на главную страницу

31 Января 2007 года

Наша жизнь

Среда

Хождение по мукам…

Юрий АПАЛЬКОВ, «Красная звезда».




     «За последние месяцы, с момента получения сертификата, я потерял здоровья больше, чем за 30 лет службы на Крайнем Севере, на атомных подводных лодках Северного флота».
     Это из заявления бывшего моряка-подводника Северного флота старшего мичмана Владимира Нийкалюка в Конституционный суд России. Он и еще шесть бывших и действующих военнослужащих обратились с просьбой проверить конституционность ст. 100 Федерального закона № 122 и соответствующих изменений, внесенных этим законом в пункты 2 и 14 ст. 15 закона «О статусе военнослужащих». Как сообщает Интерфакс, 23 января Конституционный суд РФ приступил к проверке в открытом заседании норм 122-го закона (о замене натуральных льгот денежными компенсациями), регламентирующих предоставление жилья военнослужащим.
     Да, именно жилье, а точнее говоря, его отсутствие, как правило, становится причиной большинства проблем военнослужащих. Как семейно-бытовых, так и служебных. Порой просто удивляешься выдержке, терпимости и самих военнослужащих, и их семей, годами живущих в переоборудованных казармах, бытовках или «пожарках». Отдавая себя всецело службе, они искренне верят, что государство не останется безучастным к их судьбе и за все годы вынужденных лишений осчастливит к моменту увольнения настоящей квартирой. Между прочим, ни для кого не секрет, что именно с надеждой решить жилищные проблемы люди часто связывают свою судьбу с Вооруженными Силами. Надо признать, что во времена СССР эти надежды оправдывались. Например, мой родной дядя, к сожалению, ныне покойный, завершив службу в небезызвестной для старшего поколения «Кушке», в конце концов осел в Витебске, где получил вполне приличную благоустроенную квартиру. А столь ли радужны жилищные перспективы нынешних офицеров? И случайно ли возник прецедент обращения в Конституционный суд?
     По мнению другого заявителя Валерия Казанцева, подавшего жалобу в суд, нормы Федерального закона №122 ограничивают право на обеспечение жильем военнослужащих, уволенных в запас до 1 января 2005 года, поскольку лишают их права на получение жилья «в натуральном виде», оставляя право лишь на получение жилищного сертификата.
     Сертификат – вот уж действительно источник головной боли, повод для хождения по мукам… Чего только не наслушаешься от людей, рискнувших решить жилищный вопрос именно с помощью программы Государственных жилищных сертификатов. Думаю, что и те, кому «посчастливилось» удачно реализовать сертификат, не могут без волнения вспоминать о попутных злоключениях.
     «С мая 2003 года я стоял в очереди на получение государственного жилищного сертификата в городе Зеленограде, – сообщает в заявлении в Конституционный суд старший мичман Владимир Нийкалюк. – Однако, получив его в 2005 году, обнаружил, что суммы, предусмотренной сертификатом, – 723 тыс. 816 руб. – для покупки того жилья, на которое рассчитывал, недостаточно».
     Далеко не всякий военнослужащий может позволить себе доплатить недостающую разницу между реальной стоимостью квадратного метра жилплощади заложенной в сертификате. Еще бы, ведь в определенные моменты эти доплаты могут составить сумму, равную «стоимости» сертификата.
     Пока согласно действующим нормам стоимость квадратного метра жилья, заложенного в сертификат для Москвы и Санкт-Петербурга, была выше, чем в любом другом регионе, практически все отставные военнослужащие, имеющие право на получение сертификата, «хотели жить» в этих двух городах. Агентства недвижимости очень быстро освоили новое направление в своем бизнесе – обналичивание сертификатов. То есть теоретически тот же старший мичман Нийкалюк мог, получив столичный сертификат, через агентство обналичить его и приобрести где-нибудь в средней полосе России вполне приличное жилье. Однако всякое, мягко говоря, противозаконное действо грозит плачевными последствиями. Вспоминаю весьма характерный случай, когда офицер, отдавший армии более 25 лет, глава многодетной семьи, получил сертификат на Москву и с упоением рассказывал коллегам, сколько у него еще останется денег после покупки трехкомнатной квартиры в Подмосковье. Увы, к моменту обналичивания сертификата с его помощью уже трудно было купить однокомнатную квартиру: цены на жилье росли стремительно. Спасли семью того офицера родственники, оказав вскладчину помощь при покупке квартиры в Нижнем Новгороде. А сколько таких случаев по России? И не все они, к сожалению, разрешились так благополучно.
     Обращение военнослужащих в Конституционный суд – это крайняя мера. Людям, чья жизнь определяется уставами, приказами, выстраивается по особым правилам, вообще не свойственно чего-либо требовать взамен от государства. Но, видимо, наступило такое время, что за кое-что можно и «повоевать», используя союзником законы.
     Государственная программа жилищных сертификатов конечно же очень многим военнослужащим помогла решить квартирный вопрос. Однако вряд ли хоть одна сделка при покупке квартиры не потребовала от военнослужащего доплаты, пусть даже малой, но из своих личных, весьма скромных сбережений. А правильно ли это?
     На кого же еще надеяться государевым людям, как не на решения правовых структур родного государства, интересы которого они защищают не щадя подчас жизни?


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex