло до того, что и.о. руководителя Департамента по управлению имуществом города Самары В. Абрамов предложил Самарской КЭЧ… арендовать квартиры для военнослужащих у муниципальных органов. Это предложение, считает начальник Самарской КЭЧ полковник Фаим Муртазин, противоречит бюджетному законодательству, поскольку в лимиты денежных средств, выделяемых КЭЧ, аренда жилья попросту не заложена. И это не единственный абсурд, связанный с самарским квартирным переделом.
     – Получается, мы строим дома и в селяем в них офицеров, заведомо зная, что второй раз в освобождаемую квартиру вселить никого не удастся, – с горечью констатировал один из представителей командования 2-й гвардейской армии. – Или будем бесконечно судиться-рядиться. Какой же тогда смысл вкладывать средства в жилищное строительство? И как выполнять федеральную целевую программу по переводу на контракт соединений и частей? Как привлекать в армию семейных контрактников, если жилфонд у нас растаскивают, если на городском уровне с нами не хотят идти на конструктивный диалог?
     Полковник Фаим Муртазин полагает, что для решения этого тупикового вопроса городская администрация может заключить соглашение с Самарской КЭЧ о повторном заселении военнослужащими освобождающихся квартир. На основании распоряжения главы города можно доверить КЭЧ выдавать договоры социального найма или же поручить их выдачу районным администрациям. Сама Самарская КЭЧ неоднократно обращалась с подобными предложениями в различные инстанции как по линии Минобороны, так и по линии городской власти. Была проведена инвентаризация и составлены списки «спорных» квартир, в которых проживают несколько десятков семей военнослужащих. Но ситуация так и не сдвинулась с мертвой точки. В результате офицеры вынуждены защищать свои права в суде. Но можно ли считать такую практику нормальной?
     Можно ли вообще возлагать задачу сохранения жилого фонда Минобороны исключительно на тех, кто оказался в этой ситуации крайним? Кто вместе с заветным клочком бумаги с печатью Самарской КЭЧ обрел головную боль не на один месяц, а может, и год?
     По большому счету, какое служивым дело, кто в Самаре у власти – Лиманский или Тархов? Какая из партий проталкивает своего кандидата на пост городского головы? Для них главное, чтобы выполнялся ЗАКОН, защищающий их социальные интересы. Чтобы государство, призывавшее в час суровых испытаний отстаивать его территориальную целостность, не умывало теперь руки. Не вынуждало воевать снова, теперь уже с чиновниками, за собственную квартиру. Но именно так сегодня и происходит. Причем воюют-то в Самаре не кто-нибудь, а ветераны боевых действий, не раз и не два побывавшие в «горячих точках». И эта война отнимает у них гораздо больше нервов…
     
Куда подует ветер?

     Начальник инженерных войск 2-й гвардейской армии полковник Леонид Ишанкулов, о безуспешной борьбе которого за крышу над головой «Красная звезда» уже рассказывала, в последних числах декабря получил официальный ответ из паспортно-визовой службы Самары о том, что она отказывается зарегистрировать его вместе с семьей по месту жительства на улице Аминева, дом 8, кв. 27. Обосновывается это опять-таки тем, что квартира, выделенная Ишанкулову жилищной комиссией, находится в муниципальной собственности. По этой причине в администрации Промышленного района Самары ветерану боевых действий, имеющему государственные награды, отказывают и в заключении договора социального найма. Перед этим там откровенно «пудрили» офицеру мозги, то заявляя, что не будут препятствовать его заселению в освободившуюся квартиру, то меняя свою позицию.
     – Такое впечатление, что разыгрывается какой-то спектакль, – рассказывает полковник Ишанкулов. – Заместитель главы администрации района талдычил мне одно, а на деле получалось совсем другое…
     В итоге офицер остается бомжем. Но его хотя бы не выкинули из квартиры, как семью того же подполковника Гука, убывшего к новому месту службы в Таджикистан. И надежд на справедливое решение вопроса в городе, возглавляемом ставленником «Справедливой России», у «кинутых» военнослужащих остается все меньше. Ведь если поддержанный «Единой Россией» Георгий Лиманский предлагал хоть какие-то пути «разруливания» ситуации, то «эсэр» Виктор Тархов однозначно считает, что «предоставление органами местного самоуправления военнослужащим жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма не представляется возможным». Такая вот «справедливость»…
     Представителей самарских властей не смущает даже то обстоятельство, что собственность на бывшие «военные» дома юридически городом не оформлена. Ведь право распоряжаться ими наступает только с момента оформления соответствующих документов в Регистрационной палате. Следовательно, квартиры офицерам распределялись абсолютно правомерно.
     …Проблема эта рано или поздно разрешится. Но слишком уж затягивается время ее решения. Офицеры нанимают адвокатов, тратят в судах время, нервы, деньги. Они продолжают скитаться по чужим углам, опять-таки выкладывая за это большую часть своего денежного довольствия. Ведь жить им где-то надо уже сейчас, не дожидаясь, пока судьи разберутся в хитросплетениях отечественного законодательства и вынесут свой вердикт (очередные судебные заседания по искам полковника Ишанкулова и подполковника Гука назначены на февраль). Да и не факт, что вердикт этот станет истиной в последней инстанции. Сколько уже примеров, когда решения по подобным юридическим казусам оспаривались, рассматривались в судах высшей инстанции и в конце концов отменялись. К тому же не секрет, что судебная власть в регионах все еще очень зависима от пресловутого административного ресурса. И она нередко ждет, куда подует ветер…
     – Очень обидно за армию, – сказал, комментируя эту ситуацию, один из офицеров Самарского гарнизона. – Вот так служишь за копейки, надеешься под конец службы получить нормальную квартиру, получаешь, а ее у тебя… отбирают.
     В Самаре все чаще говорят, что проблему эту надо решать на федеральном уровне, внося соответствующие изменения в Жилищный кодекс, другие нормативно-правовые акты. В дополнение к распоряжению правительства о передаче «военных» домов в муниципальную собственность, видимо, должно последовать разъяснение о том, какие функции передаются при этом местным властям, а какие остаются у Минобороны. И самое главное, за кем остается право распределять освобождающуюся жилплощадь. В противном случае каждый будет трактовать ситуацию в свою пользу. А «новаторский» подход самарских властей возьмут на вооружение и в других регионах. Дурной пример, как известно, заразителен. Ибо сегодня, отмечает подполковник юстиции Александр Скороходов, норма закона есть, а механизм ее реализации отсутствует.
     Причем решать все это надо немедля, не дожидаясь, пока у вернувшихся с рождественских каникул депутатов дойдут руки до этого «незначительного» вопроса. Пока они его рассмотрят, пока примут поправку в первом, втором, третьем чтениях, может пройти еще полгода. А допускать этого нельзя. Обнаружившаяся нестыковка законов очень больно бьет по людям в погонах, членам их семей. Некоторые из них на этой почве впали в глубокую депрессию, некоторые вовсе находятся на грани нервного срыва. И нет никакой гарантии, что завтра из Самары не придут новые печальные вести…


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex